За более чем год работы в Министерстве иностранных дел Украины удосужились подготовить лишь черновую версию законопроекта о реформировании ведомства. Как оказалось, документ насчитывает около 80 страниц текста, а над его подготовкой работали всего два человека. Как стало известно "Апострофу", для обнародования готовой версии законопроекта потребуется еще как минимум полгода. Этот факт, а также отсутствие на заседании профильного комитета парламента руководства ведомства, которое должно докладывать о ходе реформы, возмутило народных депутатов. Последние считают, что руководство МИД прячется от них и просто боится докладывать о ходе реформы.
В среду, 18 мая, комитет по иностранным делам Верховной рады должен был заслушать очередной доклад руководства МИД о состоянии реформирования внешнеполитического ведомства. Руководство министерства обещает представить депутатам и общественности свое видение изменений уже больше года, однако пока не сдержало слово.
Несмотря на то, что присутствовать на заседании комитета должен был глава МИД Павел Климкин или его заместитель Вадим Пристайко, докладывать о "реформировании" ведомства пришлось заместителю директора департамента менеджмента персонала министерства Наталье Заике.
"Я говорил с министром и с заместителем министра Пристайко относительно статуса этой роботы. Министр мне сказал, что либо он, либо Пристайко придут на заседание комитета сегодня. К сожалению, мы не видим ни одного, ни другого", - констатировал отсутствие руководства ведомства нардеп от "Батькивщины" Борис Тарасюк.
"Они с президентом на торжественных мероприятиях: прислали сообщение и сказали, что не смогут быть. Но сообщили, что будут присутствовать компетентные люди, которые смогут ответить на все вопросы", - успокоила присутствовавших глава комитета, внефракционный депутат Анна Гопко и передала слово Заике.
Внешней политике приказано быть ближе к людям
По словам Натальи Заики, в МИД ведут кропотливую работу над созданием концепции реформирования ведомства, причем занимаются этим всего два человека! "Подготовлен проект нового закона в новой редакции "О дипломатической службе". Сегодня его текст составляет около 80 страниц", - отметила она. Как подчеркнула Заика, новый законопроект будет похожим на закон "О государственной службе" в новой редакции. При этом в его подготовке учитывались структура и нововведения из таких нормативных актов как закон "О национальной полиции", "Таможенный кодекс", "Налоговый кодекс" и прочие.
Среди инициатив, которые МИД включил в законопроект, значится предложение о гарантировании трудоустройства чиновников, которые возвращаются из заграничных командировок. "Сегодня есть норма, согласно которой сотрудник МИД возвращается назад после командировки и ему предлагается равнозначная должность, которую он занимал в командировке. Люди, которые едут туда из других министерств или ведомств, делают это, как правило, по контракту и после того увольняются на улицу. То есть, идея заключается в том, что если у госслужбы есть соответствующий ресурс, этих людей нужно отправить за границу, а потом гарантировать возвращение на должность", - пояснила Заика.
Особый акцент в реформировании внешнеполитического ведомства дипломаты уделили налаживанию работы с гражданами Украины. "Сейчас у нас идет работа по усовершенствованию сотрудничества между нашими консулами, консульской службой и гражданами: как здесь, так и за границей. Сегодня есть три идеи, которые могут внедрить механизм упрощения контактов", - сказала Наталья Заика. Первая инициатива, по словам кадрового дипломата, заключается в том, чтобы упростить установление телефонного контакта между человеком, попавшим в затруднительное положение за границей, с его родственниками и консульской службой. В чем конкретно в данном аспекте заключается реформа, Заика не уточнила.
Вторая идея - в июне этого года Департамент консульской службы собирается открыть портал информационной службы "Советы путешествующим". По словам Натальи Заики, там будет освещаться вся информация о рисках во время визита в конкретную страну. "Со временем планируется дополнить этот сайт программным приложением с возможностью добровольной регистрации украинских граждан при путешествиях за границу. Это будет способствовать розыску и предоставлению помощи в случае чрезвычайных происшествий", - сказала она.
Третья идея — установление систем электронных очередей в консульские службы. "Внедряется международный опыт по установке и настройке современной системы регулирования электронного потока посетителей. В тестовом режиме планируется установить ее до конца мая этого года в отделе легализации", - отметила Заика. Впоследствии, по ее словам, установка подобных систем будет проходить в остальных учреждениях МИД Украины.
- Когда мы сможем увидеть эти 80 страниц текста в Комитете? Мы знаем, что есть параллельные наработки: Национальный институт стратегических исследований, у них есть своя версия, есть Общественный совет при комитете, - спросила у докладчицы Анна Гопко.
- На сегодня текст полностью готов, как я его вижу. А для того, чтобы его запускать по процедуре, мы все - финансисты, юристы и политический департамент - должны согласовать текст. Дело в том, что в новом законопроекте закладывается новая система про категории дипломатических служащих. Она несколько отличается от категоризации на государственной службе. Поэтому пока что у нас единого видения нет. Я думаю, что нам еще около полугода нужно для того, чтобы его прописать, - ответила Наталья Заика.
- Какие полгода? Нам в январе министр сказал, что законопроект будет готов в конце января или в феврале. Мы на комитете про закон об изменениях в дипслужбе слышим уже более года. У нас нет полгода, - эмоционально отреагировала Анна Гопко.
