Одним из важных военно-политических событий уходящего месяца стал визит президента Владимира Зеленского в Турцию и его встреча с лидером этой страны Реджепом Тайипом Эрдоганом. В присутствии двух президентов был подписан "Меморандум о намерениях относительно реализации оборонно-промышленных проектов", касающийся строительства беспилотных комплексов и военных кораблей и другие документы. О том, как разворачивается военное сотрудничество между Украиной и Турцией и долго ли оно продлится – в материале "Апострофа".
Турецкий разворот
После аннексии Крыма и начала войны на Донбассе Украина была вынуждена целиком и полностью пересмотреть свои приоритеты в военно-техническом сотрудничестве. Был запущен механизм импортозамещения в продукции военного назначения, так как по состоянию на 2014 год, львиная доля комплектующих и агрегатов была российского производства. И это было понятно – все предыдущие годы власть настойчиво проводила политику как можно более тесной интеграции с "северным соседом".
В изменившихся условиях украинские предприятия взяли курс на сотрудничество с западными компаниями. Но тут оказалось, что в ЕС превалируют политические моменты и любые попытки просто купить летальное оружие или комплектующие для него наталкивались на сопротивление. Нам не продали даже двигатели для бронетранспортеров.
Тогда начался мучительный поиск новых партнеров, которые с одной стороны были бы заинтересованы в военно-техническом сотрудничестве, а с другой – могли бы предложить свое оружие и технологии.
В итоге ныне наши предприятия оборонного комплекса сотрудничают в военно-технической сфере с двумя странами – Польшей и Турцией. Причем с Анкарой у нас сейчас что-то вроде "медового месяца". Имея серьезные геополитические амбиции такой себе региональной сверхдержавы, Анкара увидела в Украине шанс с одной стороны заявить о себе как реальном игроке на внешнеполитической арене, а с другой – за небольшие деньги серьезно усилить свои военные возможности.
Поэтому уже в 2016 году была принята пятилетняя программа финансовой помощи Киеву в объеме $15 млн. Впрочем, поначалу большая часть денег была направлена на подготовку бойцов ВСУ в турецких учебных центрах и только незначительная – на закупку оружия турецкого производства. Затем началось и полноценное военно-техническое сотрудничество, пиком которого можно считать подписанный 16 октября в Анкаре в присутствии президентов двух стран Владимира Зеленского и Реджепа Тайипа Эрдогана "Меморандум о намерениях относительно реализации оборонно-промышленных проектов".
Его содержание, конечно, не является публичным, однако из выступления того же украинского президента можно говорить об углублении сотрудничества в области строительства беспилотной авиации, кораблей военного флота и всех видов турбинных двигателей.
Кроме того, стороны подписали Рамочное военное соглашение между Кабинетом министров Украины и правительством Турции. Соглашение должно расширить возможности реализации действующего украинско-турецкого сотрудничества в сфере обороны.
Владимир Зеленский и Реджеп Эрдоган
Танки наши быстры
Первой областью, в которой сотрудничество уже принесло серьезные результаты, стало участие украинских предприятий в программе модернизации бронетанковой техники вооруженных сил Турции. Речь идет, прежде всего, об основных боевых танках M-60A3 и M-60T.
Причем по большей части турецкую сторону интересовали не сколько поставки, сколько трансферт технологий. Так, за очень короткое время были подписаны контракты на локализацию производства в Турции комплекса активной защиты "Заслон" (под местным обозначением Pulat), а также частичной локализации производства 120-миллиметровых ствольных управляемых ракет "Конус".
Убийственные дроны
Осенью 2018 года был подписан контракт на $69 млн между государственной компанией "Укрспецэкспорт" и турецкой компанией Baykar Makina о покупке Украиной одного беспилотного ударного комплекса BayraktarTB2 (шесть ударных дронов, две станции управления) и 200 ракет к нему.
Затем на трехмесячных курсах в турецком городе Кишан на учебно-производственной базе производителя беспилотного авиационного комплекса - компании Baykar Makina были подготовлены инструкторы, техники, операторы, специалисты терминала наземных данных и станции наземного контроля БАК.
Все аппараты были получены к марту 2019 года, сведены в одну эскадрилью, которая базируется на аэродроме в Хмельницком, и сейчас проходят полевые испытания.
Bayraktar TB2 были задействованы для отработки учебно-боевых задач в ходе крупных стратегических командно-штабных учений "Объединенные усилия – 2020", которые проходили с 22 по 25 сентября 2020 года в южных районах Украины.
О значительном увеличении количества таких беспилотников и о планах лицензионного производства на территории Украины 5 октября 2020 года заявил в своем интервью генеральный директор государственной компании "Укрспецэкспорт" Вадим Ноздря. По его словам, Украина в ближайшее время планирует поставить на вооружение еще 48 единиц Bayraktar TB2. Для реализации этих планов планируется крупноузловая сборка на территории Украины, при этом стоимость каждого комплекса в таком случае уменьшится на 35% (и это с учетом импортных комплектующих, которые сама Турция закупает).
Министерство обороны Украины сейчас ищет места для локализации такого производства. Среди возможных вариантов — авиационные заводы в Запорожье, Николаеве и Одессе, однако окончательное решение пока не принято.
Bayraktar TB2
Чтобы понимать, что этот контракт значит для Турции, отметим, что за все время силовые структуры этой страны получили всего 107 "Байрактаров".
Однако стоит заметить, что такое соглашение стало возможным только на основе компромиссного решения — взамен турецкая сторона получит лицензию на производство противотанкового ракетного комплекса "Скиф" (экспортное название "Стугна-П").
Кроме того, Украина со своими двигателями АИ-450Т разработки госпредприятия "Ивченко-Прогресс" также принимает участие в довольно перспективной программе другого беспилотника – Akinci, который планируется принять на вооружение турецкой армии уже в 2021 году. Украина с 2021 до 2030 года должна поставить более 500 двигателей стоимостью более $600 млн.
Военно-морской флот
Довольно перспективным направлением сотрудничества является военно-морское направление. Тут турецкую сторону интересуют, прежде всего, наши газотурбинные двигатели николаевского производства, а нас – опыт строительства флота в Черном море, ведь не секрет, что турецкий флот сейчас весьма сбалансированный и отвечающий вызовам времени. Из конкретики пока известно о том, что в турецких учебных заведениях пройдет подготовку большая группа наших моряков.
Что касается технического сотрудничества, то уже появились, например, неофициальные данные о том, что турки могут принять участие в возобновлении производства наших корветов (если такое решение будет принято), а также в катерной программе.
Перспективы
Пока непонятно как долго будет продолжаться столь плотное сотрудничество. Ведь, откровенно говоря, более или менее современных технологий наша военная промышленность может предложить немного и практически все они в той или иной мере задействованы турецкой стороной.
Большой вопрос - будет ли Анкара вкладывать деньги в дальнейшие разработки или же Украине уготована участь стать еще одним рынком сбытом для быстрорастущей турецкой военной промышленности. Тут уже будет зависеть от многих факторов, которые предсказать достаточно сложно.