В июле 2020 года правительство создало Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности, которое должно заниматься реформой оборонно-промышленного комплекса. Главой ведомства стал вице-премьер-министр ОЛЕГ УРУСКИЙ. В программе Роксаны Руно "Все по беспределу" на Апостроф TV он рассказал, что уже удалось сделать Министерству за полгода работы, какие взаимоотношения с ГП "Укроборонпром", удалось ли побороть коррупцию в сфере ОПК и какими будут дальнейшие шаги ведомства.
- Зачем создавали Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности, в чем его основные функции?
- Если посмотреть на историю независимой Украины, то все время существовал центральный орган исполнительной власти, который занимался вопросами, связанными с оборонно-промышленным комплексом страны. Сначала это был Государственный комитет, потом было Министерство по вопросам машиностроения военно-промышленного комплекса и конверсии, потом было Минпромполитики, снова Госкомитет и так далее.
Поэтому, когда в 2010 году был создан государственный концерн "Укроборонпром", как квазиструктура, взявшая на себя, в частности те функции, которые присущи органу исполнительной власти - это было для нас совершенно новой ситуацией. Практика показала, что это был не достаточно удачный опыт, и поэтому через некоторое время в экспертном кругу возник вопрос о восстановлении центрального органа исполнительной власти, который бы занимался оборонно-промышленной политикой в нашей стране. Тот хаос, который образовался именно в деятельности предприятий, связанных с оборонной промышленностью, явно не соответствовал тем возможностям, которые наш оборонно-промышленный комплекс должен демонстрировать.
- Кто вам сделал предложение пойти на эту должность?
- Это предложение сделал президент Украины Владимир Зеленский. Мы с ним имели довольно продолжительный разговор, и он убедил меня возглавить это ведомство, при условии согласования Верховной Радой, конечно.
Во время разговора он выразил глубокую обеспокоенность сложившейся в этой области ситуацией. Решение о необходимости (создания министерства, - "Апостроф") было принято заранее - еще в феврале 2020 года, когда было введено в действие решение СНБО указом президента. Это решение, в частности, предусматривало создание соответствующего центрального органа исполнительной власти и введение соответствующей должности.
Одной из основных задач, которые поставил президент Украины, была реформа оборонно-промышленного комплекса. В первую очередь, его государственной составляющей, но и непосредственно всего оборонного комплекса, потому что это не только государственные предприятия, а и частный сектор нашей экономики, который с каждым годом становится еще более мощным и более весомым в нашей отрасли.
- У Министерства есть недопонимание с "Укроборонпромом"? В конце прошлого года об этом писали в СМИ.
- Вы знаете, можно сказать, что за эти полгода мы проходим определенный путь эволюции наших взаимоотношений с государственным концерном "Укроборонпром". Изначально мы установили диалог, и я вам скажу, что те наработки, которые были в "Укроборонпроме" - предыдущей команды - мы рассмотрели. Я ознакомил их со своим видением. Во многом наши взгляды совпадают, но были моменты, в которых они принципиально отличались. В конце концов, мы работали над тем, чтобы выработать общую точку зрения.
Однако в определенный момент возникли нюансы, которые являются рабочими, но стали доступными всему сообществу. Я считаю, что это недопустимо. Не потому, что это непрозрачно, а потому что появившиеся нюансы должны решаться исключительно на уровне специалистов, а потом уже можно представлять обществу принятое решение. Компромиссное оно или нет, но есть структуры, которые стоят выше, и принимают окончательное решение.
- Суть реформы оборонно-промышленного комплекса - это оптимизация принадлежащего государству имущества: ненужное продать, нужно привести в порядок. Здесь еще вопрос по большим площадям, принадлежащим государственным предприятиям. Некоторые говорят, что передача этих площадей застройщикам или некоторым людям - это признак коррупции, и так делать не надо. Что вы об этом скажете?
