Заместитель министра финансов Елена Макеева выдерживает плотный рабочий график. Ее день состоит из многочисленных встреч. Большое количество сотрудников — мужчины, но госпожа Макеева не испытывает дискомфорт из-за гендерного неравенства. По ее словам, с мужчинами даже легче работать, потому что они умеют принимать волевые решения. А работы много. Сейчас в министерстве разрабатываются изменения в налоговое законодательство, а также идет работа над снижением рентной ставки за пользование недрами. Корреспондент "Апострофа" провел один рабочий день с госпожой Макеевой.
Цветы в кабинете
Аккуратные высотки разбавляют тихие дворики киевского Подола, зеркальные окна новостроек блестят солнечным июньским утром. Министерство финансов, новое семиэтажное здание на Контрактовой площади, встречает меня высоким светлым open space: в холле до седьмого этажа — открытое пространство, крыша — стеклянный купол, коридоры и кабинеты расположены по периметру вдоль стен.
Офис заместителя министра финансов Елены Макеевой расположен на первом этаже. Здесь нет картин и икон, которые часто можно встретить в кабинетах "бывалых" чиновников, нет антикварной мебели и ковровых дорожек. В небольшом кабинете все просто и удобно: современная офисная мебель, пастельный тон стен, много света. Яркости добавляют цветные канцелярские принадлежности и огромный фаленопсис на столе.
"Я еще не обжила этот кабинет до конца, переехала сюда два месяца назад и сразу пришлось делать ремонт, перекрашивать стены. Мой предшественник много курил, и запах табака не выветрился до сих пор. Тут раньше вообще цветы не жили, поэтому я привезла фаленопсис", — рассказывает Елена Макеева.
Рабочий день заместителя министра финансов начинается в 8 утра: она просматривает почту, планируя дальнейший график. На понедельник у госпожи Макеевой запланировано 6 рабочих встреч, в том числе две с международными экспертами. Меня предупреждают, что некоторые из них будут проходить в закрытом формате.
Стартует неделя с "планерки" — замминистра собирает руководителей управлений и департаментов, чтобы услышать отчеты по текущей работе и раздать задания на неделю. Совещание начинается в 8:30.
Чиновники рассаживаются за столом и, смутившись присутствием журналиста, говорят тихо. Однако, спустя пять минут, забывают, что я за ними наблюдаю, и разговор набирает обороты.
— Неделя обещает быть напряженной, — с улыбкой говорит директор департамента налоговой и таможенной политики Николай Чмерук. По его словам, споры вызывают нормы закона о государственном надзоре и контроле, которые нужно расширить на фискальную службу — это прописано в коалиционном соглашении. "Фискальная служба — категорически против. Ведь если расширить нормы закона на ГФС, это повлечет серьезные ограничения, инспекторы не смогут проводить оперативную и контролирующую работу", — поясняет господин Чмерук.
Госпожа Макеева делает пометки себе в ежедневник. Затем поднимается вопрос о реформе налоговой милиции. "По поручению премьер-министра Арсения Яценюка, до августа нужно подать в Кабмин закон о разделении сервисной и правоохранительной функций налоговой", — говорит начальник отдела по вопросам государственного мониторинга Лариса Максименко. По ее словам, этот вопрос нужно решить "принципиально": МВФ не хочет, чтобы в Украине была "милитаризованная" налоговая милиция, также следует сократить численность данной службы.
— Милитаризованная налоговая нам не нужна, но и исключить ее из структуры ГФС тоже нельзя, инспекторы не смогут бороться с налоговым мошенничеством. Нам нужно найти такое решение, чтобы сбалансировать требования МВФ, условия коалиционного соглашения и не растерять при этом функции налоговой. Пропишите ваши предложения, — поручает замминистра.
После обсуждения текущих задач чиновники расходятся по кабинетам, а Елену Макееву в зале переговоров этажом ниже ждет делегация МВФ по вопросам фискальных режимов в добывающих отраслях. По словам замминистра, эта встреча — очередной этап долгой работы над снижением ренты по добыче полезных ископаемых. "Представители бизнеса жалуются на высокие рентные ставки за пользование недрами (максимальная ставка сегодня — 55%, а для совместной деятельности — 70%.— "Апостроф"). По поручению премьер-министра мы создали рабочую группу, в которую вошли представители бизнеса, парламента и правительства. Наша цель — найти правильное и сбалансированное решение. В работу включены специалисты МВФ, свои исследования и расчеты также предоставила международная консалтинговая компания IHS. Мы завершаем работу на этой неделе и предоставим наше комплексное предложение. Мы рассматриваем две модели: классическое снижение ставки ренты без применения дополнительных инструментов или снижение ренты с одновременным введением дополнительного налога на прибыль для этой отрасли", — шепотом говорит госпожа Макеева, пока мы едем в лифте. Мне разрешают сфотографировать протокольное рукопожатие, и совещание продолжается в закрытом режиме.
