RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Dakh Daughters: Нужно Евровидение в Донецке делать, чтобы объединять всех

Участницы популярного фрик-кабаре о своем видении ситуации в Украине

Участницы популярного фрик-кабаре о своем видении ситуации в Украине Слева направо участницы фрик-кабаре Dakh Daughters: Татьяна Гаврилюк, Руслана Хазипова, Соломия Мельник, Наталья Галаневич, Анна Никитина, Zo Наталья Зозуль Фото: Владислав Мусиенко

Что несут в себе их уникальный образ и жанр, о чем на самом деле их эксцентричные песни и какие они, семь участниц эпатажного фрик-кабаре Dakh Daughters, вне сцены. В поисках ответов на эти и другие вопросы "Апостроф" заглянул на репетицию к популярному женскому коллективу. Выступление в России, после которого о группе заговорили в Думе, концерты украинских "революционерок достоинства" в Европе и как последние события в стране отражаются на их творчестве. Пережитые годы Майдана, взгляд на острые вопросы отношений Украины и России, а также забавный прогноз грядущего песенного конкурса Евровидение-2017. Эти и другие вопросы в новом интервью с Dakh Daughters.

- Недавно прошла серия ваших концертов в Европе. Как вас воспринимают за рубежом?

- Нас всегда воспринимают очень классно (улыбаются). На самом деле, нам очень часто задают этот вопрос, и мы всегда сходимся к тому, что к концу выступления зритель превращается в одну прекрасную массу любви, независимо от того, он украинец, немец, таитянец или португалец. Мы так воссоединяемся с этими людьми, абсолютно не имеет значения, где мы и откуда.

Одна из главных идей Влада Троицкого (руководитель театра "Дах", - ред.). В течение 14 лет он воспитывает нас, чтобы мы всегда развивались не только локальненько, а чтобы у нас были амбиции, чтобы мы всегда глобально рефлексировали на мир. И поэтому нас принимают хорошо, поэтому мы говорим таким универсальным языком, в данном случае новым, потому что таких в мире нет. Мы не общаемся с людьми как с национальностью или с какой-то их национальной чертой, мы не играем с этими понятиями, мы просто общаемся, как со всеми по всему миру. Это то, что мы уже все давно потеряли, - диалог. Мы находим диалог между людьми.

Еще для нас важна позиция показать в мире, что Украина не является жертвой. И то, что происходит в Украине, нам дает силы для того, чтобы творить и рождать что-то новое. И, собственно, мы являемся примером для всех. Замечательная позиция. Потому что в последнее время многие наоборот пытаются громко кричать, что в Украине есть проблемы, "обратите на нас внимание" и так далее.

Это нормально, потому что такая ситуация сейчас. На этическом (дипломатическом) уровне, возможно, это правильно, а в искусстве все же есть много возможностей и сторон. Мы сознательные граждане, мы понимаем, что никому до нас глобально нет дела. Идет война в Сирии, теракты, там еще что-то - куча всего. И мы сейчас еще более-менее в благодатном положении. Поэтому мы сейчас заявляем о себе на весь мир. Мы не спекулируем на этом, мы только подчеркиваем, что Украина есть, сейчас она пытается встать на ноги, и она сможет это сделать, только надо время, надо начинать с себя.

- Ваши собственные наблюдения: больше зарубежные концерты посещает диаспора, или с удовольствием слушают украинскую группу и местные жители?

- Кажется, украинцы за рубежом еще не очень доросли до того, чтобы ходить на Dakh Daughters. Но все чаще мы видим флаг в зале. Кстати, это тоже частый вопрос: почему-то большинство думает, что нас приглашает только диаспора и у нас только диаспориальние концерты. Это совсем не так, потому что мы выступаем на различных фестивалях и достаточно серьезного уровня, на театральных, на музыкальных ... Но нам всегда приятно, когда среди людей мы видим флаг и к нам приходят украинцы, которых значительно меньше, чем европейцев.

Участница фрик-кабаре Dakh Daughters Татьяна Гаврилюк Фото: Владислав Мусиенко

- Как вообще ваши идеи воспринимаются за рубежом? Насколько они доступны для зарубежной аудитории? Часто вас просят рассказать больше о ваших песнях?

