Последнее условие для вступления в ЕС: выполнит ли Украина требование Брюсселя

Киев должен следить за финансами всех чиновников пожизненно. Эта идея вызвала споры среди экспертов

Фото: архив

Украина близка к выполнению последнего условия Европейского Союза, необходимого для начала переговоров о вступлении нашей страны в ЕС: Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект, предусматривающий пожизненный финансовый мониторинг президентов, министров и самих народных депутатов даже после сложения ими соответствующих полномочий. "Апостроф" выяснял, как такое законодательство будет реализовываться в отечественных реалиях и с чем могут возникнуть проблемы.

Один раз PEP - навсегда PEP

Верховная Рада одобрила в первом чтении законопроект, который предусматривает, что украинские чиновники высшего ранга, будучи политически значимыми лицами (в западной политической культуре это так называемые PEP - Politically Exposed Persons) должны оставаться под постоянным финансовым мониторингом, даже в случае, если они покинут свои должности.

Речь идет о проекте закона №9269-д "О внесении изменений в закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" в отношении политически значимых лиц". Документ был принят за основу 21 сентября, предстоит еще второе чтение.

"В европейском законодательстве существует норма: once PEP - forever PEP (один раз политически значимое лицо - навсегда политически значимое лицо - "Апостроф"), - рассказал изданию один из авторов законопроекта, глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. – И одним из семи условий, которые должна выполнить Украина перед началом переговоров о вступлении в Европейский Союз, было внедрение этого принципа и в украинское законодательство".

Читайте: "Пшонка-стайл": у судьи во время обысков нашли его портрет в образе Цезаря, фото

Шесть условий из списка Евкомиссии Украина уже выполнила, поэтому, по мнению депутата, после того, как данный закон будет окончательно принят и подписан президентом, правительство сможет начать переговоры о вступлении в ЕС.

Кроме того, принятие данного закона является одним из требований Международного валютного фонда (МВФ).

"Раньше в Украине уже существовал пожизненный финансовый мониторинг для политически значимых лиц, - рассказал "Апострофу" руководитель аналитического направления сети "АНТС" Илья Несходовский. - Однако после смены власти в 2019 году срок пребывания в статусе PEP был сокращен до трех лет. Антикоррупционным органам и западным партнерам это не понравилось, и они активно лоббировали возвращение пожизненного мониторинга".

К политически значимым лицам в Украине относятся: президент, министры и их заместители, депутаты, руководители центральных государственных учреждений (Национального банка Украины, Верховного и Конституционного судов, Государственного бюро расследований, Национального антикоррупционного бюро и т.п.), высшие военные руководители, руководитель и заместители руководителя Офиса ( или Администрации) президента, а также целый ряд чиновников, чьи должности отнесены к категории "А".

Банки должны осуществлять тщательный финансовый мониторинг всех операций не только указанных должностных лиц, но и операций их родственников и связанных лиц, в частности, проводить регулярную идентификацию, устанавливать происхождение поступающих на счета средств и контролировать соответствие расходов.

"Режим финансового мониторинга дает возможность банку приостановить любые трансакции клиента в случае возникновения подозрения, что они связаны с нелегальными доходами или отмыванием средств, - объясняет Илья Несходовский. - Эти операции будут проводиться только после того, как он докажет, что они законны".

Однако мониторинг не будет одинаково пристальным в течение всей жизни человека. Закон дает право банку, где обслуживается PEP, самостоятельно регулировать количество необходимых мер.

"Согласно законопроекту, после того, как лицо покинуло должность, банк в течение двенадцати месяцев проводит усиленный мониторинг. И, если он убедится, что за год в операциях клиента не обнаружено ничего подозрительного, банк своим собственным решением может ослабить контроль", - говорит Даниил Гетманцев.- Однако это не является обязательным условием, и банк может оставить предыдущий режим. А если контроль был ослаблен, то в любой момент, даже через несколько лет, сможет вернуться назад к усиленному мониторингу".

Коррупционеров меньше не станет

Учитывая распространенность и масштаб коррупции среди отечественных чиновников, идею усиленного контроля за их финансовыми операциями можно только приветствовать.

Однако многие эксперты выражают сомнения в том, что эта норма обеспечит значительное продвижение в деле предотвращения злоупотреблений со стороны действующих должностных лиц.

