Вчера в Минске состоялся саммит Содружества Независимых Государств (СНГ). Впервые президент Украины отказался участвовать в мероприятии такого формата, что не помешало украинскому вопросу стать самым обсуждаемым на саммите. Участники встречи выразили обеспокоенность «дезинтеграционными тенденциями» со стороны Украины, а отказ Петра Порошенко посетить саммит и вовсе вызвал их негодование. Впрочем, знаковых решений саммит не принес. Ключевые договоренности были достигнуты в ходе заседания совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Россия, Беларусь и Казахстан подписали исторический документ о прекращении существования организации, с 2015 года она начнет работать в формате Евразийского экономического союза при участии Армении и Киргизии.
Заседания совета глав государств Содружества Независимых Государств (СНГ) состоялось вчера во Дворце независимости в Минске (Беларусь). Впервые в мероприятии такого формата не принял участия украинский президент. Согласно сообщению пресс-службы главы белорусского государства Александра Лукашенко, в телефонном разговоре Петр Порошенко принес извинения в связи с отсутствием на саммите и «убедительно попросил довести позицию Украины до остальных участников встречи».
Следует отметить, что отношения официального Киева с СНГ в последний год носили неоднозначный характер. В частности, в марте после аннексии Россией Крыма украинские власти назвали СНГ «марионеточным образованием Москвы» и пригрозили прекратить участие в организации. Впрочем, спустя полгода Украина так и не предприняла никаких шагов в этом направлении (см. А' от 9 октября).
Содружество без дружбы
Несмотря на отсутствие Петра Порошенко, украинский вопрос стал одним из самых обсуждаемых на саммите. В частности, Александр Лукашенко, открывая заседание, заявил, что «нельзя позволить литься крови братского народа» и призвал к «скорейшему прекращению столкновений на востоке Украины». «Мы должны здесь, в рамках СНГ, уделять больше внимания этим проблемам. Потому что куда уже дальше, если война идет на территории одного из наших партнеров»,‒ заявил глава белорусского государства.
Впрочем, Александр Лукашенко не смог скрыть недовольства в связи с явной активизацией контактов официального Киева и Брюсселя. «Недопустимо, наверное, когда животрепещущие вопросы, которые касаются такой страны, как Украина, решаются где-то далеко, не то в Берлине, не то в Милане. Тогда встает вопрос: зачем к нам обращаться по другим вопросам ‒ экономическим, политическим, дипломатическим? Надо их, наверное, решать там ‒ в Берлине или Милане»,‒ возмущался господин Лукашенко.
Обеспокоенность белорусского президента вызвали также «дезинтеграционные тенденции» со стороны Украины, которые он связал с попытками недоброжелателей «похоронить СНГ, как ненужный рудимент».
‒ Настало время откровенно, по-мужски поговорить о дальнейшей судьбе Содружества,‒ строго подытожил Александр Лукашенко.
Большинство глав государств СНГ поспешили признать «исключительную» роль организации на постсоветском пространстве. В эффективности Содружества публично усомнился только президент Молдовы Николай Тимофти. В частности, он воспользовался присутствием главы российского государства Владимира Путина, чтобы высказать претензии в связи с блокированием молдавского экспорта в Россию в ответ на подписание Кишиневом соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
‒ Вызывает сожаление тот факт, что несмотря на все усилия и консультации, наши российские коллеги в одностороннем порядке ввели эмбарго и таможенные пошлины на основные экспортные товары Молдовы, что составляет более 85% нашего экспорта в Россию,‒ посетовал Тимофти.
Владимир Путин выслушал коллегу без особого внимания —‒ он то рассматривал потолок, то перешептывался с Александром Лукашенко. Когда слово перешло российскому президенту, он дал понять, что никаких уступок Молдове ждать не придется.
