В Администрации президента рассматривают три основных варианта развития политической ситуации в Украине: переформатирование коалиции и структур власти, замораживание ситуации до 2019 года или же досрочные парламентские выборы осенью 2017-го.
Несмотря на сложную внутриполитическую конкуренцию и геополитическую конъюнктуру, вероятность реализации каждого из этих сценариев является достаточно высокой. Сейчас продолжаются активные консультации между основными стейкхолдерами - лицами, заинтересованными в ситуации. Однако в середине мая будет уже понятно, какую линию поведения выберет Петр Порошенко, и чем закончатся коалиционные торги.
Сценарий №1 – усиление коалиции и переформатирование структур власти
Часть окружения президента считает, что перераспределение должностей в центральных органах власти поможет снизить политическое напряжение и ослабить популистов путем перезагрузки коалиции. Вместе с тем, переформатирование необходимо в связи с ослаблением влияния ряда олигархов, в первую очередь Игоря Коломойского. Кроме политической стабилизации, сторонники переформатирования ожидают экономической стабилизации ситуации, которая поможет власти чувствовать себя увереннее и лучше подготовиться к избирательным кампаниям в 2019 году.
В усилении коалиции заинтересован также премьер-министр Владимир Гройсман, который стремится продемонстрировать экономический рост и показать свою политическую эффективность. С этой целью Гройсман лично взялся регулировать "мусорный вопрос" мэра Львова Андрея Садового. В обмен на решение главной репутационной проблемы Садового фракция "Самопомич" во время ключевых голосований будет поддерживать правительственные инициативы Гройсмана. Интересно, что недавно экс-глава Одесской области Михеил Саакашвили обвинил фракцию "Самопомич" и Садового в том, что они недостаточно критикуют власть и кабинет Гройсмана в частности.
Другим потенциальным участником коалиции называют Радикальную партию Олега Ляшко. Однако, по имеющейся информации, ни "Самопомич", ни Радикальная партия не планируют вступать в коалицию, поскольку их акционеры считают, что сотрудничество с "Блоком Петра Порошенко и "Народным фронтом" может привести к существенному падению их партийных рейтингов. Вместе с тем, недавно НАБУ и САП инициировали расследование в отношении Олега Ляшко по поводу его возможного незаконного обогащения, что также может свидетельствовать о давлении власти на Радикальную партию с целью возвращения ее в коалицию. Скорее всего, эти фракции будут ситуативно голосовать за определенные решения в обмен на экономические дивиденды.
Должности, по которым ведутся политические торги:
1. Руководитель Государственной фискальной службы (Роман Насиров отстранен 3 марта 2017 года).
2. Председатель НБУ (Валерия Гонтарева подала заявление об отставке 10 апреля 2017 года).
3. Председатель Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Дмитрий Вовк 12 апреля 2017 года заявил, что уволен по приказу президента.
4. Председатель Фонда государственного имущества (Верховная рада проголосовала за увольнение Игоря Билоуса 13 апреля 2017 года).
Должностные лица, которые могут быть заменены в ближайшее время:
1. Вице-премьер-министр, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко.
2. Министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик.
3. И.о. министра здравоохранения Ульяна Супрун.
4. Министр информационной политики Юрий Стець.
5. Глава "Укрзализныци" Войцех Балчун.
Сценарий №2 – замораживание ситуации до 2019 года
Другая часть ближайшего бизнес-окружения убеждает Петра Порошенко, что он полностью контролирует политическую и экономическую ситуацию в стране, и его президентству ничего не грозит. Парламент, хотя и слаб, но голосует за важные решения, правительство контролируется Администрацией президента, а внутриполитическая оппозиция раздроблена и разношерстна. Несмотря на то, что ситуация на Донбассе далека от политического урегулирования, международные партнеры продолжают поддерживать существующую архитектуру власти, а МВФ дает позитивные политические сигналы относительно очередного транша для украинской экономики.
Также на 2019 год отсутствует выраженный оппонент, который может представлять угрозу Порошенко (Арсений Яценюк и Андрей Садовый существенно ограничены в доступе к ресурсам). Бизнес-группа интересов в АПУ убеждает Порошенко, что все вакантные должности необходимо заполнить своими людьми по квоте БПП, и внутреннего запаса прочности хватит, чтобы выиграть выборы в 2019 году.
Сценарий №3 – досрочные выборы осенью 2017 года
Одной из главных проблем для Банковой являются сильные позиции партнера по коалиции – "Народного фронта", который также контролирует значительную часть важных должностей. В частности, в АП думают над тем, как максимально устранить "Народный фронт" от политических процессов, чтобы, вместе с тем, не оказаться на пороге досрочных выборов. В этом контексте стоит также отметить уже третье дело против экс-нардепа от НФ Николая Мартыненко, с помощью которого Администрация президента совместно с грузинской группой (Гизо Углава – Михеил Саакашвили) в НАБУ пытались ослабить политические позиции "Народного фронта", устранить Мартыненко с энергетического рынка и завести вместо него структуры близкого к главе государства нардепа Игоря Кононенко и бизнесмена Константина Григоришина.
Сценарий досрочных выборов стал особенно активно обсуждаться в экспертной среде и кулуарах власти после задержания детективами НАБУ соратника Арсения Яценюка – Николая Мартыненко. Многие политологи были убеждены в том, что НФ начнет шантажировать АПУ выходом из коалиции. Однако этого не произошло, поскольку "Народный фронт" не заинтересован в досрочных выборах. В то же время депутаты и министры от НФ, которые взяли Николая Мартыненко на поруки, продемонстрировали Банковой, что они как единая команда готовы к любым формам политического давления.
Часть команды Порошенко считает, что досрочные парламентские выборы дадут шанс перезагрузить систему при минимальных потерях, поскольку принято решение относительно безвизового режима с ЕС, МВФ дает транш, наблюдается постепенное улучшение макроэкономической ситуации. Кроме того, в политическом плане есть много громких антикоррупционных дел, на которых, кроме Саакашвили-Лещенко, делают себе пиар и представители команды Порошенко.
На Банковой также считают, что в случае досрочных выборов власть, как минимум, не утратит свои позиции, поскольку будет сохранена старая избирательная система, которая вместе с административным ресурсом позволит достичь неплохих результатов.
Однако сценарий досрочных выборов на осень 2017 года кажется маловероятным. Петр Порошенко не желает вступать в зону политической турбулентности, а "Народный фронт" готов к максимальным уступкам, чтобы сохранить существующую конфигурацию.
Независимо от того, какой сценарий развития политической ситуации выберет Порошенко, властям необходимо продолжать курс реформ. Досрочные парламентские выборы без кардинальных изменений правил игры не изменят политическую ситуацию и не приведут к перезагрузке политических элит. Поэтому первоочередной задачей власти должно стать принятие нового избирательного законодательства и инициирование всеобъемлющей конституционной реформы, которая должна прекратить дуализм полномочий между президентом и правительством. Также для международных партнеров важно обратить внимание на вопросы борьбы с коррупцией, в которой правоохранительные и антикоррупционные органы превратились в инструмент политической конкуренции.