RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Общество

Путину проще доказывать свою "правоту", разбрасывая бомбы

Израильский офицер объяснил желание русских воевать против всех

Может ли Украина перейти на исключительно контрактную армию, почему риторика Владимира Путина столь агрессивна, и откуда у него так много сторонников в странах Запада, в интервью "Апострофу" рассказал офицер ЦАХАЛа, сооснователь "Центра изучения повстанческих движений" в Украине, военный инструктор в ГО "Украинская оборона" ИГАЛЬ ЛЕВИН.

Первую часть интервью читайте тут: Россия делает то, чего не хватает Украине - израильский офицер

- Как работает гендерное равенство в израильской армии? Не так давно в Украине президент подписал соответствующий закон, но, как всему новому, понадобится время, чтобы он полноценно заработал. Сколько времени понадобилось Израилю, чтобы все это внедрить?

- Раньше в Израиле были отдельные войска женщин. В начале 90-х их расформировали, и всех уравняли. До этого женщины носили специальные пилотки и туфли - это все убрали. Они стали носить армейские ботинки и береты, как у солдат-мужчин. Раньше женщин не призывали в боевые пилоты. Но гражданка Элис Миллер, которая попыталась призваться в пилоты, и ее не взяли, начала серию судов в стране, собрала большую компанию, и в итоге ее взяли на эти курсы. Она их провалила, не смогла стать пилотом, но она, грубо говоря, проложила путь. После нее пришли другие женщины, которые продолжили ее борьбу, стали пилотами и доказали, что это возможно.

Помимо этого, в 2000 году были созданы боевые части с женщинами. То есть женщина когда-то могла попасть на поле боя, только если она была медиком. Был создан экспериментальный батальон, где были и женщины, и мужчины. Я, кстати, в нем некоторое время служил. Его задачей было проверить, могут ли женщины служить на уровне мужчин. Он выдержал испытание временем, и на сегодня таких смешанных батальонов уже три. Их используют для охраны южного рубежа Израиля.

- Украине нужно будет лишь время?

- Скорее всего, да, так как эти новые тенденции позитивны и прогрессируют. На сегодня уже много женщин служат именно в армии, а не так как раньше, например, гражданские волонтерки и все. В будущем, должна наблюдаться позитивная тенденция, если не выгонят, не запретят.

Игаль Левин в студии Апостроф TV Фото: Дарья Давыденко / Апостроф

- Регулярно перед выборами мы слышим обещания отменить призыв и сделать армию только контрактной. Осуществить это не получалось до сих пор, возможно ли это в дальнейшем, и нужно ли отменять призыв?

- В Украине, перед выборами много обещают. Поэтому это ни о чем, на самом деле. Контрактная или призывная армия? Тут большой вопрос. Есть ли деньги на специалистов контрактной армии? Если нет, то опять возвращаемся к теме офшоров, коррупции и так далее. Если речь идет о призывной армии, следует задаться вопросами: какой уровень лояльности населения, какой уровень готовности призываться в армию, какой уровень сознания?

Например, в Израиле эти вопросы не стоят на повестке дня, потому что нет контрактной армии - там только офицеры и старшины получают деньги, они, по сути, и есть контрактная армия. Вся остальная армия - это или резервисты, или призывники. Парней призывают на три года, а девушек - на два. Уровень сознательности очень высокий - призываются примерно около 80% мужчин и 65% женщин. Актуальна для них фраза "Армия строит народ, а народ - армию".

По окончанию службы, как правило, каждый едет отдыхать. Плюс есть замороженная сумма денег, которые можно потратить на учебу, свадьбу, жилье. Это говорит о том, что армия в Израиле пытается быть родной. Я не говорю, что Украине нужно скопировать эту схему, нет, ни в коем случае. Израиль появился в других условиях, там другие люди, менталитет, все разное. Но вот это правило, что человек должен быть мотивирован чем-то большим, чем просто "ура", это факт. Без этого призывная армия будет распадаться, сыпаться. Армия, которая держится на штыках и принудиловках - это самая неадекватная армия, от которой нужно стараться избавиться.

