RU  UA  EN

пятница, 27 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.55
Политика
Мнение

Реформа госфинансов: как помешать спекуляциям перед выборами

Среднесрочное бюджетное планирование является очень важным сигналом о том, что Украина готова приводить в порядок свои макроэкономические прогнозы

Среднесрочное бюджетное планирование является очень важным сигналом о том, что Украина готова приводить в порядок свои макроэкономические прогнозы Для введения среднесрочного бюджетного планирования нужна государственная стратегия Фото: kmu.gov.ua

Не так давно правительство приняло стратегию управления государственными финансами на 2017-2021 годы. Одним из важных пунктов в этом документе является переход к среднесрочному бюджетному планированию. Это вопрос уже перезрел в Украине, потому что актуальность внедрения такого механизма существует давно. Еще предыдущие правительства пытались утвердить такую планировку, даже в 2014 году было такое намерение. Но такая хорошая традиция, к сожалению, в Украине не прижилась. Мы имеем надежду на то, что в следующие годы уже будет составлен первый прогноз на среднесрочную перспективу и будут внесены изменения в Бюджетный кодекс. Наиболее актуальный вопрос в том: кому и для чего нужно среднесрочное бюджетное планирование? Об этом рассказывает аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Ангела Бочи.

Во-первых, в среднесрочном бюджетном планировании идет привязка к следующим периодам, что позволяет более эффективно выполнять и доходную, и расходную часть бюджета. В любом случае, если мы правильно планируем, это уменьшает риски значительного роста отклонения по дефициту или по формированию долга. Во-вторых, это большая привязка к решению среднесрочных бюджетных программ, потому что у нас сейчас существует большая проблема: все бюджетные программы и расходы на них рассчитаны на один год. При этом возникает проблема, когда мы создаем какой-то объект – капитальное строительство и прочее – мы можем спрогнозировать наши поступления на один год. Но есть такие объекты, в частности инфраструктурные, которые предусмотрены на долгосрочную перспективу, поэтому очень важно понимать, какие будут бюджетные расходы, насколько эффективно мы сможем эти программы реализовывать. В-третьих, бизнесу будет легче работать в условиях, когда будет планирование как по доходной, так и расходной части. Это даст возможность понимать, какая будет налоговая политика на среднесрочную перспективу, какие бюджетные изменения могут вноситься, за счет чего будет наполняться бюджет. Такой плановости в работе бизнеса не хватает еще со времен обретения независимости, потому что любые налоговые изменения очень часто принимаются ситуативно, бюджет в принципе наполняется методом тушения пожара. Поэтому это все позволит бизнесу более эффективно работать и наполнять бюджет.

Если говорить о соглашении об Ассоциации Украина-ЕС, то в разделе об управлении финансами содержится требование к Украине – имплементировать опыт Евросоюза по введению среднесрочного бюджетного плана или прогноза. Ведь все государства ЕС имеют свои среднесрочные бюджетные планы. Кроме того, есть еще среднесрочный индекс среднесрочного бюджетного планирования, который оценивает, насколько этот механизм работает в каждом из государств. Кроме того, в ЕС среднесрочный бюджетный план принимается на уровне парламента страны. Это могло бы быть хорошей практикой для Украины, чтобы этот план не стал никому ненужным формальным документом и чтобы к нему было более серьезное внимание. Если же говорить о Меморандуме с МВФ, то в одной из редакций было требование к Украине перейти к среднесрочному бюджетному планированию с 2018 года. Это те обязательства, которые мы уже взяли на себя.

Однако для введения среднесрочного бюджетного планирования должна быть государственная стратегия, уже на ее основе разрабатываются среднесрочные планы, которые касаются не только бюджетной и налоговой политики, но и денежно-кредитной политики, политики управления долгом. Это большая система среднесрочного планирования. Если мы будем делать только один среднесрочный бюджетный план, то возникает вопрос о соотношении с денежно-кредитной политикой, не будет ли она меняться. Эти нюансы являются достаточно важными.

Следующее: среднесрочный бюджетный план, скорее всего, будет имплементироваться на уровне местных бюджетов. И здесь встает вопрос о подготовке квалифицированных специалистов, которые смогут составлять эти бюджеты, а также о том, какие правила будут применены для того, чтобы корректировать, проводить мониторинг, чтобы показания не расходились. Например, в европейском опыте есть специальные коэффициенты, согласно которым корректируются эти изменения. Поэтому было бы важно ввести такой коэффициент и в Украине. Также нужны фискальные правила: сколько процентов должен занимать долг, или какой процент может покрывать образовательное направление, здравоохранение и тому подобное.

Что среднесрочное бюджетное планирование даст рядовым гражданам? Во-первых, существует большая вероятность, что ряд инвестиционных проектов будут более эффективно осуществляться в Украине, поскольку доноры будут понимать, как Украина планирует ежегодно финансировать проекты. То же касается государственных целевых программ, которые имеют отношение к социально незащищенным слоям населения.

Такое введение является очень важным сигналом, что Украина готова приводить в порядок свои макроэкономические прогнозы, на базе которых и будет строиться бюджетный план на среднесрочную перспективу. Когда существует такой план, уменьшается возможность для политиков спекулировать на социальных темах. В Украине существует большая проблема с популизмом, в частности, накануне выборов. Но, когда есть определенный план, утвержденный парламентом, есть коэффициенты корректирования, тогда будет сложно вносить популистские изменения в социальные расходы накануне выборов.

Читайте также