‒ Россия вела интенсивные консультации с Евросоюзом и Украиной. В итоге удалось договориться отложить до 31 декабря 2015 года применение экономической части соглашения об ассоциации. А где же была Молдова, почему мы с Молдовой не могли выстроить такие отношения? ‒ поинтересовался господин Путин и добавил со вздохом. ‒ Мы хотели и многократно обращались за этим, но, к сожалению, внятного ответа от наших молдавских друзей так и не получили.
Об украинском кризисе господин Путин предпочел не говорить, между тем конфликт на востоке Украины то и дело упоминали в своих выступлениях другие президенты стран СНГ. Наиболее яркой стала речь президента Узбекистана Ислама Каримова, который резко раскритиковал Петра Порошенко за отказ посетить саммит СНГ и «внести ясность в вопрос конфликта на Донбассе». «Давайте зададимся вопросом, кто из нас, руководителей государств СНГ, лицом к лицу встречался с господином Порошенко? Только единицы. Он побывал во многих странах Европы. Но использовать сегодняшнюю возможность посетить саммит СНГ отказался. Украина еще в составе СНГ, а создается впечатление, что Порошенко раздваивается, и не может дать отчет – на пользу ему участие в саммите или нет»,‒ возмутился глава Узбекистана.
Пришли к союзу
Заседание совета глав государств СНГ в расширенном формате продолжалось около трех часов. По его результатам было подписано несколько документов относительно совместных действий стран в сферах культуры, миграции и образования.
Наиболее значимые решение были приняты в ходе заседаний Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), а также Высшего евразийского совета, которые состоялись сразу после саммита СНГ. Стороны подписали соглашение о прекращении существования ЕврАзЭС с тем, чтобы с 1 января 2015 года объединение начало работать в формате Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Кроме того, было подписано соглашение о присоединении к ЕАЭС Армении и дорожная карта, позволяющая Киргизии присоединиться к объединению.
Напомним, ЕврАзЭС было создано в 2000 году, в него вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В 2010 году на базе организации было создано торгово-экономическое объединение Таможенный союз (ТС), в который вошли Россия, Беларусь и Казахстан. В прошлом году Армения неожиданно отказалась подписывать соглашение об ассоциации с ЕС и также выразила желание присоединиться к ТС. Соглашение о создании Евразийского экономического союза было подписано в мае 2014 года.
‒ Мы переходим на новую, более высокую ступень интеграции, что позволит эффективнее решать задачи модернизации экономики наших стран и повышения их конкурентоспособности,‒ заявил Владимир Путин, заверив, что сотрудничеством с Евразийским экономическим союзом интересуется «несколько десятков» государств. Примечательно, что все перечисленные главой РФ потенциальные партнеры оказались странами Азии и Латинской Америки.
О сотрудничестве с Украиной господин Путин упомянул вскользь, заметив, что после отсрочки с вступлением в силу зоны свободной торговли между Украиной и ЕС «появилась возможность откорректировать те положения соглашения, реализация которых могла бы нанести существенный ущерб экономике Таможенного союза». «Нам необходимо выступать с солидарных позиций, чтобы убедить партнеров отказаться от противопоставления европейской и евразийской интеграции в пользу сопряжения обоих проектов»,‒ с нажимом сказал Владимир Путин и обвел взглядом коллег.
Политический аналитик Института Евро-Атлантического сотрудничества Владимир Горбач скептически смотрит на будущее нового объединения. «С одной стороны Путина можно было бы поздравить с созданием такого союза, с другой стороны, не все идет по российскому плану. Первоначально ожидалось, что это будет Евразийский союз без слова “экономический”, то есть союз с большими надгосударственными полномочиями, но младшие партнеры РФ решили не спешить делегировать свои права в ЕАЭС. Планы по привлечению Украины к объединению также провалились. В условиях войны вообще говорить о какой-то интеграции с Киевом не актуально, а Беларусь и Казахстан в любых форматах будут видеть на горизонте Украину, которая избрала другой путь развития»,‒ заявил эксперт.