Как "слуги" готовятся к местным выборам, почему до сих пор не уволен глава МВД Арсен Аваков, как строится взаимодействие с Офисом президента – об этом и многом другом в интервью "Апострофу" рассказал глава президентской фракции в Верховной Раде ДАВИД АРАХАМИЯ.
- Вы анонсировали, что в конце мая будут презентованы кандидаты в мэры, но этого не произошло, почему?
- Я немного погорячился, потому что на тот момент не предполагались праймериз. В связи с тем, что такое обилие желающих идти в мэры, как из нашей фракции, так и извне, мы приняли решение, что стоит провести внутрипартийные праймериз. С этим и связана задержка. Ближе к концу этой недели будет понятен конечный формат этой процедуры. Пока есть несколько концепций: первая – внутрипартийные праймериз, когда приходят кандидаты и рассказывают перед фракцией свои программы, о своей команде и фракция голосует; вторая – социологические праймериз, когда кандидаты так же презентуют себя, но позже делаются замеры социологической службой по каждому из них. И у кого будет наибольшая поддержка среди избирателей, тех и выбирают.
Существует и гибридная модель, когда сначала идут внутрипартийные праймериз, а потом социологические. Я выступаю как раз за этот вариант, хоть он и по времени более затратный. Потому что без социологии нет никакого смысла это делать, так как должность выборная, и дело не в том, кто нам внутри партии нравится, потому что в конечном итоге определяют киевляне.
- С основными претендентами уже определились?
- У нас желающие одного ранга. Из нашей партии выразили желание участвовать Александр Качура, Александр Дубинский, Николай Тищенко, Ирина Верещук.
- Да, Верещук уже сказала, что не против.
- Это из новых, и есть еще извне три-четыре кандидата, которых мы пока не оглашаем.
- А Ткаченко еще рассматривается?
- Насколько мне известно – но это надо еще у него уточнять – он рассматривался до назначения министром, а сейчас сложно представить, каким образом человек может совмещать свою новую должность и выборы. Потому что выборы — это работа фулл-тайм и ему придется тогда там уходить в отпуск. А как можно уйти в отпуск, когда ты только сел в кресло министра? Поэтому, я думаю, что он самоустранился.
- Вы сказали о том, что есть кандидаты вне партии. Кто это? Ляшко есть в этом списке?
- Виктор сам в интервью говорил, что предложение интересное, а что это означает, я сказать не могу. Внешних кандидатов мы пока не анонсируем. Когда человек анонсируется, даже если он не идет потом, то на него выливается сразу много грязи, потому что оппоненты за этим следят.
- От вас как от партии исходили какие-то контакты, например, с Притулой по поводу мэрства?
- Не было.
Ирина Верещук
- Вы еще говорили недавно о том, что кандидатом от вас может стать женщина…
- Да, и это не только о Верещук, но и извне есть несколько кандидатов-женщин. В Киеве никогда не было женщины-мэра и в Украине всего несколько кейсов, когда женщины занимали мэрскую должность. Но тут уже надо общаться с социологами, чтобы понимать, насколько это реалистичный сценарий.
- Когда дедлайн праймериз? Конец июня?
- Времени осталось совсем немного, поэтому нам нужно точно определиться до конца июня, чтобы уже разворачивать штабы и предвыборную кампанию, проводить встречи с избирателями.
- По всем социологическим опросам пока что в Киеве лидирует Кличко. Рассматривался ли вариант, что все-таки вы поддержите его как кандидата в мэры?
- По всем социологическим опросам, с одной стороны, у Кличко – стабильный рейтинг поддержки, в районе 40%, но и одновременно у него довольно высокий антирейтинг. И я думаю, что нет сценария, в котором бы Кличко пошел от "Слуги народа".
- В своем недавнем интервью вы сказали, что на местных выборах продолжите политическое "цунами". Как вы это будете делать, если даже президент говорит о том, что сейчас наблюдается кадровый голод. За счет кого?