- Спрашивают, конечно. Но мы всегда стараемся оставить нашей аудитории свободу для любой интерпретации. И поэтому трудно сказать, как кто интерпретирует то или иное в целом. Но мы всегда стараемся представлять Украину в мире, в частности, после революции. Эту перерожденную в вулкане событий молодую Украину. Этот тур и художники, которые рождаются здесь и сейчас, - все это, безусловно, вызывает большой интерес Европы и мира. Это дает нам очень большую ответственность, такую почетную, это выполнение цели. Еще мы используем субтитры.

- То есть песни сопровождаются субтитрами?

- Да. Мы очень серьезно к этому подходим. Часто сами занимаемся этим вопросом, титрованием. В Португалии нас благодарили за субтитры, потому что это снимает очень много вопросов, о которых мы говорим. И в текстах мы часто используем иностранный язык: французский, английский, немецкий, русский. Сначала мы перевели только на английский язык и думали, что он универсальный. Но на самом деле потом мы поняли, что очень важно иногда переводить именно на язык той страны, куда мы едем. Поэтому мы стали петь и на португальском, и польском, и словацком...

- Материал остается, но каждый раз вы его переводите на разные языки?

- Да. Вот, например, мы едем в Словакию 23 сентября, и мы прислали им титры, говорим: у нас есть английский. Они говорят: давайте английский и оригинал, мы все-таки сделаем на словацком языке. В Беларуси у нас был белорусский перевод и русский, что тоже важно, поскольку там на белорусском языке не так много говорят, как у нас - на украинском. И это здорово, потому что они воспринимают не только на энергетическом уровне и видят, как девушки бесятся, но и интеллектуально, успевают что-то читать.

Участница фрик-кабаре Dakh Daughters Руслана Хазипова Фото: Владислав Мусиенко

- В одном из интервью встречал цитату, что ваша женская энергия олицетворяет Украину в миниатюре. Но, к сожалению, это мнение не раскрыли дальше. Прокомментируете?

- Это образная и многогранная тема. У нас есть женская группа, фрик-кабаре Dakh Daughters: это семь актрис, семь артисток, семь девушек, семь музыкантов, семеро певиц, исключительно девушек, молодых женщин. И мы все так же приехали, собрались здесь, будучи из разных уголков Украины. И если вы придете на шоу, то так же увидите очень большое количество украинского материала, нового украинского искусства, связанного с украинской музыкой, поэзией, текстами. И увидите, какое это разнообразие и многообразие.

У Руси, например, есть трек, такой гуцульский рэп, в котором очень интересный момент, связанный с тем, что это украинский язык, но это, собственно, гуцульский язык, диалект. И он звучит совершенно иначе, чем, например, песня, которая исполняется на стихи Сергея Жадана, где текст связан с историей, напрямую с бурными событиями, волнующими, страшными и радостными, которые происходят сейчас от революции до войны. И, видимо, с этим связан такой образ Украины в миниатюре.

Dakh Daughters - это как Вольтрон, защитник вселенной. Была такая история о космическом роботе, пилотируемом людьми-супергероями, который состоял из отдельных роботов. Они складывались вместе, и тогда Вольтрон защищал вселенную. Это такая миссия.

- Еще один интересный момент: в одном из изданий вас назвали "революционерками достоинства". Что думаете по поводу этого мнения о вас?

- Вы читали книгу "Революция бессмертия"? Это оттуда мысль родилась. Это сокращенная вытяжка из того, о чем мы говорили, что есть революция, а есть эволюция. Мы обречены на качественную и быструю эволюцию. Если мы хотим, чтобы что-то происходило, это должно быть не революция и не шаг, а быстрая и качественная эволюция, когда человек головой думает, какие изменения она делает. И делает это быстро и качественно. Именно это мы и доносим. Еще в дополнение вспомним фразу Владислава Троицкого, что надо думать сердцем, а любить головой! Это помогает быстро эволюционировать.

Как-то мы говорили, что с того момента, как попали в "Дах", у нас начались революция и эволюция. В 2004 году мы стояли на Майдане, были такие огромные акции с тысячами оранжевых шариков, десятками метров оранжевой ткани, которую мы спускали в Днепр из мостов... Для нас это эволюция, мы постоянно в этом состоянии, мы постоянно заряжены. И поэтому это все так сформировалось.

