После полномасштабного вторжения авиационная отрасль Украины оказалась в состоянии глубокой трансформации. Частично разрушена, частично релоцирована, а по сути - загнана в угол из-за потери производственных мощностей и отсутствия системной поддержки государства. Правительство до сих пор не ввело системного решения по сохранению и развитию отрасли, которая критически важна для обороны, экспорта и экономики.
Авиационная отрасль относится к наиболее интеллектуально-, трудо- и финансовоемким сферам. Она является неотъемлемой частью военно-промышленного комплекса Украины и выполняет критическую роль в оборонной системе: обеспечивает боевые и логистические задачи, ремонт и модернизацию техники и, кроме всего является экономически эффективной: каждая гривна, вложенная в ее развитие, приносит десятикратную отдачу. Сегодня авиационная отрасль обеспечивает по меньшей мере 10 000 рабочих мест высококвалифицированных специалистов и стимулирует развитие смежных сфер промышленности и технологий. В то же время без поддержки государства отрасль рискует потерять как технический потенциал, так и профессиональную школу, ведь ее деятельность существенно усложняется во время войны.
В то же время сегодня украинская авиация переживает самые большие вызовы за всю историю своего существования. С момента полномасштабного вторжения отрасль испытала существенные трудности: разрушены производственные мощности - до 50%. 80% предприятий находятся на левобережной Украине и постоянно подвергаются обстрелам.
Крупные предприятия получили разрушения, что привело к снижению производственных объемов, и заставило их провести релокацию в более безопасные регионы. Релокация требует времени и государственной поддержки.
Кроме внешних - военных - угроз, авиационная отрасль сталкивается и с рядом внутренних вызовов: нормативными барьерами, критической зависимостью от советской авиатехники и нестабильностью поставок комплектующих. С начала полномасштабного вторжения гражданская авиация в Украине полностью прекратила полеты - небо остается закрытым уже более трех лет, что является беспрецедентным случаем для Европы со времен Второй мировой войны. Решение о его частичном открытии возможно только при условии снижения военных рисков и согласования с международными структурами. Ни одна страховая компания в мире не берется страховать военные риски для гражданской авиации в Украине. Дополнительно ситуация осложняется потерей доступа к технической базе и разрывом логистических цепей, что препятствует полноценному обслуживанию и использованию имеющегося парка авиатехники.
Кроме того, в последние годы происходит существенный спад производственных возможностей у производителей воздушных судов и комплектующих к ним (двигатели, оборудование, композитные материалы и т.д.). Из-за смены поставщиков сырья для изготовления комплектующих к самолетам (от металла до микрочипов) происходят сбои в сроках поставки.
Из-за санкционных ограничений, правовой неопределенности и противоречивой таможенной практики многие украинские компании потеряли доступ к нужным запчастям. Поставки даже тех комплектующих, которые хранятся в странах НАТО (в частности бывших членов Варшавского договора), блокируются из-за трактовки их как «товаров российского происхождения». До полного импортозамещения государство должно разрешить временный ввоз советских или российских деталей, изготовленных до 2022 года, из третьих стран - под гарантии и контроль. Пока же нет четких правил, отрасль работает в режиме выживания: военную технику обслуживают гражданские предприятия, а авиакомпании пытаются выполнять контракты без доступа к технической базе и деталям.
В целом украинским предприятиям государство должно официально разрешить до момента импортозамещения отечественными или западными аналогами ввоз в Украину из-за рубежа, кроме государства-агрессора, комплектующих изделий, запасных частей и расходных материалов, разработки бывшего СССР или РФ, при условии, что такие комплектующие были изготовлены до полномасштабного вторжения в Украину.
Без оперативных решений со стороны государства авиационная отрасль рискует потерять способность выполнять оборонные контракты, обеспечивать работу военной и гражданской авиации и удерживать профессиональные кадры. Речь идет не только о техническом постоянстве, но и о сохранении инженерного и технологического суверенитета Украины в условиях войны.
Стоит понять простую истину - украинская авиация имеет свое согласование с СССР и ничего в этом страшного нет. Украинская авиационная школа формировалась в единой парадигме координат СССР. Понятно, что отказываясь от советских типов воздушных судов и/или комплектующих советского происхождения, например, самолетов Антонов, мы отказываемся от всей авиационно-технической инфраструктуры (заводы, линии производства, кадры, высшие учебные заведения и т.п.), то есть отказываемся от украинской авиационной отрасли и теряем свой технологический суверенитет. Если авиационная отрасль Украины не достигнет общего решения по дальнейшей эксплуатации воздушных судов бывшего СССР, которые были спроектированы на территории РФ, то из-за отсутствия координации между организациями-разработчиками и эксплуатантами не сможет в дальнейшем поддерживать летную годность техники и в конце концов прекратит свое существование. Главная цель - прийти к общему решению между авиационной отраслью относительно дальнейшей эксплуатации воздушных судов бывшего СССР, которые были спроектированы на территории рф.
Таким образом, ключевым вопросом для сохранения авиационной отрасли остается доступ к советским комплектующим, без которых невозможно поддерживать в рабочем состоянии значительную часть украинского авиапарка. Хотя эти детали десятилетиями хранятся на складах в странах ЕС, их импорт блокируется из-за юридических недоразумений и обвинений в «сотрудничестве с государством-агрессором». Такая неопределенность угрожает не только предприятиям, но и обороноспособности страны.
Подытоживая, государство должно немедленно создать механизм контролируемого импорта критических компонентов. Прежде всего речь идет о разрешении на ввоз советских запчастей, изготовленных до 2022 года, из третьих стран под государственный контроль, а также разработка на уровне Правительства стратегии устойчивого развития авиационной отрасли Украины. Ведь это - не торговля, а вопрос национальной безопасности, технологического суверенитета и стратегического выживания авиационной отрасли в долгосрочной перспективе.