Новости
The Lime

6 июля

22:57 Сибига призвал партнеров инвестировать в инновационные украинские технологии
22:40 ВСУ назвали три способа, которыми россияне срывают мобилизацию в Украине
22:27 Могилу цадика Нахмана в Умани признали памятником национального значения
22:05 В Укрзализныце сообщили, сколько украинцев эвакуировали с прифронтовых территорий
21:53 Маск анонсировал первый съезд своей партии
21:34 В Украине в прошлом году создали 86 объектов природно-заповедного фонда - Минприроды
21:23 Больше всего штурмов за сутки — на Покровском направлении — Зеленский
21:14 Раненые и разбитые дома: в течение дня 2 района Днепропетровщины находились под вражеским огнем
20:59 Стала известна причина взрыва возле ТЭЦ-6 в Киеве
20:54 КГГА рассказали об инвесторе для пространства «Арт-центр»
20:35 В девятом созыве ВРУ не собираются голосовать за раскрытие банковской тайны — Гетманцев
20:25 Правительство ожидает, что до 80% украинских беженцев вернутся домой после войны - Шмыгаль
20:10 В РФ отчитались о якобы сбитии 6 БПЛА, летевших на Москву
20:00 ХАМАС согласился на перемирие на условиях Трампа
19:37 BILD опубликовал тайный список вооружения, которое Украина запросила у Германии

4 июля

18:59 "Выбрал путь клоунады": Слава Демин раскритиковал поведение Потапа во время войны
17:55 Окровавленный лист каштана: София Ротару после атаки на Киев напомнила о себе
17:23 Сергей Притула объяснил, почему не оформил инвалидность после серьезной травмы
15:55 Состарилась и осунулась: экс-нардепку Наталию Витренко поймали в Киеве
15:00 "Это не жест артиста, а акт отчаяния": Тина Кароль возмутилась искусственным образом в клипе Потапа
12:57 "Будут слушать на фронте": мобилизованный Ломакин поделился историей новой песни для побратимов
12:40 "Playboy, свяжитесь со мной": Леся Никитюк показала стройную фигурку после родов
11:16 Весь город в дыму: Анатолий Анатолич показал утро в Киеве после ночного удара РФ
10:30 Лидия Таран рассказала, какой вуз во Франции выбрала ее дочь

3 июля

17:43 "У меня есть вина перед Дмитрием": Сергей Притула рассказал об ошибках в воспитании сына
17:35 "Цей сон": сеть подорвала полная версия песни в исполнении хора "Гомін"
15:32 "Это американские горки": Кейт Миддлтон откровенно рассказала о жизни после лечения рака
14:35 "Когда дышишь свободой": певица Lama блеснула точеными ножками на пляже в Одессе
13:05 "Это ужас": Евгений Клопотенко объяснил, почему не хочет создавать семью
12:29 Умерла актриса Татьяна Шелига - звезда сериала "Коли ми вдома"
К всем новостям

Яблочный спас в Украине нужно отменить – священник

Священнослужитель об истории и традициях Преображения Господнего

В воскресенье, 19 августа, православные и греко-католики отмечают Праздник Преображения Господнего, который в народе называют Яблочным Спасом или Вторым Спасом. Об истории праздника, его значении и традициях "Апострофу" рассказал священнослужитель, ректор Открытого Православного Университета Святой Софии-Премудрости ГЕОРГИЙ КОВАЛЕНКО.

- Какая история праздника Яблочного Спаса?

- Знаете, мне кажется, что Яблочный Спас уже давно надо отменить. Для этого есть несколько причин: богословская, календарная, климатическая и, наверное, даже потребительская. А теперь по порядку.

Во-первых, это праздник не в честь яблок. Его значение открывает слово "спас" – это праздник в честь Спасителя. В августе у нас три Спаса, и Яблочный является вторым из них. Это праздник Преображения Господня, и с богословской, церковной точки зрения никакой связи между Спасом и яблоками, между Христом и яблоками нет.

Откуда же возникла эта связь? Это было связано с богослужебными традициями Греции, откуда к нам пришло христианство, и с климатическими условиями Украины. По традиции, в Греции на Спас освящали новособранный виноград, из которого потом делали вино, которое использовали, в том числе, для богослужений и причастий. К сожалению, тогда в наших широтах виноград не созревал, потому что не рос. Зато как раз на то время у нас поспевали яблоки, поэтому возникла традиция приносить в этот день яблоки с первого урожая. Но климат изменился – сегодня яблоки у нас созревают гораздо раньше Спаса, и собранные в это время плоды – далеко не первые. Более того – мы уже имеем виноград, который здесь растет и созревает. Поэтому если уж и называть этот праздник каким-то фруктовым образом, то пусть будет Фруктовый Спас. Возможно, нам тоже стоит поблагодарить Бога за те фрукты и дары, которые он нам дает.

С другой стороны, в чем заключается календарная причина? Раньше люди мерили календарный год не цифрами и месяцами, как мы это делаем сейчас, а своим огородным календарем, в зависимости от того, когда что созревает, когда и что нужно сажать или собирать. В селе было не много письменных людей, которые следили за календарем, а среди тех, кто это делал, обычно был священник. Поэтому люди привязывали свой земной, сельскохозяйственный календарь к церковному. Так соединилось много традиций и так день Преображения Господня стал называться Яблочным Спасом.