- Реформа, которую вводит президент и правительство, делается не ради реформы, а ради того, чтобы оптимизировать и получить настоящее, нормальное, цивилизованное лицо нашего ОПК. Мы проанализировали состояние предприятий, входящих в состав государственного концерна, и я сейчас буду говорить о государственной составляющей. На тот момент это было 137 предприятий, из которых 21 оказалось на временно оккупированных территориях. Была существенная доля тех предприятий, которые вообще потеряли взаимоотношения с оборонной промышленностью. Были те, которые фактически находились на стадии банкротства. Они не выполняли государственного оборонного заказа, не имели никакой экспортной составляющей.
Было определено несколько групп таких предприятий. Первая группа - это те предприятия, которые подлежат передаче Фонду госимущества и приватизации. Они вообще не имеют активов или серьезного ресурса, который мог бы быть привлечен к оборонно-промышленному комплексу. Это уже начато, первая партия таких предприятий была определена. Правительство приняло решение в прошлом году о передаче их в Фонд государственного имущества. Другая часть предприятий - это те, которые не имеют никакого отношения к государственному оборонному заказу, но имеют хорошие активы, которые, на наш взгляд, могут быть использованы в интересах развития оборонно-промышленного комплекса Украины. Такие предприятия также будут передаваться Фонду, но мы хотели бы привлечь реализованные средства в Государственный фонд развития оборонной промышленности, который планируется создать. Сейчас Министерство со специалистами разрабатывает различные варианты возможного создания такого Фонда.
- То есть в Министерстве появится и фонд. Столько надстроек нужно?
- Это не в Министерстве. Он может быть при Министерстве, а может быть принято какое-то другое решение. Мы будем работать с депутатами Верховной Рады, чтобы все это было прозрачно, чтобы не думали, что эти избыточные средства и имущество, которое будет реализоваться, будут использованы непрозрачно.
Фонд - это инструмент, который будет помогать. Оборонно-промышленный комплекс сегодня требует серьезных инвестиций. И реформа собственно и делается для того, чтобы мы привлекали эти инвестиции. Они могут быть привлечены за счет создания нормальной функциональной бизнес-среды - акционерные общества, холдинговые компании, которые смогут продавать акции потенциальным инвесторам под руководством государства. Дополнительным источником реформы и развития ОПК должен быть этот Фонд.
На сегодня бюджет, к сожалению, не может обеспечить потребности в обновлении станкового парка, в обновлении технологий, в которых на сегодня нуждается наша оборонная промышленность. Поэтому мы вынуждены искать дополнительные резервы, которые мы могли бы привлечь именно к финансированию оборонно-промышленного комплекса.
- В какой составляющей в этой цепочке крупнейшие коррупционные риски? Мы слышим, что оборонка мало получает, а на самом деле в НАБУ открыты дела по схемам, когда из бронетанковых заводов выводили миллионы.
- На самом деле коррупционная составляющая может присутствовать везде, в том числе и при реализации избыточного имущества. Если мы будем делать реструктуризацию предприятия, а это, безусловно, надо делать, то будут высвобождаться площади. Куда эти площади будут деваться, кто их будет контролировать - это все вопросы. Безусловно, здесь может быть коррупционная составляющая, если делать это не под контролем общества, а какими-то закрытыми схемами и методами. Поэтому здесь должен быть парламентский контроль, контроль общественных организаций - каким образом мы планируем осуществлять именно такие действия.
- То есть схемы на сегодня еще нет? Эти предприятия будут переданы Фонду госимущества. А дальше?
- Те, что уже переданы, там вообще нет активов. Что касается следующей партии предприятий, мы хотим, чтобы эти активы были переданы и затем проданы. Эти средства уже будут привлечены для развития нашей промышленности.
- Пошаговой схемы пока нет?
- Пока нет. Она сейчас в стадии разработки, и мы готовы к общению с юристами, финансистами, народными депутатами, чтобы мы выработали этот механизм. Чтобы он был четкий, понятный, прозрачный, и ни у кого не возникало никаких желаний использовать эти средства. Есть мировые примеры. Турция также шла подобным путем. Я не говорю, что мы, как государство, должны этому примеру подражать полностью, но все положительное, что есть у наших партнеров, мы должны учитывать. И мы будем это делать.