- Насколько сильны позиции России на Ближнем Востоке?

- В Сирии Россия показала, что она - важный и серьезный игрок. Например, в Израиле говорят, что она пришла на Ближний Восток надолго, что это не эпизодический момент. Сейчас мы уже видим проникновение в Африку. Путин, который у власти уже 20 лет, ярко всем показывает, что он еще тот игрок, и с ним нужно считаться.

Самый яркий пример - это Башар Асад (президент Сирии, - "Апостроф"), которого хотели убрать все. Но тут приходит Путин и говорит, что он останется, и он остается. В 2015 году, когда российские войска официально поддержали Асада, его войска контролировали 15% Сирии, а режим был уже очень близок к падению. И вот приходит Путин с войсками и говорит: "Стоп, стоп, стоп, ты остаешься у власти".

Израильские аналитики, особенно военные, всегда подчеркивают, что нельзя несерьезно относится к проникновению России далеко за ее пределы - это очень тревожно, в первую очередь, для Украины. Ведь это делается для того, чтобы по максимуму набираться опыта в современных конфликтах.

- Многие говорят о том, что Сирия была и остается своеобразным полигоном для России.

- Россия сейчас в процессе второй крупной военной реформы. Первая была не очень удачной. Да и любая реформа в ХХI веке - ничто без живого военного опыта.

Если вернуться к Украине, то, хотя и трудно назвать войну чем-то хорошим, ведь гибнут люди, но, если говорить отстраненно, Украина в этой войне набирается опыта. Этого, к примеру, не скажешь о Польше, которая богаче, и армия которой развита лучше, чем украинская.

В России очень хорошо понимают момент об опыте. К примеру, в Египет продали оружие, но при этом провели учения с египетскими десантниками. А Египет, как известно, ведет довольно кровопролитную войну, то есть там идут полномасштабные боевые действия с использованием авиации, спецназа, пехоты, танков. Дружить с Египтом и проводить какие-то общие военные учения выгодно, потому что можно многому научиться.

Игаль Левин в студии Апостроф TV Фото: Дарья Давыденко / Апостроф

Россия готовится к асимметричной войне. Она ярко показала, что не будет решать вопросы демократическим путем, в первую очередь, потому что не умеет. Там силовики у власти, а их научили все решать грубой силой. Кроме того, так проще и дешевле. Да, для этого нужно этой силой обладать, а еще нужны талантливые люди, дипломаты, политики, рычаги давления. Все это у России есть, поэтому ее действия очень логичны, структурные и поэтапные.

- То есть она учится решать любой конфликт грубой силой и военным путем?

- Более того, она не рассматривает никаких других вариантов. То есть в будущем, если на постсоветском пространстве образуются конфликты, Россия будет решать их таким же грубым путем, как это происходило с Украиной. Это будет и агрессия, и создание своих структур, и внедрение их в жизнь. Мы же видим, что в Крыму прикрывались "волей народа", не считаясь, по сути, ни с кем, при этом проталкивая своих боевиков и свои силовые структуры.

- Насколько армия России по потенциалу превосходит украинскую армию? Не столько количественно, сколько в плане модернизации?

- Проблемы, которые я озвучил для армии Украины, актуальны и для российской армии, которая также является наследницей Советского Союза и его системы. Если брать пропорционально - солдата против солдата, танк против танка, будет примерно тот же уровень. Но Россия действует наперед, вкладывая деньги в армию, например, в обновление авиапарка - его постоянно увеличивают.

Если верить их пропагандистам, то они обновляют все самолеты, разрабатывают новейшие модели, которые были засвечены в Сирии. Насколько экономика России сможет запустить их в производство? Непонятно, но там хотя бы об этом говорят и делают попытки.