Участница фрик-кабаре Dakh Daughters Соломия Мельник Фото: Владислав Мусиенко

- Насколько знаю, вы выступили на Майдане за день до разгона студентов. Правда, что это навсегда отразилось на вашем творчестве?

- Мы не стали конкретно об этом писать песни. Но ясно, что сознание меняется после такого. Ты не можешь не реагировать на такой ужас. Но это совсем другая тема. Все это связано, у нас после этого был проект, спектакль "Антигона". Там поднимается очень сложный вопрос, который у нас сейчас в стране, когда в разных лагерях оказываются два брата, и как ведет себя сестра, когда они оба погибли в схватке. Она хоронит обоих, потому что это ее семья.

Выйдя на Майдан, мы поняли, что написали пророчество. Надо понимать: то, что ты сделал сегодня и сейчас, - это тебе так и вернется. Надо более сознательно подходить к вопросу национальной идентификации, к людям, к политике, ко всей жизни. И хочется уточнить, что у нас был не только этот один концерт на Майдане 28 числа, а у нас было очень много концертов во время различных стадий Майдана и самой революции. И они, отвечая на ваш вопрос, сыграли очень большую роль и до сих пор играют на каждом нашем выступлении. Их было много, они были все незабываемые - и на баррикадах, и на сцене.

Было какое-то ощущение, что каждый на своем месте и каждый должен делать то, что он должен делать и хочет делать, и у каждого есть своя миссия, и таким образом формируется новое общество: счастливое, где вместо принудительной иерархии есть какое-то коллективное желание, где будет всем хорошо. И мы вышли, как художники, хоть мы также сделали многое, были там, и это самая большая ценность для всех. Но тем не менее нам было важно действовать нашим художественным оружием.

Все, что произошло далее от Революции достоинства и до аннексии Крыма и войны на Востоке, - это все продолжение одной истории. И наше дальнейшее творчество, наши дальнейшие песни и музыкальные композиции, которые появились на грани этого.

По поводу эволюции сознания хотелось бы добавить. Мысль появилась у нас у всех, когда мы были в Вене, и там, конечно, нам задавали вопросы журналисты, которые очень любят делать на Западе: "Ну как вам, все хорошо уже после Революции достоинства?", "Уже сразу все хорошо после Революции?", "Зачем вы выходили на Майдан?"

Провокационные такие вопросы. Понятно, что ничего сразу не будет. Нам, например, понятно, когда взрослые люди делают революцию в 21 веке, то они понимают, на что идут. Они идут на большой кусок работы, ты начинаешь идти. Мы начинали идти, и в 2004 году понимали, что только начинаем. Вот, типа, стало ли лучше? Становится! Это и есть твоя жизнь. Ты или делаешь ее, или не делаешь. Это глубокий вопрос, кто за что стоял на Майдане. Мы до сих пор там, мы делаем свое дело! Это идея эволюции сознания.

- Это, кстати, как раз следующий вопрос. Сегодня часто говорят, что все было зря, Майдан, революция... Согласитесь?

- И еще больше будут говорить, потому что нам еще глубже есть куда залезть, к сожалению. Но чем больше мы погружаемся, тем светлее становится в конце тоннеля. Нельзя жить прошлым, если произошли такие большие перемены в социуме. Мы все были идеалисты, революционеры, выходя на Майдан. Молодая сила была очень большой, движущей, важной во время революции. И никто из нас никогда не думал и не хотел, не дай Бог, даже подумать о таких событиях, как война на востоке, аннексия Крыма, погибшие солдаты и искалеченные жизни людей. Конечно, нет.

Но тем не менее, если уж случилась такая большая перемена в социуме и подняли эти большие движущие силы, сейчас важно не расслабляться и правильно двигаться всем вместе, потому что, собственно, здесь уже в этот момент творится будущее, кирпичик к кирпичику, все своими руками строишь. А разговоры о том, что было хуже, было лучше... Эти разговоры будут всегда, и это нормально. Наша задача такова, чтобы процент нормальных, думающих, трезвых людей увеличивался, чтобы массы, грубо говоря, рабочего пролетариата начинали думать иначе, заражать их этим. И чтобы интеллигенция могла заразить грамотно этих людей, и чтобы еще больше людей стали думать иначе и быть честными на своем месте.