- За счет того, что приведем органы местного самоуправления людей, которые не связаны с политическими элитами, не имеют негативного политического бэкграунда. Хотя на местных выборах это играет меньшую роль, поскольку на уровне местного самоуправления люди больше думают о быте: о канализациях, о лифтах, о парках, и в меньшей степени о политике. В прошлые года все было выстроено так, что нужно было идти под партийными флагами и люди просто выбирали наименее раздражающую их партию. Поэтому, мне кажется, что на местных выборах политическая составляющая партийной принадлежности играет гораздо меньшую роль, чем парламентские выборы.
- Но у вас же в партии сейчас хотят запустить партизацию выборов…
- Для того, чтобы в итоге сформировалась определенная вертикаль. Чтобы люди сначала на местном уровне, на уровне ОТГ побеждали, набирались опыта, потом переходили в областной совет, потом уже делегировались в парламент. Это все затем, чтобы появлялась партийная идеология, партийная преемственность. Но тем не менее, мы максимально снизили все барьеры, какие можно, несмотря на то, что многие оппоненты в парламенте уговаривали нас включиться в создание искусственных барьеров.
Мы проголосовали, как вы знаете, в первом чтении за снижение в девять раз залога на выборах, разрешили идти самовыдвиженцам, потому что мы считаем, что само название партии «Слуга народа» напрямую говорит о том, что любой человек из народа должен иметь возможность максимально безбарьерно быть избранным на любую менеджерскую должность.
Съезд партии "Слуга народа"
- Вы сказали по поводу снижения залогов, но вы проголосовали пока в первом чтении, будет ли второе?
- Там идут дискуссии. Чего люди опасаются? Скажу, как есть. Мы же еще в первом чтении проголосовали закон об изменении отчества (нардепы предлагают внести изменения в гражданский и семейный кодекс и предусмотреть право лица по своему усмотрению изменять свое отчество так же, как и свою фамилию и имя, - "Апостроф"). И это создает благоприятные условия для двойников на выборах в бюллетенях. И если сделать регистрацию очень дешевой, то богатые партии смогут покупать этих двойников, и у нас будет сотни "клонов" в бюллетенях. Поэтому в парламенте активно дискутируют об этом.
Снижать точно будем, а во сколько – в девять раз, в пять раз – это еще предстоит решить в ходе внутренних переговоров. И законопроект по отчеству, учитывая все это, наверное, нет смысла во втором чтении до выборов голосовать, иначе мы откроем ящик Пандоры.
- Насколько сейчас ощущаете нехватку кадров перед местными выборами?
- Очень сильно, особенно в облсоветах. Если в городах ситуация плюс-минус понятна, и есть яркие люди, есть активисты, есть бизнесмены с активной позицией, чиновники незашкваренные, то в областях очень тяжело выбирать людей. Обычно все сводится к тому, что есть какой-то фермер с хозяйством в этом регионе и вот надо выбрать или его или его людей. И наши рекрутеры сейчас активно ищут людей, которые обладают какой-то репутацией. К сожалению, в регионах все намного сложнее.
- А на кого сейчас возложена основная функция поиска кандидатов? На кураторов областей?
- На штабы. У нас есть куратор в каждом регионе, они уже анонсированы, вы могли видеть.
- Да, у вас Николаевская область.
- Да, и я вот на примере своего опыта могу поделиться, что по городскому совету вообще нет проблем. Нашли людей, разбили их на кластеры, а вот по кандидатам в областной совет тяжело. И сейчас этим занимается наш областной штаб, есть лонг-лист, потом мы его почистим до шорт-листа. А дальше уже в партии у нас есть человек шесть, которые в конце будут одобрять все списки.
- Есть еще проблема, что некоторые люди уже опасаются сейчас идти с вами во власть, потому что их очень быстро оттуда убирают, как это было, например, с Кабмином.
- Но это исполнительная власть…
- Но это я в целом о проблеме сейчас. После ситуации с Кабмином была ли проведена какая-то работа над ошибками, после таких турбо-назначений и увольнений?
