В четверг, 23 сентября, Верховная Рада 279 голосами "за" в "турборежиме" приняла распиаренный властью "антиолигархический" закон №5599 во втором чтении. Президент Владимир Зеленский празднует победу. Каковы будут последствия от этого решения парламента, разбирался "Апостроф".
Ожидаемый одобрямс
Деолигархизаторское утро в Раде началось с того, что председательствующий на заседании вместо Дмитрия Разумкова вице-спикер Руслан Стефанчук... объявил перерыв и ушел консультироваться с главами фракций. После паузы глава фракции "Голос" Ярослав Железняк рассказал, о чем удалось договориться на консультациях лидерам фракций.
"Пять фракций и групп заявили, что они не будут затягивать свои правки. Это "Голос", "Батькивщина", "Слуга народа" и группы "Довіра" и "За майбутнє". У фракций "ЕС" и ОПЗЖ - большее количество правок. Надеюсь, они будут конструктивными. Вроде как там не так много правок, которые являются противоречивыми. Они будут ставить свои правки на подтверждение. Это может длиться несколько часов. После этого будет обычное голосование во втором чтении", - заявил нардеп. Впрочем, обычного волеизъявления все-таки не вышло.
Представитель президента в Конституционном Суде Федор Вениславский отметил, что поскольку данный законопроект определен президентом как первоочередный, его нужно рассмотреть по процедуре ad hoc с сокращением процедуры рассмотрения. "За" соответствующее решение незамедлительно проголосовали 253 народных депутата. Говоря о том, что в таком случае оппозиция может заблокировать трибуну, глава фракции СН Давид Арахамия заявил: "Пусть блокируют. Если кто-то хочет увидеть, как кто-то блокирует трибуну, защищая олигархов, мы хотим на это посмотреть. Я уверен, что каждый ваш зритель тоже это хочет смотреть. Но думаю, оппозиция не будет этого делать, потому что это выглядит плохо".
Тем не менее, именно так и произошло. После обсуждения и голосования за процедуру рассмотрения законопроекта, депутаты двинулись к президиуму Рады и заблокировали трибуну. Представители ЕС и часть "Голоса" начали обвинять председательствующего на заседании Руслана Стефанчука в нарушении регламента, потребовав отстранить его от ведения заседания, но за это проголосовал лишь 61 нардеп.
В итоге, Рада таки приняла во втором чтении и в целом законопроект №5599, имеющий полное название "О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)". За принятие закона проголосовали 279 народных депутатов.
Тут стоит напомнить, что согласно законопроекту, олигарх должен отвечать трем из четырех признаков:
1) участвует в политической жизни;
2) имеет значительное влияние на средства массовой информации;
3) является конечным бенефициарным владельцем (контролером) субъекта хозяйствования, является субъектом естественных монополий или занимает монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном товарном рынке и в течение одного года подряд поддерживает или усиливает это положение;
4) стоимость активов лица превышает 1 млн прожиточных минимумов (2,19 млрд грн, – "Апостроф"), установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года.
Признать лицо олигархом может СНБО на основании представления Кабмина, члена СНБО, НБУ, СБУ или АМКУ, и соответствующее решение вступает в силу со дня официального опубликования указа президента о введении его в действие и является обязательным к исполнению. Лицам из этого реестра запрещается: осуществлять взносы (прямо или опосредованно через других лиц) в поддержку политических партий, быть покупателем (бенефициаром покупателя) в процессе приватизации объектов большой приватизации. Также нужно будет подавать декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.
Исключить лицо из реестра олигархов может СНБО на основании заявления лица, включенного в реестр, если оно будет соответствовать меньше чем под трем критериям, определенным этим законопроектом.
Кроме самих олигархов, в документе упоминаются и те, кто с ними сотрудничает или контактирует. Так, "декларацию о контакте", после встречи с олигархом или его представителем, не позже следующего дня должны подать: президент Украины, члены Кабмина, народные депутаты, генеральный прокурор и его замы, глава СБУ и его заместители, руководство НБУ, ЦИК, СНБО, главы местных госадминистраций, судьи КСУ, начальники правоохранительных органов, чиновники категории "А", руководство АМКУ, военнослужащие с высшими званиями и т.д.