Но сегодня мы не измеряем календарь таким образом. Более того: сегодня мы не живем в основном сельским хозяйством, ведь большинство граждан живут в городах. Поэтому такая привязка к сельскохозяйственному циклу сегодня неактуальна. То же самое касается потребления: когда появляются первые яблоки? В 8 утра, когда открывается супермаркет. У нас есть яблоки круглый год.

Поэтому мне и кажется, что стоит несколько изменить название этого праздника. Можно вернуться к классическому названию – День Преображения Господня, можно использовать второе название – Второй Спас, а можно применять обновленное название – Фруктовый Спас.

Фото: pixabay.com

- Как правильно отмечать День Преображения Господня?

- Этот праздник напоминает нам о событии, которое произошло, когда Христос проживал свою земную жизнь. Во время путешествий с апостолами по Галилее однажды он поднялся с двумя из них на гору Фавор. В этот момент он преобразился перед ними, и апостолы увидели его в очень необычном виде: его одежда была белая, как солнце, и даже ослепляла глаза. Одновременно появились два ветхозаветных пророка – Илия и Моисей. Они беседовали с Христом, а апостолы были напуганы, смущены и радостны одновременно. Они даже говорили, что им хорошо там быть, предложили возвести там жилье и остаться жить. Но Господь их успокоил, вернулся к обычному виду, и они пошли и дальше проповедовать Евангелие.

Есть несколько толкований этого праздника. Одно из них – напоминание нам, что люди до грехопадения были иными. Возможно, именно так выглядели люди в раю, наши тела могли быть иными.

Еще один смысл этого праздника – в необходимости меняться, преображаться. Мы должны делать это изнутри. Когда меняется наше мировоззрение, жизнь, настроение на веселое, доброе, позитивное, жертвенное, христианское, можно долго продолжать этот ряд эпитетов, тогда меняется и наш внешний вид. Мы знаем: когда человек счастлив, это написано у него на лице, когда он радуется, это можно заметить в глазах. Именно этот призыв к внутреннему преображению, которое должно изменить каждого из нас, и есть в этом празднике.

С другой стороны, можно расширить свои границы, ведь все мы живем в сообществах. Все говорят о необходимости перемен в стране, но откуда они должны начаться? Из нас, изнутри. Если между нами будут настоящие христианские отношения, если мы преобразим наше отношение к ближнему, труду, праздникам, то и окружающая среда начнет меняться. Мы можем предать празднику Преображения даже такое измерение. Но его истоки нужно искать в Евангелии и не забывать, что это один из Господних праздников, то есть праздников в честь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И именно поэтому Спас.

Фото: УНИАН

- С какими мифами и предрассудками относительно этого праздника вы сталкивались?

- На самом деле вокруг этого праздника есть немало традиций и предрассудков. В традициях нет ничего плохого, просто их надо наполнять смыслами. Среди них есть то, что называют наивным благочестием, где нет высокого полета богословия, но есть искренность, и ее тоже не надо терять. Мы все любим наивное искусство, например, картины Марии Примаченко. Мы видим в нем эту искренность.

На Преображение существует определенная традиция для женщин, которые потеряли детей (а в более современном мире это связано еще и с абортами): не есть до Второго Спаса, например, яблоки или виноград, или еще что-то. То есть таким образом, постом, напоминать себе о потере или совершенном грехе. В этом наивном стремлении есть огромный глубокий смысл: человек не забывает о беде, которая произошла, и выбирает для себя через определенное самоограничение путь поста. Более того, Преображение приходится на Успенский пост, и это время, когда мы все постимся. Это также пост, в который мы должны думать и о нашем переходе в вечность. Поэтому, думаю, песни практики, которые существуют вокруг Преображения, имеют смысл тогда, когда мы их им наполним: мы не берем яблоко не потому, что оно гниет при дороге, а потому, что делаем это ради чего-то. Возможно, те фрукты надо вовремя собрать и передать в детский дом или же накормить соседей, навестить родственников и так далее. Вся наша религиозность, традиции должны иметь выход в реальности и добрых делах.

- Насколько в целом среди верующих распространены предрассудки в отношении тех или иных праздников?

- Суеверия появляются там, где нет знаний и просвещения, а вера базируется не на Священном Писании и традициях евангельской проповеди, а на определенных ощущениях. Речь идет о том, что мы имели в добиблейских религиях в дохристианские времена, когда человек ориентировался в мире с помощью мифов, наделял потусторонними силами явления природы, деревья, плоды и так далее. В этой системе координат как раз и действует мифологизированная, магическая форма восприятия религии. Это никуда не девается и в более современных формах религии, но одно дело – когда это украшение, составляющая традиции, и совсем другое – когда форма заменяет смысл. Например, когда в День Преображения Господня мы особо не вспоминаем Христа, не говорим о необходимости преображения нашей жизни или мировоззрения, а начинаем дискутировать о яблоках, винограде, меде и прочем, то это уже проблема.

Христос – это богочеловек, мы же состоим из души и тела, в нас есть внутреннее и внешнее, но все это должно находиться в балансе. Баланс и полнота религиозности, которая бы состояла из понимания, знаний, а также традиций и обрядов – это то, к чему должен стремиться христианин, об этом говорит церковь и, думаю, в этом помогают современные медиа, поскольку задают очень много вопросов.