- Это было вызвано тем, что вызовы очень большие и необходимо антикризисное управление. Если смотреть со стороны, то когда у вас быстрая смена менеджеров, это выглядит плохо, как несистемный подход. Но надо понимать, что есть разного типа управленцы. Есть те, кто может обеспечивать рост, когда все хорошо. Но мы зашли в карантин и в глобальный коронакризис, и здесь нужны другие управленческие навыки, поэтому мы резко обновляем команду. Мы ищем людей, которые способны управлять во время кризиса, и с этим связано то, что внешне выглядит как кадровая чехарда.
Выводы мы сделали, но надо остро реагировать на те внешние вызовы, которые быстро меняются. И нужно привыкнуть, что пока такое динамичное изменение среды, то возможны и быстрые динамичные изменения в кадровом составе.
- Сейчас, по сути, нет иммунитета у правительства Шмыгаля (Верховная Рада не приняла программу правительства, что автоматически на год запрещает отставку Кабмина, - "Апостроф"). Означает ли это, что в ближайшее время возможна его отставка?
- Это означает только то, что мы как парламент не хотим связать себе руки и кому-то дать иммунитет. Если мы почувствуем, что нужно менять каких-то министров, то мы это сделаем. Мне кажется, что когда висит условный "дамоклов меч" над Кабмином, то это заставляет их работать эффективнее.
Вы бы хотели себе на работу взять человека с фиксированным контрактом на год, не имея права его уволить в то время, когда вы знаете, что в вашей компании будет какой-то шторм? Перед штормом, наверное, правильнее иметь развязанные руки с точки зрения управленческих решений.
- Ну, вот, например, с антикоррупционными органами такая ситуация…
- Мы имеем такую проблему, многие недовольны ними, но там контракт – потому четыре года ждите. Их обезопасили. С одной стороны, это хорошо, потому что они таким образом становятся деполитизированными, и они минимизируют политическое влияние на свою работу. А с другой стороны, вспомните, как избирали главу фискальной службы Романа Насирова, а потом не могли никуда его деть, потому что контракт. Поэтому, мне кажется, что в такое турбулентное время – длинные контракты не самый лучший сценарий.
- А будет еще фракция как-то торпедировать вопрос увольнения Сытника, Холодницкого? У последнего сейчас определенные конфликты с Венедиктовой.
- Насколько мне известно, у Холодницкого довольно скоро заканчивается контракт, поэтому будет начат процесс создания комиссии, чтобы к тому времени, как у него закончится контракт, у нас уже была структура, которая выберет нового главу САП.
Назар Холодницкий
Что касается господина Сытника, то тут я думаю, "качать" кто-то может, но у него позиция юридически сильно закреплена. Из угрожающих ему факторов: представление в Конституционный суд по поводу конституционности самой процедуры назначения, но тут уже КС самостоятельно решит этот вопрос.
- Еще вернусь к вопросу о правительстве. Есть ли у вас сейчас как у фракции претензии к кому-либо из министров?
- У нас есть постоянные претензии, но мы их обговариваем в рабочем порядке. Мы вызываем министров на комитет, если это необходимо. Если совсем ситуация тяжелая, то вызываем на фракцию, чтобы задать вопросы. Поскольку это Кабмин, который делегирован нами, то мы не можем эмоционально и субъективно принимать кадровые решения. Мы стараемся в диалоге найти компромиссы.
- А что будет с министром энергетики? Буславец назначат или она так и будет и.о?
- У нее есть определенный KPI, который она должна выполнить на испытательном сроке. Это две позиции: вывести из кризиса атомную отрасль и урегулировать ситуацию с зеленой энергетикой, и пока она это не сделает, я думаю, ее в парламент выносить не будут.
- Расскажите о судьбе законопроекта об игорном бизнесе. Когда его примут?
- Его на комитете уже рекомендовали ко второму чтению, и я думаю, что на следующей неделе – она пленарная - во вторник или в четверг его поставят и проголосуют.
- Недавно у вас была встреча с Михеилом Саакашвили. Он предложил, что надо отказаться от налога с оборота и вообще от Нацкомиссии по игорному бизнесу. Вы согласны с его предложениями?