"Это типичный пример борьбы с последствиями, а не с причинами, - заявил "Апострофу" эксперт CASE Украина Владимир Дубровский. - Речь идет об охоте на возможных коррупционеров, которые уже покинули государственную службу. Конечно, это правильная мера, но она направлена на выявление людей, которые уже совершили коррупционные действия и нанесли ущерб государству. Кроме того, следует помнить, что она очень затратна - банки и государство будут тратить значительные ресурсы на многолетний мониторинг большого количества лиц".

По мнению эксперта, гораздо больший эффект дают меры, направленные не на борьбу с коррупцией, а на ее предотвращение.

"Наилучший эффект дает не охота за каждым чиновником, а введение законов, которые сокращают возможности для коррупции, - говорит Дубровский. - Например, долгое время в Украине существовала схема, когда за возврат НДС нужно было заплатить взятку. Со временем был внедрен прозрачный реестр налоговых накладных, а у налоговой забрали возможность самостоятельно решать, кому возвращать НДС, и эта схема утратила силу. Правда, сейчас придумали новую схему с блокировкой накладных. Но, думаю, разумными мерами и ее можно решить".

Он считает, что главное внимание государства должно быть сосредоточено на создании регуляций, которые усложняют коррупцию, что позволит сократить количество и масштабы злоупотреблений. Что касается финмониторинга, то это уже дополнительный способ давления на тех, кто все же нашел возможность конвертировать властные полномочия в денежные знаки.

"К тому же, сам по себе мониторинг дискреционен, то есть дает возможность людям, которые его осуществляют, по собственному решению усиливать или ослаблять контроль в отношении определенных лиц, - говорит эксперт. - А это порождает новые коррупционные риски" .

Кнутов много, пряников мало

Еще один риск, который влечет за собой пожизненный финмониторинг, - снижение привлекательности государственной службы.

"Постоянный финмониторинг требует от человека выполнения определенных формальностей, которые отнимают определенное время и внимание. И даже если человек абсолютно чист и не коррумпирован, он всю жизнь будет испытывать определенные неудобства. Банк в любой момент сможет заблокировать его платежи до выяснения обстоятельств", – объясняет Владимир Дубровский.

Поэтому очередь специалистов, желающих потрудиться на государственной службе, которая и сейчас не слишком длинная, может еще больше сократиться.

"Многие представители бизнеса откажутся рассматривать предложения о занятии определенных должностей в правительстве", - уверен Илья Несходовский. - В то же время, привлекательными останутся должности разных советников, которые имеют значительные властные полномочия, но не подпадают ни под один контроль или мониторинг, и не несут ответственности за принятые решения. Да и оплата там лучше, чем на государственных должностях" .

По мнению эксперта, сейчас появилось очень много "кнутов" для чиновников, в то время как "пряников" государственная служба может предложить очень мало.

"Так что наряду с созданием необходимых контрольных механизмов стоит задуматься и о стимулах, которые смогут привлечь на службу квалифицированных специалистов из частного сектора", - добавил Несходовский.

В свою очередь, Даниил Гетманцев считает, что финансовый мониторинг не создаст проблем для людей, которые приходят в органы власти с целью действительно служить государству.

"Мы не ставим перед собой задачу привлечь на государственную службу людей, которые хотят быстро набрать взяток, чтобы хватило на всю жизнь", - говорит народный избранник. - А если человек добросовестно выполняет свои обязанности и получает легальные доходы, то ему нечего бояться. никаких ограничений для его операций финансовый мониторинг не принесет".

Кроме того, не будем забывать, что это - устоявшаяся практика цивилизованного мира и требование нашего европейского будущего. И есть надежда, что никто поворачивать назад уже не будет.

Читайте: Декларации нужно открыть: три причины, почему Зеленский пошел на этот шаг

Читайте также

Кадровая свистопляска в Кабмине: почему уволили Кубракова и Сольского

Увольнение министров очевидно является решением Офиса президента

Перед зачисткой правительства: что стоит за скандалом с министром Сольским

Вокруг правительства продолжаются серьезные страсти

Конец Московскому патриархату? Что готовит Верховная Рада

Борьба с российским влиянием в Украине продолжается и Верховная Рада уже подготовила законопроект о запрете российской церкви