RU  UA  EN

суббота, 23 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Общество

Кошмарят на все деньги

Эксперты на примере сайта "Наши гроши" объясняют, чем может обернуться публикация предвзятых материалов

Эксперты на примере сайта "Наши гроши" объясняют, чем может обернуться публикация предвзятых материалов Фото: pixabay.com

Давление на СМИ и правозащитные организации – тема, которая неожиданно поднялась в середине лета – в разгар отпусков и традиционный период информационного затишья. Против Игоря Гужвы, редактора ресурса Страна.UA раскручивается уголовное производство. Общественную организацию Центр противодействия коррупции, возглавляемую известным антикоррупционером Виталием Шабуниным, проверяет управление фискальной службы Киева… В экспертной среде сформировалось мнение: эти действия предваряют новый политический сезон, который начнется в середине сентября, сразу по окончании периода отпусков.

Сезон обещает быть очень жарким из-за скопления огромного количества противоречий внутри властной команды и в отношениях власти и нескольких оппозиций – Оппозиционного блока, Самопомощи, БЮТ. В этой ситуации все стороны потенциального противостояния предпринимают попытки тем или иным образом заручиться поддержкой СМИ. Способы используют разные, от рычагов административного давления до попыток "коммерческого сотрудничества".

Этот – "коммерческий" - способ делает медиа чрезвычайно уязвимым, в первую очередь с репутационной точки зрения. Но возможно для СМИ он – единственный способ выживания.

"Ситуация очень непростая: цены на коммерческую рекламу в СМИ упали в 2014 году до исторического минимума. Фактически, доходы от рекламы – а ведь это, по сути, единственный источник заработка любого медиа – не окупают расходов на содержание редакции", - рассказывает собеседник нашей редакции, руководитель рекламного подразделения одного из крупнейших украинских медиахолдингов, пожелавший остаться неназванным.

По его словам, есть всего две схемы действия СМИ в подобной ситуации: сотрудничать с одной из олигархических групп – отстаивая интересы этой группы в обмен на финансирование, и публиковать скрытую рекламу политического или экономического плана, или как говорят сами журналисты, "джинсу", сохраняя подобие независимости и объективности.

Цены на "джинсу" существенно выше, чем на коммерческую рекламу, и это позволяет ряду СМИ держаться на плаву. Но поскольку "джинса" часто предполагает распространение искаженной информации, именно эта практика делает медиа уязвимыми. Например, как раз по подозрению в публикации заказных материалов политического характера как раз и было начато уголовное производство против редактора Страна.UA. А вот пример буквально последних часов: в Интернете разгорается очередной скандал в связи с публикацией интернет-ресурсом "Наши гроши" информации с не соответствующими действительности данными о корпорации "КРТ". Эту информацию оказалось очень просто опровергнуть, прибегнув к сравнению с данными из официальных источников.

"Каждую неделю читаю о себе новый бред, - высказался по этому поводу у себя в блоге председатель Транспортного комитета Верховной Рады Ярослав Дубневич, с которым в упомянутой публикации связывают корпорацию "КРТ". Политик, в свою очередь, утверждает, что опубликовавшее фейковые данные издание еженедельно распространяет о нем недостоверную информацию. "(Это) самое убедительное свидетельство того, что речь идет не о расследовании, - развернута банальная заказная кампания в будто бы "объективном" СМИ", - пишет он в своем блоге.

По мнению экспертов, каждый такой "локальный" скандал наносит ущерб не только отдельно взятой персоне или конкретному медиа.

"Та самая "пост-правда" "унижает" в целом институт репутации, - комментирует конкретную ситуацию с сайтом "Наши гроши" Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий. - Сегодня в эпоху низких бюджетов, падения рынка, "журналистика разоблачений" поставлена на поток, потому что подобная подача информации может удержать внимание зрителя. Помните известные "Скандалы, интриги, расследования" Глеба Пьяных на НТВ? Это и есть формула так называемых “muckrakers” или "разгребателей грязи": сначала скандал, потом интриги, а до расследования может и не дойти. Расследование – это ведь узко, для профи, а потому не интересно. Основное отличие разоблачительной журналистики в низком уровне компетентности. Зачастую из детали пытаются раздуть расследование, а общая картина, то есть компетентность в конкретной сфере низкая".

Несмотря на то, что кампании, связанные с распространением ложной информации, бьют по репутации политиков или представителей бизнеса, эксперты склоняются к мнению, что в еще большей степени они наносят ущерб репутации самих медиа: по мере нарастания разоблачений и контр-разоблачений, журналистам начинают верить все меньше.

"Это большая проблема не только медийной сферы, но и правовой – вместо того, чтобы в случае наличия доказательств или фактов, обращаться в правоохранительные органы, у нас предпочитают ограничиваться медийными кампаниями. Понятно, доказать вину законным способом значительно сложнее, чем провести информационную кампанию, направленную на дискредитацию того или иного человека, - отмечает эксперт аналитической группы "Левиафан" Валентин Гладких. – В то же время не стоит забывать, что те, кто проводит или заказывает такие кампании сегодня, завтра сами могут стать жертвами аналогичных действий. Напоминает игру дерьмом в волейбол, после которой все выходят грязными и вонючими".

Примечательно, что сами политики, попавшие под прицел черного пиара в медиа, вовсе не склонны махать шашкой, по крайней мере, прямо сейчас. Тот же Ярослав Дубневич заявляет о принципиальном решении не подавать иски против СМИ в условиях незавершенной судебной реформы, ведь судебные процессы, в которых представитель законодательной власти состязается с медиа, сами по себе могут быть расценены, как способ давления. Вместо этого он задается в блоге вопросом: "Поделитесь, как вести себя, если медиа распространяют о тебе откровенную ложь?"

"Прочитал на Обозе блог Дубневича, для полноты картины зашел на сайт "НГ". Действительно, "кошмарят на все деньги". И ситуация довольно стандартная, - считает политтехнолог Андрей Золотарев, по мнению которого любому политику в создавшейся ситуации нужно просто уметь держать удар. - Когда на "минусовый" удар политик отвечает обращением в судебные или правоохранительные органы, он уже проиграл". Тем не менее, последствия могут быть шире: игры с джинсой и, как следствие, падение авторитета медиа создают удобную ситуацию для наращивания давления на СМИ – вопрос, который как раз в канун политического сезона становится особенно актуальным.

Собственно, признаки подобного давления мы сейчас и наблюдаем. Однако очень сложно говорить о нападках на свободу слова, когда репутация носителей этой свободы, то есть СМИ, бывает подмоченной.

Отдельный эпизод, как в случае с упомянутой выше публикацией недостоверной информацией, имеющей явные признаки "джинсы", бросает тень на медиаотрасль, как таковую – и чем выше репутация СМИ, тем выше и обратный эффект. Наверное медиаменеджерам изданий, стоит задаваться мыслью о том, что своими действиями он ставит под угрозу не только репутацию собственного СМИ, но и институт независимой журналистики, как таковой.

Читайте также