Честность - это самый большой вопрос, который будет волновать человечество всегда. Это желание власти, денег, это будет всегда, от этого никто никуда не денется. Главное, чтобы этот процент хотя бы стал большим, чтобы был какой-то баланс между этим. Пример, как в мире другие страны выживают. Во всех сейчас свои проблемы: и во Франции, и в Германии, и так далее. Но массы более или менее удовлетворены своим существованием, зарплатой. У нас все же больше людей бедных, а там как-то они мудрее смогли поступить, чем люди, которые воруют большие куски денег. Они, видимо, немного делятся, бросают тем людям - это грамотность баланса. Нам надо начать хотя бы с этого, достичь, грубо говоря, европейского мирового баланса, и тогда можно начинать борьбу, вести ее дальше уже на высших уровнях.

Участницы фрик-кабаре Dakh Daughters Руслана Хазипова и Соломия Мельник Фото: Владислав Мусиенко

- Ваш хит "Розы / Донбасс". Насколько известно, он состоит из 35 сонета Шекспира и украинских народных песен. Расскажите о создании композиции, которая успела в свое время подорвать и российскую аудиторию на YouTube.

- Она была создана во время ГОГОЛЬFEST в 2012 году. Знаете, сегодня трудно говорить о создании своих композиций, так как на тот момент ты находишься в другом измерении, это измененное состояние. Ты постоянно беременный какими-то идеями, постоянно о них думаешь. Затем эти пазлы собираются в один. Поэтому сейчас трудно говорить, как это все складывается.

Вот как раз "Розы / Донбасс" можно отнести к тому нашему пророческому вопросу. Как мы себя в шутку называем "Народный заслуженный пророческий ансамбль Dakh Daughters", название такое в жанре хора Веревки или Вирского. Скоро мы станем писать про цветочки, калину и любовь.

Песня была создана еще до тех событий, которые уже потом произошли на Донбассе. Только потом, в ходе расследований самой нашего творчества, мы узнали, что роза - это символ Донецка, поняли, что это все совпадает. А слово Донбасс просто было рифмой по слуху с сонетом Шекспира.

Это вообще очень странно говорить о песнях, о музыке. Это как танцевать об архитектуре. Нас очень часто спрашивают не только об этой песне, но и о других. Мы начинаем рассказывать и такого можем понарассказывать, что журналисты уже видят психоделические многогранные миры. А если коротко, Наташа принесла текст этого сонета, мы начали его играть, петь, и Наташин супруг, фронтмен группы "ДахаБраха", начал повторять "Донн-бас", как рифму к строфе. Затем к нему присоединились все, и вышел совершенно безумный и очень хороший контрапункт. Так все и сформировалось. Уже позже мы вернулись к эскизам этой песни, она нам очень нравилась, задела. Мы начали ее переделывать, оставили текст, музыкальный ритм и это слово "Донбасс".

Песня зажила своей жизнью, мы сняли на нее видео, она приобрела популярность. Уже через год, когда был Майдан, и потом дальше развивались события, затем Крым, а затем, собственно, Донбасс, она приобрела какой-то колоссальный политико-социальный и вообще человеческий смысл.

- Ну а дальше уже пошло: "Хаос-группа воспела Донбасс"...

- Да, там было очень много разных интерпретаций. Даже в Думе о нас говорили. Нас тогда назвали "Дах Дорс". Депутат один жаловался, что приезжали те, которые стояли на Майдане и бросали коктейли Молотова в стражей порядка, и как мы вообще заслужили выступать на таких сценах в России. А после этого уже, собственно, началась война, Россия выступила агрессором, и мы перестали туда ездить. Это было последнее упоминание там о Dakh Daughters.

- А вообще продолжают сегодня приглашать вас выступить в России?

- Да, у нас там много друзей, все прекрасные. Но мы не едем, пока не закончится война. Есть предложения работать на нейтральной территории с классными адекватными артистами. Возможно, будет какой-то отдельный проект. У нас очень много друзей, которые талантливые, нормальные, сознательные, понимающие ситуацию.