Контактом будет считаться любая встреча или разговор, в том числе в режиме онлайн. В декларации о контакте надо будет сообщить дату и место встречи или разговора, их краткое содержание. Декларации будут публичными. Исключить лицо из Реестра возможно, если у него отсутствуют не менее двух признаков, предусмотренных для попадания в этот список. Закон теряет силу через 10 лет со дня введения его в действие.
Казалось бы, преградой к принятию законопроекта еще несколько дней назад было его отправление на экспертизу в Венецианскую комиссию, которое поддержал один из главных противников законопроекта, спикер Дмитрий Разумков. Через некоторое время "Венецианка" объявила, что даст свое заключение по законопроекту не раньше 15 декабря этого года. Ждать три месяца на Банковой не собирались - риски нарваться на информатаку от олигархов за это время были чересчур высокими. Тем более, удары уже посыпались - вспомнить хотя бы выступление вице-президента HAVAS Cтефана Фукса на форуме Виктора Пинчука YES, который сравнил законопроект с составлением нацистами списков евреев в 1939 году во Франции.
Кроме сопротивления части олигархов, раскритиковало проект и экспертное сообщество. Отмечалось, что он подменяет нормальные антиолигархические инструменты - среди которых, в частности, АМКУ - политическими решениями СНБО.
Эмоциональное голосование за правки законопроекта
Что дальше?
Журналист-расследователь Юрий Николов обращает внимание на размытость ряда норм в законе.
"Есть временные лаги, которые позволяют этот процесс сделать длинным и не очень прогнозируемым. Полгода отводится на подготовительные процедуры (запуск соответствующего реестра - "Апостроф"). То есть, это полгода на переговоры, уточнения и так далее. Учитывая размытость критериев для определения олигарха, этот создаст ситуацию чрезвычайно широкой дискреции, которой будет пользоваться Офис президента и его ручное СНБО. Дискреция будет состоять в том, что в одной и той же ситуации по поводу разных людей будут приниматься неодинаковые решения", - говорит "Апострофу" Николов.
На способ принятия закона обращает внимание политэксперт Виталий Бала. По его мнению, этот документ может быть использован против политических оппонентов.
"Считаю, что будет представление в Конституционный суд. Считаю, что нужно это делать, потому что, в наличии не только несоответствие Основному закону, но и нарушение Регламента, есть все основания признать закон неконституционным. Очевидно, что если группа "За майбутнє" проголосовала, то ждать чего-то, угрожающего Игорю Коломойскому, или тем более "войны" с олигархами не приходится. Ведь этот документ не против, а для олигархов - это инструмент борьбы с теми, кто в оппозиции. Власть получила дополнительный инструмент узурпации, посмотрим чем это закончится. Он может использоваться и против политических оппонентов, так и для перераспределения финансов и ресурсов в стране. То есть, борьба с одними олигархами для того, чтобы появлялись другие", - сказал Бала в комментарии "Апостофу".
С коллегой согласен политэксперт Андрей Золотарев, который отмечает, что в случае лояльности владельцев активов по отношению к власти с ними "ничего плохого не произойдет", а украинцы поддержат инициативу.
"Если крупные игроки начнут финансировать оппозицию и качать ситуацию, то могут оказаться в том самом "черном списке" олигархов со всеми вытекающими последствиями для своего бизнеса. Тут дело еще и в том, кто контролирует ситуацию, ведь закон не встретил серьезного сопротивления - 279 голосов "за", и фронда в монобольшинстве особо не проявила себя, дали 229 голосов "слуги". То есть, Зеленский показал, что он он контролирует ситуацию, политикум не в восторге, но рядовые украинцы будут скорее на стороне президента", - отмечает эксперт.
Впрочем, возможно, наиболее точно последствия законопроекта охарактеризовал Юрий Николов.
"Думаю, власть откроет кассу и резко увеличит стоимость "билетов" для олигархов, которые и дальше хотят работать в этой стране, поскольку главный механизм, который вводит закон, это дискредитация перед западными институциями, которые дают достаточно дешевые кредиты нашим олигархам", - считает эксперт.
После этого на Банковой, скорее всего, решат почивать на лаврах и готовиться к "плодам" законопроекта. Но при этом там, похоже, забудут о том, что осень для власти будет весьма жаркой. Рост тарифов, склоки в Зе-команде и будущие провалы на довыборах в мажоритарных округах и в Харькове – явно не добавят баллов власти. Но дальше, чем на шаг вперед, там думать не любят.