На встрече министров иностранных дел стран "нормандской четверки", которая состоялась 23 июня в Париже, главы МИД Украины, Германии, Франции и России согласовали декларацию, где говорится о необходимости установить политический диалог между Украиной и представителями так называемых ЛНР и ДНР. Затем президент Украины Петр Порошенко заявил, что отдельные районы Донбасса получат особый статус после внесения изменений в Конституцию. По мнению экспертов, диалог с боевиками и признание особого статуса оккупированных территорий до прекращения огня заставят Украину действовать вопреки собственным интересам и пойти на поводу у России, инициативы которой начал поддерживать Запад.
Всю прошлую неделю украинский политикум обсуждал слухи о том, что Брюссель начал давление на Киев, требуя "мягкого пересмотра" Минских соглашений и реализации Украиной своих обязательств, не дожидаясь ответных шагов со стороны сепаратистов и их московских наставников. Официальные представители Украины сразу же заявили о безосновательности подобной версии и о своей приверженности Минску-2. Однако, как оказалось, дыма без огня не бывает. Обязательство начать "политический диалог Украины с отдельными районами Донецкой и Луганской областей" зафиксировано письменно по результатам встречи министров иностранных дел стран "нормандской четверки" 23 июня в Париже. Главы внешнеполитических ведомств Украины, Германии, Франции и России согласовали декларацию, в которой, среди прочего, говорится о необходимости установления политического диалога между Украиной и представителями так называемых ЛНР и ДНР.
По итогам этой же встречи министр иностранных дел Украины Павел Климкин ограничился парочкой сообщений в соцсети Twitter, где заявил, что все стороны переговоров, включая РФ, подтвердили приверженность Минску-2. Он также сообщил, что приоритетными темами для Украины на встрече стали вопросы прекращения огня, обмена пленными и проведения выборов "по стандартам ОБСЕ". Никаких деталей, тем более письменных документов, по результатам встречи украинской общественности министр не предоставил.
В отличие от своего украинского коллеги, глава МИД РФ Сергей Лавров рассказал о ходе переговоров более конкретно. Подтвердив, что стороны остаются приверженными Минским договоренностям, он отметил, что основную часть времени представители "нормандской четверки" уделили задаче налаживания прямого диалога между Киевом, Луганском и Донецком. "Это касается военно-политической сферы, сферы безопасности, экономической и гуманитарной областей, а также не в последнюю очередь сферы политических реформ", — подчеркнул он.
Формат диалога по урегулированию конфликта определен трехсторонней контактной группой, официальными участниками которой являются только три стороны — Украина, Россия и ОБСЕ. Присутствующие на заседаниях группы представители так называемых ЛНР и ДНР не имеют никакого официального статуса, следовательно, они являются объектом, а не субъектом переговоров. По крайней мере, так было до последнего времени. Именно такую позицию ранее занимали официальные украинские власти, которые жестко исключали прямые переговоры с террористами. Что, в свою очередь, решительно не устраивало ни Москву, ни тех, кого Киев до сих пор называет террористами. Москва настойчиво требовала прямого диалога киевских властей с ДНР и ЛНР, несмотря на то, что в соответствии с Минскими договоренностями такой диалог мог начаться только после выполнения всех договоренностей по прекращению огня и проведения выборов на этой территории в соответствии с украинским законодательством и под международным контролем. Понятно, что переводом диалога на уровень Киев — ДНР — ЛНР Москва бы успешно продолжила выводить себя из конфликта, превращая его из украинско-российского во внутриукраинский конфликт.
Слухи, которые появились на прошлой неделе в украинских СМИ о том, что ЕС тоже поддерживает такую позицию, были немедленно отброшены официальным Киевом. Тем не менее, исходя из текста итоговой декларации министров иностранных дел стран "нормандской четверки", опубликованной на сайте МИД Франции по результатам встречи 23 июня, Украина согласилась начать прямой политический диалог с так называемыми ЛНР и ДНР. "Мы подчеркиваем важную роль Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в подготовке и проведении местных выборов, а также необходимость политического диалога между Украиной и представителями отдельных регионов Донецка и Луганска", — говорится документе.
По словам главы правления Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Василия Филипчука, такое содержание декларации противоречит интересам Украины и не соответствует условиям Минских соглашений: "Получается, что мы уже не требуем отвода вооружений и проведения выборов, по итогам которых будут избраны легитимные представители отдельных регионов, с которыми можно будет вести диалог. То есть сейчас Украина готова начать политический диалог с теми, кого называет российскими агентами и террористами?".
Господин Филипчук подчеркнул, что единственным легитимным форматом переговоров с сепаратистами является трехсторонняя контактная группа. "При этом о политическом диалоге с нынешним руководством ДНР и ЛНР в Минских соглашениях ничего нет", — заявил он. Эксперт добавил, что определение "политический диалог" может включать множество вопросов — от переговоров о статусе самопровозглашенных республик и заканчивая вопросами внешнеполитического курса Украины. Тем более странной является формулировка "диалог между Украиной и представителями отдельных регионов Донецка и Луганска". Она уравновешивает обе стороны диалога, что противоречит существующей международной практике. "Даже российская дипломатия использует определения Киев и Донецк — Луганск. Во всех подобных случаях используются определения, которые не позволяли бы сепаратистам быть наравне с международно признанным государством, например, "оба берега Днестра" или Кишинев — Тирасполь, но ни в коем случае не Молдова — Приднестровье. Как украинский министр мог пропустить подобный ляп, тяжело представить", — отметил господин Филипчук.