Чтобы не терять времени, пытаюсь выудить секреты у секретаря Елены Макеевой — Натальи Павлюк. Впрочем, ничего особенного узнать не удается: она искренне поддерживает нового шефа и хвастается новшествами в работе. "Елена привнесла свежую струю. График стал более организованный; мы перешли на электронный документооборот, а раньше надо было распечатывать горы бумаг. Деловая переписка и телефонные переговоры ведутся на английском языке", — с радостью делится Наталья Павлюк. По ее словам, замминистра все звонки делает сама, а не через секретаря, нарушая "привычный бюрократический порядок": "Даже кофе сама себе готовит! Чего за прежними руководителями не наблюдалось".
С мужчинами работать проще
После совещания с представителями МВФ у замминистра появляется "окно" в два часа. Мы решаем пообедать в министерской столовой. В коридорах оживление, поскольку на часах — 13:00, а в это время сотрудники практически одновременно выходят на обед. По пути в столовую госпожу Макееву то и дело останавливают сотрудники, пытаясь на ходу обсудить важные для себя вопросы. "Общаться пытаюсь с каждым. Сотрудников много, запомнить по именам всех непросто, но я стараюсь. Даже секретаря прошу перед каждым рабочим днем давать мне список всех, у кого сегодня день рождения. Видели бы вы, как они удивляются и радуются, когда я их поздравляю лично. Раньше такого тут не было", — с улыбкой поясняет Елена Макеева.
На обед замминистра заказывает винегрет и зеленый борщ: "Я стараюсь питаться правильно, не ем сладостей и конфет. Раньше занималась в тренажерном зале, а сейчас работы так много, что хватает времени побегать только дома на орбитреке", — говорит она. Я тут же выдаю в ответ, что у нее отличная фигура, рассказываю о своих диетах, после чего разговор плавно переходит к главным женским темам: обсуждаем мужей и детей. Говорим и о том, насколько комфортно женщине работать с мужчинами.
— Достаточно комфортно, — ответила замминистра. — С мужчинами мне даже легче работать. Возможно, потому, что они иногда более эффективны, принимают волевые решения и проявляют твердость характера. Без этих качеств ты не станешь лидером. Никакого ущемления я не ощущаю. Возможно, пока не заметила. А возможно, мы избавляемся от советских пережитков: и в парламенте, и в правительстве много политиков новой генерации.
— В Кабинете министров работают 90% мужчин. Многие вопросы все еще решаются по старинке, во время застолий или же на охоте. Сталкивались ли вы со снисходительностью со стороны коллег мужского пола?
— Мне повезло, с подобными проблемами я не сталкивалась. В нашей команде оценивается профессионализм, все вопросы решаются за столом, а не в бане. А когда я работала в бизнесе (в аудиторской компании.— "Апостроф"), у нас вообще было больше женщин, чем мужчин. Бухгалтер, аудитор — в нашей стране это традиционно женская профессия. Хотя на круглых столах или бизнес-конференциях в Украине я очень часто замечаю, что за столом сидят одни мужчины. И тут я понимаю — это не проблема нехватки специалистов. Исторически в Украине женщины не стремились быть публичными. Гендерное неравенство — это пережитки советского прошлого. Нам еще предстоит борьба с этим явлением. В Европе на законодательном уровне установлены квоты, сколько женщин должно быть в правительстве и руководстве компаний. Возможно, и нам это стоит регулировать на уровне закона.
— Как удачно объединять успешную карьеру и семью?
— Я давно замужем и счастлива в браке, более того, нашей дочери уже 15 лет! Это распространенный стереотип, что у тебя может быть либо работа, либо личная жизнь. Полагаю, эти стереотипы сидят у нас в голове еще из советских фильмов, помните, главная героиня фильма "Москва слезам не верит" долгое время была одинока, но при этом руководила крупным предприятием. А главный герой не скрывал свою точку зрения, мол "место женщины на кухне, а жена не должна зарабатывать больше мужа". Объединять карьеру и семью не сложно, если ты планируешь свое время, любишь своих близких, и они понимают специфику твоей работы. Фактически я выросла в такой же семье: моя мама много работала, поздно приходила домой, но я не чувствовала себя обделенной вниманием.
