Глава украинской делегации в Минской ТКГ Леонид Кравчук заявил о поставленном ультиматуме со стороны Российско Федерации относительно Донбасса. По его словам, Москва заблокировала обмен пленными, разминирование, развод сил и средств, и подготовку к встрече лидеров нормандской четверки, пока Верховная Рада не изменит постановление О назначении очередных местных выборов в 2020 году.
Эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко специально для "Апострофа" рассказал о перспективах принятия такого решения народными депутатами.
Ультиматум России вряд ли приведет к остановке переговоров. Россияне таким образом посылают сигнал о том, что нам нужно придерживаться той последовательности Минска, которую они считают правильным.
Если перемирие будет и дальше держаться, то переговоры перейдут к обсуждению политических вопросов. Москве важно зафиксировать, что сначала выборы, изменение законодательства, амнистия и так далее, а потом уже возвращение контроля над границей.
Но я не думаю, что Рада вообще будет это рассматривать. А если и будет, то это ни на что не повлияет, потому что технически возможности провести там выборы не существует.
В любом случае Украину и Россию ждут затяжные переговоры и торги на тему того, что сначала будет выполняться. Если желание Москвы и Киева решить проблему Донбасса серьезно, то будут искать какой-то компромисс в этом пространстве. Если желания особого нет, то это просто будет один из эпизодов, которых впереди еще очень много.
Мне кажется, что было бы неправильно и расточительно потерять возможность, которую дарит устоявшееся перемирие. Это действительно важное достижение, создающее возможности для продвижения вперед по выходу из тупика, в котором мы находимся. И по отведению войск, и по разоружению, и по установлению зоны безопасности и по политиическим вопросам.
Фундамент создан и я вижу возможность, чтобы двигаться дальше даже более успешно, чем это было в прошлом году. Но будет это или нет – сказать сложно, потому что политические позиции Зеленского становятся все слабее.
Сможет ли он чего-то достичь без поддержки парламента и даже собственной фракции, получая массу критики в сторону Офиса президента и близких ему людей, сможет ли он принимать принципиальные решения, которые изменят ход конфликта? Это большой вопрос.