Помимо этого, Россия пытается развивать свой ядерный щит, а это тянет за собой огромные деньги. Тут масштабы несопоставимы с украинскими, не совсем корректно даже их сравнивать. Мы опять возвращаемся к вопросу асимметричности: когда происходит столкновение маленького государства с большим, они не могут рассчитывать на национальную войну. Например, мы видим, что Израиль постоянно развивается не так, как его соседи вокруг. Египет наращивает флот, а вот Израилю на это не хватает денег. Поэтому он реализовал концепцию ракетных катеров. Мы видим, что на протяжении всей истории нужно искать асимметричные моменты и подходы.

- "Бей врага там, где его нет", как писал классик.

- И всегда готовься воевать так, как враг не готовится. Поэтому, возвращаясь к теме Украины, нужно думать, как застать соперника врасплох. Опять же встает вопрос о политических свободах и уровне жизни. В России уровень жизни, мягко говоря, не самый высокий, но там нет политических свобод. Поэтому здесь Украина показывает, что есть за что бороться. Мы отличаемся от них не тем, что говорим на разных языках, а тем, что у нас можно не боятся политического насилия, иметь возможность развиваться. Это тоже асимметрия, но не в военном плане.

- Вспоминается постоянно агрессивная риторика Владимира Путина. Что можно сказать об этих выступлениях?

- Это игра на публику с помощью идеи величия, мол, Россия могучая, сильная. Это всегда был нарратив большой территории, который тянется еще с Советского Союза: мы против всего мира, на самом-то деле мы миролюбивы, хотя всегда территория расширялась с помощью меча и грубой силы.

Путин выстроил власть на концепции, что он очень крутой и сильный парень, один против всего мира, который смог спасти нацию после катастрофы - распада Советского Союза. Мол, он не только остановил падение, а еще и вернул величие - это нарратив в его духе. Ему плевать на честные выборы, на какие-то политические процессы, плевать на то, что потихоньку выстраивается политический занавес. Ему так нормально, потому что он не рассматривает Россию интегрированной в мир - она важна для него, как игрок на постсоветском пространстве.

Игаль Левин в студии Апостроф TV Фото: Дарья Давыденко / Апостроф

На протяжении 20 лет во власти он показал, что все протесты можно очень легко задавить, уничтожить, затравить и забить. Поэтому, если кто-то будет возникать - задушим, а если это нравится - отлично. А таких хватает, это было видно по количеству людей, которые поехали добровольцами на восток Украины. Многие партии за границей, как лево-, так и праворадикальные очень любят Путина. По их мнению, он сильный лидер, который смог создать свою империю и сражается против всего мира.

- Судя по результатам выборов во многих странах Европы, такие настроения популярны. Это своеобразный откат истории, цикл пройден?

- Мир находится в кризисе, и никто не может найти точку, с которой можно этот кризис преодолеть. Западная цивилизация сегодня в целом находится под неолиберальным дискурсом свободного рынка, свободного общества и максимальной глобализации. В этом есть огромные плюсы, так как свободный мир более прогрессивный, нежели закрытый. Кризис связан со странами третьего мира, ведь огромное количество людей живет в трущобах, без доступа к воде, еде. Все это в конечном итоге влияет на страны Запада. Решения нет.

Когда-то давно, примерно лет 100 назад, поступило предложение решения проблемы от левых. Тогда левые партии создали свои миры в Китае и Советском Союзе, создали "Варшавский блок", который был разрушен, и сегодня мы мало где видим левые союзы. Сегодня, после краха этих больших левых концептов, к ним нет доверия. Поэтому набирают популярность правые силы, которые обращаются к простому народу. Смогут ли они найти выход из этого кризиса - большой вопрос. Мое мнение - нет, не смогут.

Существует мысль, что освоение космоса и попытки вырваться за пределы Земли, возможно, дадут людям какую-то новую концепцию мировоззрения, поэтому и стал так популярен Илон Маск со своими идеями освоения Марса и полетами на Луну. Но, опять же, на этом далеко не уедешь, и тем более это никак не решит проблемы стран третьего мира, войн и проблем доступа к питьевой воде. Для Украины все эти вопросы тоже очень важны, так как она - страна не первого мира. Очень многим хотелось, чтобы это было так, всегда хочется равняться на Германию или Израиль, но Украина - не эти страны.

Читайте также