- Законопроект № 3822 "Об особенностях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса государственной формы собственности" депутаты проголосовали в первом чтении. "За" проголосовали только 227 нардепов - на 2 голоса больше, чем необходимый минимум. Каково ваше отношение к этому законопроекту?
- На самом деле процесс принятия этого закона имеет свою историю. Сам проект был разработан специалистами "Укроборонпрома", Минэкономики и нардепами еще до создания нашего Министерства. Когда состоялось мое назначение на должность, мы собрались в профильном комитете Верховной Рады и договорились о создании рабочей группы, которая должна доработать указанный законопроект с учетом тех реалий, которые сложились на момент образования Министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности. Такая рабочая группа была создана, ее возглавляет первый заместитель министра. В ней работали и народные депутаты, и секретариат комитета, и представители "Укроборонпрома". В конце концов, работа велась в течение 2-2,5 месяцев.
Видимо, не все замечания Министерства и пожелания "Укроборонпрома" были учтены, но мы совместно с депутатами пришли к какому-то компромиссному варианту, который в итоге был представлен на рассмотрение Верховной Рады. Именно тогда весь этот негатив, который состоялся в отношениях министерства и "Укроборонпрома", был, в том числе, связан с подходами к проекту закона. После того, как был назначен новый глава государственного концерна, мы вышли на общую позицию - мы движемся дальше вперед. Ничего идеального в мире, все требует доработки и улучшения.
- Вас не устраивает, что будет второе чтение, что внесут правки?
- Я не могу говорить, что нас что-то не устраивает. Есть позиции, которые мы хотели бы в этом законе усилить. В первую очередь это касается роли Министерства в процессах, связанных с реформированием предприятий "Укроборонпрома". Я считаю, что государство, в лице центрального органа исполнительной власти, который отвечает за эту политику, должно обладать более серьезным влиянием, и это более конкретно должно там звучать. Я надеюсь, что народные депутаты поддержат такую позицию, и мы на второе чтение получим немного другую версию этого проекта закона.
- В адрес вашего Министерства раздаются упреки, что оно желает подчинить авиастроительные заводы напрямую "Укроборонпрому". Это правда?
- Да, это правда. Когда мы рассматривали процесс реформирования оборонной промышленности, докладывалось это и президенту Украины, и премьер-министру. Было понимание, что мы движемся в направлении создания структуры на базе тех предприятий, которые сегодня есть в составе "Укроборонпрома" и подчиненных Государственному космическому агентству Украины. Первым этапом является корпоратизация тех предприятий, которые будут составлять основу ОПК, которые не пойдут на приватизацию. На базе этих корпоратизированных предприятий будут созданы холдинговые компании по направлениям.
В частности, когда шла речь о государственной компании "Аэрокосмические системы Украины", предполагалось, что холдинговые компании, связанные с "Антоновым", "Авиадвигателестроением" и Государственным космическим агентством, образуют ракетно-космический центр "Южный".
Таким образом, если процесс трансформации "Укроборонпрома" должен был идти по направлению к оборонным системам Украины, то авиационные предприятия, которые должны были составить основу компании "Аэрокосмические системы Украины", должны контролироваться Министерством. Это добавление части предприятий космического агентства и предприятий, которые выходят из оборонных систем в другую холдинговую компанию.
Авиационные профсоюзы выступали за то, чтобы немедленно выйти из "Укроборонпрома" и перейти в Министерство. Их позиция была ясна, потому что те средства, которые тот самый "Антонов" перечислял на содержание государственного концерна, с каждым годом становились все больше и больше. Если проанализировать эту динамику, то в 2018 году это было на уровне 19 млн, в 2019 - 37 млн, в 2020, до образования министерства, - 50 млн, а уже после появления министерства - 100 млн они перечислили. И дальше этот процесс продолжался, поэтому, конечно, коллективы были не очень довольны и выражают такую позицию.
Но сегодня принято такое решение - и мы его выполняем - что трансформация и корпоратизация авиационных предприятий будет осуществляться под управлением госконцерна "Укроборонпром".