В итоге депутаты договорились еще раз рассмотреть вопрос реформирования внешнеполитического ведомства Украины на следующем заседании комитета и пригласить на него Павла Климкина. Среди прочего, они намерены требовать ускорить темпы подготовки реформы и привлечения к процессу большего количества людей.
Многолетняя история
В целом, как считают собеседники "Апострофа", вышеперечисленные пункты реформы связаны лишь с улучшением ныне действующих практик и не предполагают реорганизации ведомства, в которой оно нуждается. Более того, как сообщил изданию председатель правления фонда "Майдан иностранных дел" Богдан Яременко, заявления действующих сотрудников МИД о "почти готовности" законопроекта по реформе звучат уже несколько месяцев. "В феврале та же Заика с Пристайком говорили о том же. Что у них что-то есть, что они все знают и все делают. Но мы этого не видим", - подчеркнул он.
Следует отметить, что попытки реформировать МИД Украины отечественные дипломаты предпринимают уже не первый десяток лет. "Докладные записки о реформе дипломатической службы лично я положил на стол руководства МИД еще в июне 1999 года. После этого расширенные и усовершенствованные аналитические предложения о регуляторных актах, необходимых для реформы дипслужбы, выдвигались практически каждому новому руководителю МИД. Лично я делал это до 2011 года", - заявил "Апострофу" председатель правления Международного центра перспективных исследований Василий Филипчук. По его мнению, наибольших успехов в реорганизации работы ведомства удалось достичь при министрах Константине Грищенко и Владимире Огрызко. "Первый усилил независимость МИД от управления со стороны Банковой (администрации президента, - "Апостроф"), а также усилил материально-техническую базу. При этом Огрызко смог достичь нормальной системы ротации. Тем не менее, ключевые проблемы нашей дипломатии, такие как переход от линейной системы управления к функциональной, до сих пор так и не решены", - отметил Филипчук.
Как заявил "Апострофу" бывший глава МИД Владимир Огрызко, сейчас есть все основания надеяться, что изменения в деятельности украинского МИД состоятся в ближайшее время. Причиной тому может послужить вступление в силу с 1 мая текущего года нового закона Украины "О государственной службе". "Это уже революция. Это уже в корне меняет все то, что было до этого. Сейчас много всяких вещей нужно менять просто автоматически. Вне зависимости от того, хотим мы этого или нет. Это реорганизация министерства: государственный секретарь, который руководит аппаратом и политическое руководство, которое назначается парламентом, президентом, Кабмином, которые "приходят и уходят". Аппарат работает по другим условиям и стандартам. Закон "О госслужбе" будет катализатором", - считает он.
Впрочем, подчеркивает Василий Филипчук, изменения к лучшему в этой связи последуют, только если госсекретарь будет назначаться на должность по своим профессиональным качествам, а не степени приближенности к руководству страны.
Все вышеперечисленные собеседники "Апострофа" входят в Общественный Совет при комитете по иностранным делам Верховной рады. Они разработали свои рекомендации по реформированию украинского МИД и передали их на рассмотрение депутатов и действующих дипломатов. "Суть этого документа состоит в том, что реформа дипслужбы — один из вопросов более глобальной реформы в рамках внешнеполитической деятельности Украины. А там начинать нужно с Конституции: забирая чрезмерные полномочия в отношении МИД у президента и частично передавая их в Верховную раду", - отметил Богдан Яременко.
При этом основные изменения во внутренней деятельности МИД, как подчеркивает Василий Филипчук, должны заключаться в передаче функции приема решений на уровень деск-офисов, внедрения внутренней системы обмена информацией, а также в передаче на уровень деск-офисов решения вопросов финансирования.
"Когда я был министром, мы меняли отдельные аспекты. Это требовало очень тщательной подготовки. Пришлось писать несколько проектов указа президента, изменения к закону "О дипломатической службе", обсуждение в Кабинете министров и так далее. Это требует серьезных согласований.Это очень тяжелая тема. Процесс нуждается в спокойном анализе, обсуждении и уточнении", - отметил Владимир Огрызко. По его мнению, сейчас на кадровых дипломатов, занимающихся разработкой реформы, не следует оказывать давление. "К сожалению, быстро этого не сделаешь", - считает он.
Впрочем, можно ли считать срок, превышающий как минимум год работы, "быстрым" или "медленным " показателем - вопрос спорный. Даже возмутившие народных депутатов "полгода до обнародования для обсуждения", высказанные Натальей Заикой, по словам экспертов, являются оптимистичным прогнозом. "Запроса на такую реформу сейчас нет. Есть неудовлетворенность результатами во внешней политике, но нет серьезной дискуссии о том, как это изменить", - резюмировал Богдан Яременко.
Ситуация с реформированием МИД Украины может немного проясниться уже менее, чем через две недели. Тогда должно состояться очередное заседание комитета по иностранным делам, принять участие в котором должен либо глава ведомства Павел Климкин, либо его заместитель Вадим Пристайко. Впрочем, ответы на вопросы можно будет получить только если руководство ведомства снова, как в неофициальных беседах с "Апострофом" говорят депутаты, не начнет "бегать от них, боясь отчитаться".