- Мы это обсуждали несколько раз. Комиссии мы решили просто обрезать те функции, которые по мнению господина Саакашвили, могут нести в себе коррупционные риски, в частности, отзывы лицензий. А саму Комиссию решили оставить.
Понимаете, для того чтобы запустился игорный бизнес, мало просто принять закон. Есть еще большое количество подзаконных актов, и если просто отдать это Минфину, у которого сейчас голова болит, чем наполнить бюджет, то тогда ожидать быстрого запуска этого рынка не стоит.
Что касается налога на оборот, то, чтобы потом не менять закон, мы хотим предусмотреть такую опцию, но работать пока с фиксированными лицензионными платежами. Но в ближайшие годы мы точно не будем переходить на налог с оборота. У государства нет пока понимания, как мерить этот оборот, чтобы не могли от него уклоняться.
- Эту Нацкомиссию может возглавить Борис Баум (называют представителем российских полукриминальных кругов, - "Апостроф"), которого фактически вы включили в этот процесс?
- Он с самого начала идеолог этого процесса. Он может, но это будет определяться на конкурсе Кабмином. Баум будет подаваться, насколько я знаю. Но возглавит он ее или нет – это вопрос.
Борис Баум
- Насколько он сейчас вовлечен в этот процесс?
- Сейчас меньше вовлечен, потому что процесс – на этапе моделирования этого рынка. Раньше участвовал очень активно, до того, как это перешло в комитеты и появился законопроект.
- А что будет с законопроектом о двойном гражданстве? Знаю, что внутри фракции он вызвал много дискуссий. В чем основная претензия?
- Два типа претензий: первая – это скорее нерациональный страх о том, что этим смогут воспользоваться сепаратистски настроенные люди. Хотя там четко прописана норма про страну-агрессора. Но оппоненты указывают на Венгрию, которая активно раздает гражданство нашим гражданам. И вторая претензия, на мой взгляд тоже необоснованная, о том, что граждане других стран потом смогут претендовать на покупку нашей земли. Но поскольку мы четко сказали, что покупка земли иностранцами будет разрешена только после проведения референдума, то мы чтобы не будоражить общество, решили этот вопрос отложить.
Хотя мы этим законом только бы разрешили Кабмину начать переговоры, а потом Радой голосовали за каждую страну отдельно. Поэтому мое личное мнение, что это ошибка, что мы это отложили.
- И когда вы теперь можете вернуться к этому вопросу?
- Когда запустится рынок земли, люди поймут, что большинство страшилок это просто страшилки и сами люди, которые захотят продать свой пай, поймут, что более либеральный рынок позволит повысить цену на землю и будут тогда уже давить на нас, чтобы мы приняли закон.
- То есть это нескоро, так как рынок земли заработает только с 2021 года…
- Совсем оптимистично – это середина следующего года.
- Не могу не спросить по поводу Авакова. В пятницу был его отчет, и со стороны все это было похоже на хорошо отрежиссированную пьесу: с готовыми вопросами и его ответами…
- Мне задавали похожие вопросы, и я с этим не согласен. Это легко отследить. Когда все желающие выступить записываются, то алгоритм Верховной Рады случайным образом определяет спикеров. Потому выступали те, кого система выбрала случайным образом. Так что со стороны нашей фракции это точно не отрежиссированный процесс.
- Но вам вся эта история с Аваковым не кажется странной? Он уже шесть лет находится на своем посту, это самый долгий срок за всю историю страны для министра. За все это время случилось очень много резонансных событий: Кагарлык, Бровары, изнасилования, пытки, убийства. И все это результат системы, выстроенной Аваковым. И очень странно, что вы как партия, которая позиционировала себя партией новых лиц, даже не попытались сменить его.
- На самом деле, мы пытались. Может, это вышло не сильно публично. В то время, когда формировался первый Кабмин Гончарука. Он тогда обладал мандатом привести всех новых министров. И он принес троих кандидатов. Я участвовал тогда в собеседованиях, и я честно скажу вам, что это были очень слабые кандидаты. Все люди, которые принимали решения, единогласно сказали, что они не смогут управлять министерством, где в подчинении почти миллион человек. Тогда это было безальтернативно. А сейчас мы передали флаг принятия решения президенту. И занимаем позицию наблюдателей, а не ищем активно кандидатов.