Участница фрик-кабаре Dakh Daughters Наталья Галаневич Фото: Владислав Мусиенко

- Сейчас это очень актуальная тема. Что вообще думаете о гастролях украинских артистов в России?

- Я вам так скажу (мнение Анны Никитиной, - ред.): считаю, все настолько непросто, не все здесь такие украинцы. Я, например, наполовину русская, и для меня это очень болезненный вопрос. Ненавидеть кого-то за то, что они ездят с концертами в Россию, я просто не могу физически, где-то я их понимаю. Но я слышу много ненависти. Например, история с СанСеем (группа Андрея Запорожца "SunSay", - ред.) скандальная. А с другой стороны он музыкант, у него там группа. СанСей сейчас состоит из российских музыкантов и тогда состоял. И что ему делать?

Он сказал, что он на нейтральной стороне. Сначала как-то не очень приятно было, а сейчас пришел к нам на репетицию, я посмотрела - и правда живые глаза. Человек сказал так: я нейтральный, я не хочу идти против кого-то. И что теперь? Давайте его линчевать или говорить, что искусство его уж не настолько хорошее, чтобы он мог занять такую позицию? Но мне кажется, что это должно быть нормально - иметь и такую позицию. И это общество тоже должно воспринимать. Если ты не любишь его искусство или творчество, это твои проблемы. Принцип нового общества, которое мы хотим строить, в этом и заключается, во всяком случае постарайтесь не ненавидеть. Мы все стараемся любить, а никто из нас не знает, что такое любовь. Поэтому давайте постараемся не ненавидеть друг друга.

- Для меня (отвечает Наталья Галаневич, - ред.), по состоянию на эту секунду, это две страны: Украина и Россия, находящиеся в состоянии войны. Лично я не могу сегодня ехать туда выступать. Все. Что делают другие люди - на их совести. Что касается меня, это две страны. Люди, которые сейчас едут туда выступать и для них это одна страна - постсовок, мегасовок... Меня это не интересует. Возможно, Украина и Россия - дружные братья, возможно, у кого-то есть такая позиция. Для меня это две страны.

Завтра все изменится, мы перестанем находиться в состоянии войны, и я поеду, потому что у меня очень много друзей в России. Кого-то осуждать я не буду никогда, и я никогда в этих комментариях ничего никому не пишу. Я могу думать все, что захочу, это мое личное дело, но публично кого-то хаять за то, что он поедет... Это их жизнь, и пусть они разбираются. Лично я до конца не могу понять, как можно быть нейтральным в такой ситуации, когда есть смерть. Это кровь, это страшно, и нейтральность здесь для меня просто нелогична. Но опять-таки я не выступаю тем поливальщиком грязи, и никто из нас такого себе не позволяет.

- Мы не ездим сейчас (отвечает Татьяна Гаврилюк, - ред.). Я думаю, пока война не закончится между Украиной и Россией, агрессия России, эта пропаганда, нечего ехать и там выступать. Им предстоит очень большая внутренняя борьба, самостоятельная. Надо, чтобы сама нация вылечилась от этой испорченной воды, от этого ядовитого колодца сначала. А тогда можно будет снова налаживать какой-то нормальный диалог. И это важно для меня. У меня в семье всегда было два языка: русский и украинский, и это нормально. Но тем не менее, когда настолько прозрачна война, все равно сейчас она идет на востоке регулярно, и ехать в Москву выступать у Кремля - это как-то нелогично.

- А еще сейчас такое время (отвечает Руслана Хазипова, - ред.): мы постоянно говорим об этой ответственности, что надо как-то понимать, что происходит. Сейчас все такое нежное, сейчас только кинь - разорвут, а потом попробуй что-то доказать. У тебя сейчас есть одна жизнь и один шанс что-то сделать. Надо очень аккуратно ступать, и в этом есть ответственность. А то, что я сейчас здесь, а там - пусть как хотят ... Нет, когда мы поймем, что мы все вместе, только тогда появится второй шанс или третий. Как я буду жить без Донецкой области? У нас и так мало областей, а Россия еще уменьшает.