— Кто помогает вам организовывать быт?
— Я сама занимаюсь домом, закупкой продуктов. Есть домработница, но она занимается только уборкой. Во многом мне помогает дочь, сейчас она увлеклась кулинарией, старается готовить здоровую пищу, ищет оригинальные рецепты на различных форумах. Мы с мужем долгое время жили в Европе и привыкли завтракать на европейский манер: йогурт, кофе, и побежали. Нам даже не так важно, что именно мы едим, важно позавтракать всей семьей, это как процесс.
— Вы — человек бизнеса, что вас больше всего удивило на государственной службе?
— В бизнесе задачи ставятся и достаточно быстро исполняются. В государственных органах есть много обязательных процедур, согласований, которые нельзя обойти. Все это занимает время, снижает эффективность работы. Мы часто говорим о бюрократической системе, которую тяжело сломать. Да, это так. Но, с другой стороны, есть колоссальная подпитка этой бюрократической и коррупционной машины не только изнутри, но и снаружи. Бизнесмены, которые привыкли все решать с помощью взяток, могут на публике использовать призывы "долой коррупцию", но на самом деле это не более чем прикрытие для получения собственных дивидендов. На прошлой неделе я поехала на пресс-конференцию, посвященную введению кассовых аппаратов. Участники пресс-конференции называли это давлением на бизнес. Но когда начинаешь говорить с каждым по отдельности, то выясняется, что им просто выгодно, чтобы их никто не контролировал. Они не хотят ничего менять. Они устраивают пикеты, требуют от государства гарантий, соцвыплат, а при этом сами не готовы даже налоги платить. Они тоже являются частью системы.
— Возможно, это происходит из-за непрозрачности налогового законодательства? Люди не уверены, что их деньги будут потрачены по назначению, тем более что коррупция в Украине бьет мировые рекорды.
— Снизить уровень коррупции можно только тогда, когда не будут давать взятки и появится уважение к законам. Многим ведь выгодно не платить налоги, а проще заплатить инспектору. С другой стороны, у государственных служащих унизительно маленькие зарплаты. В среднем налоговый инспектор получает 3 тыс. грн. Как на эти деньги можно прожить?
— Рост заработных плат для фискальной службы — это один из элементов реформы?
— И рост заработных плат, и сокращение численности. Сейчас по всей Украине работают около 50 тыс. сотрудников фискальной службы. Отделения есть на областном и районном уровнях, зачастую их функции дублируются. Будет проведен аудит процессов ГФС, дублирующие функции будут сокращены. Свои предложения по налогообложению высказывают общественные организации и представители бизнеса. В обеих платформах работают иностранные советники: бывший глава Минфина Словакии Иван Миклош и американский эксперт по налоговым реформам Роберт Конрад.
— Каковы шансы, что у нас останется упрощенная система налогообложения?
— Меня часто необоснованно ассоциируют с неким врагом упрощенной системы, отчасти из-за неумения слушать собеседника. Я безусловно за поддержку малого бизнеса, предложенные на государственном уровне инструменты должны стимулировать бизнес к росту. К сожалению, существующая модель упрощенной системы регрессивна, — количество поступлений в бюджет уменьшается и при этом растет количество частных предпринимателей. Кроме того, эта система сегодня активно используется в качестве альтернативного налогообложения заработной платы, идет подмена трудовых отношений гражданско-правовыми. К чему мы пришли сегодня? У нас есть армия предпринимателей, которые платят 200 грн и только думают о себе, а дефицит Пенсионного фонда растет. Поэтому, как бы мы не снизили налоги на заработную плату, все равно будут те, кто откажется их платить в угоду единому налогу. Поэтому я говорю о необходимости модернизации упрощенной системы, и европейский опыт будет нам очень полезен.
— Одним из ключевых моментов налоговой реформы называлось снижение ставки единого социального взноса (ЕСВ). Расскажите об этом.