Арсен Аваков
- Но у нас же парламентско-президентская республика, а вы передали президенту…
- Но в любом случае, президент – наш лидер и мы ориентируемся на него в этом вопросе. Мы инициативу отдали ему и ждем решения.
Что касается отчета Авакова, то, как я знаю, там было много информации оперативного характера, которую нельзя было на камеры озвучивать, и мы планируем господина Авакова позвать к нам на фракцию и все обсудить.
- Но у Авакова есть тоже какой-то KPI, который вы ему выставили, чтобы он остался на своей должности?
- Главные требования такие же, как и у любого гражданина Украины: минимизация уличной преступности, борьба с наркоторговлей. Кстати, сейчас перезагрузили отдел по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. И они в 4-5 раз повысили свои показатели, это как-то прошло мимо внимания прессы. Этим занимается Александр Гоилашвили, новый заместитель Авакова. И он говорит, что Аваков его в этом вопросе поддерживает безоговорочно и дает полностью зеленый свет. А мы все понимаем, что наркокланы, нарколаборатории в Украине – это неприемлемо. Там обычно вовлечены дети, подростки, и с этим надо бороться жесточайшим образом. Мы в том числе рассматриваем варианты существенно усилить уголовную ответственность за всю деятельность, которая может трактоваться как распространение или изготовление наркотиков, чтобы людям не хотелось в этом участвовать.
- Что скажете по поводу дела Порошенко? Все эти приходы к нему ГБР в музей выглядели как шоу.
- Я не глубоко в следственном процессе. А дьявол – в деталях, особенно, когда речь идет о тонкой юридической процедуре. Но в делах касательно такого уровня чиновников, все должно быть выписано идеально. Иначе все это в суде будет выглядеть очень странно.
- Вы обещали, что будет проведена фракция по поводу скандала с рестораном "Велюр". Была ли фракция с Николаем Тищенко?
- Нельзя назвать это товарищеским судом, но было объяснение господина Тищенко. Могу сказать, что мы удовлетворены его объяснениями. Лично я был один раз в "Велюре" и видел эту кухню в паутине, а значит, она не работала. Я думаю, что это просто могли его знакомые там собираться и вести переговоры. Просто на Тищенко продолжается серьезная информационная атака.
- Думаете, это связано с его притязаниями на мэрство?
- Абсолютно. Потому что он первым заявил о своих амбициях и после этого на него серийно идут разные атаки. У Тищенко есть служба медиа-мониторинга и она показывает, как сильно это все "качается".
- Какие у вас сейчас отношения с Офисом президента? Часто ли вы на связи с президентом?
- Рабочие, хорошие. А с президентом на связи каждый день. Когда сессионные недели, то чаще, когда не сессионные, то только на этапах планирования сессионных недель. Я с ним взаимодействую по двум вопросам: либо по парламентским, либо когда происходят какие-то курьезные случаи с нашими депутатами. Он нервничает по этому поводу всегда.
- А кто сейчас основной сборщик голосов во фракции за законопроекты?
- Я. И если первые три месяца это делать было легче, то сейчас стало сложнее, потому что люди разобрались как все работает, и возникают проблемы. Это отбирает много энергии.
- Включается ли в сбор голосов сейчас Офис президента? Потому что раньше этим активно занимался Андрей Богдан, и говорят, весьма успешно.
- Он делал это эффективно, Ермак занимается этим меньше, он мне полностью это делегировал. Когда мне нужна какая-то поддержка, то я к нему сам обращаюсь, и он уже тогда включается.
- Если не удается вам собрать голоса, Офис президента высказывает претензии?
- У нас есть ретроспективная аналитическая сессия после того, как мы прошли голосования, где мы смотрим, кто голосовал, кто не голосовал, по какой причине и делаем выводы. Это – регулярный процесс…