А по поводу того, когда мы научимся сочувствовать, у меня немного другое ощущение, когда тебе просто жалко человека. Например, почему СанСею сочувствовать? Почему мы сейчас взяли именно СанСея? Многие сейчас ездят в Россию с концертами. Кстати, Андрей - очень классный пацан, нормальный, респект ему, но он еще и из тех, которые пропагандируют патриотизм и едут в Россию. Я знаю тоже людей, которые себя выставляют такими патриотами Украины, а на самом деле втихаря ездят на корпоративы играть, деньги зарабатывать: типа тут за идею, а там - за интервью. Весь этот патриотизм исчезает, и они просто лабают за гонорары. Это правда, и это ужасно, ничего из этого хорошего не будет.

Но мы группа художников, и нам всегда интересно с точки зрения искусства это все видеть, а это всегда высшая, более божественная, абсолютная точка. Поэтому мы можем себе только примерно видеть, думать, что эти люди себе планируют. Дай Бог, чтобы каждый ощущался свободным и при этом был счастливым, потому что мы все знаем, что там, где начинается свобода одного человека, неизвестно где может находиться предел, где ограничиваются свободы другого. То есть дай Бог, чтобы так было в мире, чтобы все делали то, что они хотят, и все были счастливы.

Участница фрик-кабаре Dakh Daughters Анна Никитина Фото: Владислав Мусиенко

- Одна из популярных тем сегодня - Евровидение-2017. Думали ли вы об участии в песенном конкурсе?

- Нас приглашали, но мы отказались, потому что нет времени. У нас график расписан на два года вперед, все четко. Мы не можем отказаться от майских уже расписанных событий, и январских, когда надо очень много отдавать времени на подготовку. А потом мы подумали, что два раза для Украины проводить здесь Евровидение - это будет слишком, надо разгрузить (смеются). Этот вариант нескромный. Когда Украина второй раз выигрывает - нам немного неудобно, тратить столько денег ... Мы решили, что нам экономика так же важна.

В этом году у нас также есть такая интересная практика, по которой ведутся европейские дела, - за год все планируем. Чтобы сделать большие театральные гастроли, надо за год все спланировать. Слава Богу, есть много таких приятных планов: музыкальных, театральных... Но тем не менее на самом деле нам сделали недавно такое предложение, и мы подумали, что суммарно нам нет смысла в этом году отменять все свои проекты, которые нам важны, в которых есть частичка нашей души. Тем более что Джамала мощно, ярко показала Украину в этом году, спасибо ей, передаем эстафету другим странам, а сами готовимся к супермощному выступлению и побеждаем на Евровидении в последующие годы.

- Киев будет принимать Евровидение. Что думаете по этому поводу?

- Надо было в Одессе делать, чтобы расширять Украину. Надо в Донецке делать, чтобы объединять всех. Наверное, они немного... Они хотели сделать сначала в Одессе, а потом, видимо, почему-то решили, что лучше в столице...

Участница фрик-кабаре Dakh Daughters Zo Наталья Зозуль Фото: Владислав Мусиенко

- Сказали, что победил сильнейший.

- Ну конечно. Дело в том, что там тоже не все так просто. Здесь больше розеток, пожалуй, чем в Одессе (смеются). Здесь есть еще какая-то честная сторона, Одесса должна была предложить свой план, как это провести и насколько она могла бы взять на себя эту ответственность. Это тоже сложно, это большой вопрос. Возможно, она не смогла?

Вся страна должна работать на Евровидение. Это и Одесса, и Киев, это уже об имидже страны идет речь, а не о самом Евровидении. Классно было бы, если бы еще во Львове провели ... Одесса - это вообще идеальный вариант, но и неплохо, что оно в Киеве. Это все равно так приятно и так хорошо. В Украине, в нашей столице. А вы что думаете?

- Лично мое мнение - Одесса. Соглашусь, это бы лишний раз сплотило украинцев.

- Да, было бы вообще здорово. Это были бы украинские Канны. Все должны были бы объединиться и помочь в том, чтобы это произошло. Вы видите, вот напишите об этом. Это надо тоже менять, потому что есть власть, и все равно мнение властей очень часто расходится с реальным мнением народа, молодых людей.

Это как тендер "Вот сейчас мы выберем". Что они выбрали? Можно было смело и красивее это все сделать и гораздо объемнее и многограннее показать Украину, если бы были такие украинские Канны в Одессе. Но что ж... Будем все там на Днепре зажигать, будет супер. Украина просто поразит мир своей красотой и невероятной душой. Бровары все съедутся поразить мир, немного Борисполя... (смеются).