— Средняя ставка единого социального взноса — 40%. Кроме того, надо заплатить налог с дохода физических лиц (НДФЛ) от 15 до 20%. В целом налоговая нагрузка на фонд заработной платы в Украине составляет 56,4%. Это очень много для нашей страны, и однозначно ставки надо снижать. Есть абсолютно разные предложения, одно из которых предполагает объединить ЕСВ и НДФЛ и установить ставку на уровне 29% с последующим снижением до 20% через три года. Но будет ли платить эти 29% предприниматель, который ранее платил единый налог? Я больше чем уверена, что не будет. Тех, кто готов платить налоги — мало. Осознание того, что налоги важны, приходит к каждому индивидуально. У меня есть приятельница, она — предприниматель. У ее мамы случился инсульт, и женщину госпитализировали по скорой в обычную государственную больницу. Она имеет деньги, возможности, но в данной ситуации ничего изменить не может. И вот тогда и там она ощутила нищету государства из-за того, что люди не платят налог. Это и есть осознание.
— Каковы, по-вашему, реальные сроки проведения реформы?
— Общественные обсуждения мы должны закончить в июне, после чего утвердим окончательные предложения. В августе подготовим наши законодательные инициативы и в сентябре подадим их в парламент. Если этих изменений будет много, не исключено, что придется принимать Налоговый кодекс в новой версии. Хочу добавить, что реформы могут пробуксовывать не потому что у нас непрофессиональное правительство или плохие депутаты. Идет колоссальное сопротивление со стороны общества. Каждый думает о собственном бизнесе и не понимает, что для процветания страны каждый должен вложить что-то, в том числе и заплатить налоги. Быть патриотом — это не просто надеть вышиванку и выйти на улицу с транспарантом. Возможно, стоит заниматься более активной информационной политикой, но в бюджете Минфина нет средств на социальную рекламу и информационные разъяснения. Еще одна проблема: длительные и зачастую бесполезные обсуждения с общественностью. Каждое предложение по полгода обсуждается с общественностью, причем большая часть этих "общественных активистов" даже базового экономического образования не имеет! Они предлагают просто снизить все налоги, не понимая, какую огромную дыру в бюджете это создаст, и что ее нужно будет откуда-то компенсировать!
Иностранные советники
Елена Макеева смотрит на часы. Наступает время следующей встречи — с директором комплекса "Мыстецкий Арсенал" Натальей Заболотной. Госпожа Заболотная, а также сопровождающий ее юрист располагаются в кабинете Макеевой. Они просят Минфин поддержать законопроект о создании социального фонда, который будет наполняться за счет отчислений "социально небезопасного бизнеса". К такому предлагается отнести производство алкоголя, табака и игорный бизнес. По подсчетам авторов законопроекта, отчисления могут достигать 10 млрд в год. Тратить же средства предлагается на оплату учителей в сельских школах, социальные программы, поддержку культуры и искусства.
Заместитель министра обещает ознакомиться с документом и рекомендует сделать просчет экономической целесообразности такого проекта.
Тем временем, в приемной уже ждет следующий посетитель — представитель Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Александр Панченко. Эта встреча будет закрытой, но Елена Макеева называет вопросы, которые будут обсуждаться.
— Разговор пойдет об аудиторской профессии. Национальная комиссия по ценным бумагам получает финансовую отчетность акционерных обществ, подтвержденную аудиторами, и она зачастую некачественная. И второе, в рамках налоговой реформы мы обсудим вопрос развития фондового рынка в Украине.
Встреча длится час, а перерывов в расписании замминистра не предвидится: далее у госпожи Макеевой выступление на правительственном комитете и затем встреча с еще одним иностранным советником Минфина Крисом Вейлсом. О Вейлсе госпожа Макеева говорит с сияющими глазами:
— Я горжусь тем, что приходится работать с такими известными людьми. Это очень талантливый специалист мирового уровня. Он партнер PricewaterhouseCoopers, а в Великобритании господин Вейлс был налоговым советником Тони Блэра и Гордона Брауна. Это была его личная инициатива. Безусловно, мы не могли отказаться от такой возможности. Работать он будет на общественных началах и будет принимать активное участие в разработке налоговой реформы.
Поскольку правительственный комитет и встреча с Крисом Вейлсом не предполагают присутствия журналистов, мы с госпожой Макеевой благодарим друг друга и расстаемся.
— Надеюсь, вы о нас хорошо напишете, — с надеждой говорит мне на прощание секретарь Наталья.
Я обещаю "написать все, как есть", и с сожалением покидаю прохладные и светлые помещения Минфина. На улице меня встречает жара +30 и рыночная сутолока Контрактовой площади. Но после общения с молодым реформатором Еленой Макеевой остается свежее ощущение того, что наша страна, несмотря на препятствия, вскоре найдет свой европейский вектор.