Вместе с тем посол по особым поручениям МИДа Украины Дмитрий Кулеба утверждает, что опубликованное на сайте французского внешнеполитического ведомства сообщение является мнением лично главы МИД Франции Лорана Фабиуса. С ним, тем не менее, не согласен Василий Филипчук. Глава правления МЦПИ утверждает, что формулировка декларации, где применяется местоимение "мы", свидетельствует о том, что подобное заявление одобрили министры иностранных дел Украины, Германии, Франции и России. "Без политического согласия Павла Климкина такой документ не появился бы на сайте французского внешнеполитического ведомства. Если бы эта позиция не была согласована, украинские дипломаты могли бы подать ноту протеста, чего сделано не было", — заявил он.
Порошенко за спецстатус
Следует отметить, что легализация самопровозглашенных республик предусмотрена также в проекте изменений в Конституцию Украины. Так, в ст. 3 Переходных положений написано, что "особенности осуществления местного самоуправления в отдельных административно-территориальных единицах Донецкой и Луганской областей определяются законом об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей".
Согласно этому закону, Украина будет поддерживать "социально-экономическое развитие отдельных районов Донецкой и Луганской областей", а также гарантирует "недопущение уголовного преследования, привлечения к уголовной, административной ответственности и наказания лиц — участников событий на территории Донецкой и Луганской областей". Кроме того, государство гарантирует право использования русского или любого другого языка "в общественной и частной жизни, изучение и поддержку русского и любого другого языков, их свободное развитие и равноправие". Также законопроект предусматривает проведение местных выборов в этом регионе 7 декабря.
По словам президента Украины Петра Порошенко, особый статус Донбасса может быть принят после внесения изменений в Конституцию Украины, а именно после поддержки проекта депутатами Верховной рады. "Таким образом она (Конституционная комиссия. — "Апостроф") обеспечила стопроцентную законность тех норм, которые проголосованы в парламенте и которые полностью соответствуют Минским соглашениям. Все обязательства, которые мы взяли на себя, отображены в этом законе", — подчеркнул господин Порошенко.
Минские соглашения вольной интерпретации
Получается, что Украина оказалась в ситуации, когда под давлением западных стран руководство страны заставляют садиться за стол переговоров с представителями так называемых ЛНР и ДНР. Это нарушает условия Минских договоренностей, по крайней мере, украинскую трактовку их выполнения. Напомним, что украинские власти настаивают на соблюдении очередности выполнения пунктов соглашения, где сначала значится прекращение боевых действий на Донбассе, отвод тяжелых видов вооружений и проведение местных выборов. Теперь же европейские страны постепенно принимают российское видение Минска-2, настаивая на первоочередности проведения в регионе местных выборов и предоставлении ему особого статуса.
И хотя в официальных комментариях представители МИДа Украины и президент Петр Порошенко настаивают на том, что Запад остается с нами и не оказывает никакого давления, уже сейчас понятно, что лимит их доверия подходит к концу. С этим соглашаются как источники "Апострофа" в европейских дипломатических кругах, так и отечественные эксперты.
"Даже если сообщение, опубликованное на сайте МИД Франции, является исключительно точкой зрения французских дипломатов, это уже сигнал", — заявил председатель правления фонда "Майдан иностранных дел" Богдан Яременко. Он подчеркнул, что в последнее время идет поиск путей выхода из сложившейся вокруг Минских соглашений тупиковой ситуации, поэтому, учитывая сговорчивость украинских властей, европейские политики начали предлагать подобные варианты. "Украина и так ведет диалог с представителями ЛНР и ДНР в рамках трехстороннего формата. Очевидно, это побудило европейских дипломатов нажать на Украину еще больше и пойти на обсуждение политических вопросов без прекращения огня", — отметил господин Яременко.
По словам эксперта, заявление Петра Порошенко о том, в каком порядке отдельным регионам Донбасса может быть предоставлен особый статус, свидетельствует о том, что президент Украины делает как раз то, на что его подталкивает Европейский союз. "Конечно, это не соответствует интересам государства. Однако даже подписание Минских соглашений не было в интересах Украины. Эти договоренности, по сути, являются бомбой замедленного действия. Минские договоренности — это путь возвращения оккупированных территорий в состав Украины на условиях России. К тому же без Крыма. Это способ замораживания конфликта. Сам конфликт никуда не денется, люди, которые убивали украинцев, никуда не денутся, они просто станут местной властью. Рано или поздно эта ситуация взорвется. Россияне это понимают, поэтому и предлагают подобные условия. Почему на это соглашается Порошенко, я не знаю", — заявил Богдан Яременко.
Дипломат Богдан Соколовский считает, что сейчас Украина под давлением Запада принимает российские правила урегулирования конфликта и дает "задний ход". "Все постепенно идет к тому, что с руководством ЛНР и ДНР, которых мы называли своими врагами, нужно будет вести переговоры и готовиться к тому, что они будут в парламенте", — подытожил он.