- Какие планы у группы на ближайшее будущее?

- На какое именно? У нас несколько будущих.

До нового года у нас ГОГОЛЬFEST, потом Словакия, дальше Тбилиси, Грузия, там театральный фестиваль. Затем в Праге мы играем большое шоу с "Дахой Брахой", наконец-то мы снова соединимся. Затем мы едем на два месяца на гастроли во Францию, и потом два месяца, это декабрь и январь, у нас не гастроли, а создание нового цирка.

Репетиция фрик-кабаре Dakh Daughters Фото: Владислав Мусиенко
1 / 1
Репетиция фрик-кабаре Dakh Daughters Фото: Владислав Мусиенко
1 / 1
Репетиция фрик-кабаре Dakh Daughters Фото: Владислав Мусиенко
1 / 1
Репетиция фрик-кабаре Dakh Daughters Фото: Владислав Мусиенко
1 / 1
Репетиция фрик-кабаре Dakh Daughters Фото: Владислав Мусиенко
1 / 1
Репетиция фрик-кабаре Dakh Daughters Фото: Владислав Мусиенко
1 / 1
Репетиция фрик-кабаре Dakh Daughters Фото: Владислав Мусиенко
1 / 1
Репетиция фрик-кабаре Dakh Daughters Фото: Владислав Мусиенко
1 / 1
Репетиция фрик-кабаре Dakh Daughters Фото: Владислав Мусиенко
1 / 1
Репетиция фрик-кабаре Dakh Daughters Фото: Владислав Мусиенко
1 / 1
Репетиция фрик-кабаре Dakh Daughters Фото: Владислав Мусиенко
1 / 1
Репетиция фрик-кабаре Dakh Daughters Фото: Владислав Мусиенко
1 / 1
Репетиция фрик-кабаре Dakh Daughters Фото: Владислав Мусиенко
1 / 1

- В заключение, как видите сегодня общую и культурную ситуацию в Украине? Какие важные шаги еще должны сделать украинцы?

Есть улучшения, они видны. Люди перестали бояться показать себя, показать то, что их интересует, находиться с другими, просто не бояться что-то сделать, нарисовать, сказать. Своего голоса перестали бояться, своей внешности.

Среди свободных художников есть тенденция. Но все же государственные театры - как институты: там остается та же ситуация, неизвестно, что с ними делать. Это надо просто как-то туда запускать какой-то специальный дым, который выест в их сознании этот нафталин. Это должен быть какой-то специальный метод борьбы, потому что там настолько окаменела история, и люди продолжают в этом барахтаться, заражать других людей своим немного устаревшим совковым сознанием, которые затем рожают другое поколение детей с этим сознанием. И это очень страшно. Очень тяжелый этот процесс, нам еще очень много всего надо сделать.

Очень важно создание контекста. Когда люди говорят о том, что происходит, когда не просто художник нарисовал дома картину и сидит возле нее. А это является создание фестивалей, создания мер, которые учат размыкать, более масштабные, более контекстуальные такие штуки, как ГОГОЛЬFEST.

Мы немного заангажированные в том, чтобы так все было, мы идеализируем эту картину, потому что нам хочется видеть Украину процветающей. Но сюда приезжают еще и другие художники, и они чувствуют так же, что где-то бьет какой-то ключ. Они приезжают, и многие остаются здесь, говорят, что черпают какую-то энергию. Мы чувствуем, потому что был Майдан, и мы знаем напрямую. А они говорят, что здесь есть что-то такое, что они всегда искали: свобода, там где художник может себе позволить что-то.

Так что действительно: наш глаз иногда замыливается, иногда есть много дел, забот ... Но есть что-то такое особенное в Украине, на твоей земле сегодня, в этих людях, которые являются украинцами. Надо это ценить, любить и надо на это ставить ставки, а не на энергию, что у нас все плохо. Надо быть оптимистом, но быть супервоином. Это очень трудно быть победителями и изменить свой рутинный мир.

Надо быть победителями, быть оптимистами. И тогда будет счастливое новое будущее. Возможно, это не формат ответа в интервью, но это то, о чем мы постоянно пытаемся говорить.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства