В самом центре столицы разгорелся конфликт вокруг одного из крупнейших торгово-развлекательных центров Киева - OceanPlaza. Активисты предприняли несколько попыток заблокировать ТРЦ и даже подожгли шины у входа в центр. Свои действия активисты объясняют российской структурой собственности OceanPlaza, а раз бизнес российский, то и делать в Украине ему нечего. Впрочем, по мнению экспертов, не все так однозначно, и под видом протестов идет банальный передел собственности. Что происходит вокруг ТРЦ, разбирался "Апостроф".
Первая атака активистов на OceanPlaza состоялась во вторник, 27 ноября. Здание ТРЦ пикетировали члены организации "Сокол" - молодежного крыла ВО "Свобода". Они заблокировали входы в ТРЦ и расписали краской стеклянные двери центра, призывая жителей столицы ничего не покупать в магазинах ТРЦ.
На следующий день OceanPlaza неизвестные закидали дымовыми шашками. Впрочем, члены организации "Сокол" открестились от их применения, мол, осуждают такие действия.
Главная претензия активистов - ТРЦ принадлежит россиянам, а значит "бизнес на крови" должен быть закрыт. То есть OceanPlaza пускай работает, но вот платить аренду там необязательно.
"Работу ТРЦ не блокируем, мы требуем не платить аренду. Основное требование националистов прекратить финансирование терроризма и убийства украинских солдат за счет средств, которые выводятся из Украины через указанный торговый центр", - сообщили на свой страничке в Facebook представители организации "Сокол".
Что и говорить, схема - выгодная: торговать в одном из популярнейших ТРЦ столицы и не платить за место ни копейки - мечта любого бизнесмена. Впрочем, так, конечно, быть не может, и кто-то должен получать профиты с ТРЦ, и в этом, по мнению экспертов, опрошенных "Апострофом", и есть истинный смысл скандала вокруг OceanPlaza.
Действительно, торговый центр OceanPlaza - бизнес с российскими корнями. Принадлежит он компании "ТПС Недвижимость", акционерами которой являются небезызвестные братья Ротенберги, приближенные к президенту России Владимиру Путину.
Еще в июне в российских финансовых изданиях появилась информация о том, что "ТПС Недвижимость" намерена избавиться от киевского актива, а переговоры о продаже ТРЦ россияне ведут с инвестиционным фондом DragonCapital. Стоимость актива оценивается в 250-270 миллионов долларов.
В итоге, если россияне все равно решили избавиться от токсичного актива, какой смысл "кошмарить" ТРЦ? Не лучше было бы дать им это сделать, и пусть идут на все четыре стороны? Но очевидно не лучше, ведь цену нужно как-то сбить, а лучшего способа сделать это, кроме как максимально обесценить актив, придумать трудно. Стоит отметить, что 28 ноября во Львове случился похожий инцидент: неизвестные атаковали два отделения Альфа-Банка. По словам полиции, злоумышленники повредили стекла в витринах и бросили в помещения бутылки с зажигательной смесью. Однако полиции не удалось схватить бандитов.
"Известная схема - понизить стоимость, а потом поучаствовать в покупке на более выгодных условиях, - поясняет "Апострофу" глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский. - Мы же понимаем, что украинская экономика до сих пор связана со многими представителями российского бизнеса. Тогда не только этот объект должен быть интересным. Если бы этот объект находился под санкциями, то это другое дело и тут других трактовок быть не может. В любом случае, кто-то использует эту ситуацию для того, чтобы или купить объект подешевле, или просто сменить собственника".
В самом инвестфонде DragonCapital версию о том, что именно они играют на понижение цены, называют безумием.
"По поводу DragonCapital - тут без комментариев. Это безумие", - сказал "Апострофу" сотрудник инвестфонда, экономист Сергей Фурса.
Но в то же время Фурса заверил, что скандал вокруг ТРЦ сугубо коммерческого характера.
"Это точно коммерческий спор, и люди зарабатывают деньги. Плюс, вопиющий факт, что силовики не вмешиваются. Это является крайне негативным фактором, характеризующим инвестиционный климат в Украине. Эти люди зарабатывают деньги, каким образом непонятно, но они явно пришли туда за деньгами: либо чтобы им заплатили для того, чтобы они ушли, либо им заплатила третья сторона, чтобы они туда пришли", - подчеркнул Фурса.
Но какие бы бизнес-страсти не бурлили вокруг лакомого объекта, остается непонятным, почему правоохранители повели себя в роли сторонних наблюдателей и дали возможность активистам поджечь шины, заблокировать ТРЦ и закидать помещения дымовыми шашками, подвергнув опасности жизни и здоровье посетителей.
"Люди, которые грубейшим образом нарушают общественный порядок – преступники и совершают уголовное преступление. Это очевидно. Но тот факт, что так инертно себя ведет, в первую очередь, Нацполиция, свидетельство того, что власть сотрудничает с радикальными группами, и вероятно, строит надежды на то, что эти группировки будут помогать сохранять власть", - уверяет "Апостроф" эксперт в сфере безопасности Сергей Шабовта.
Впрочем, спикер Главного управления Нацполиции в Киеве Оксана Блищик рассказала "Апострофу", что "соколята" под ТРЦ были, но самоликвидировались, а, следовательно, к полиции уже не может быть никаких вопросов.
"Уже никто ничего не блокирует. Все спокойно, и никаких акций нет", - пояснила спикер столичных копов.
Однако директор центра исследований правоохранительной деятельности Олег Мартыненко добавил "Апострофу", что силовики избрали пассивный вариант из-за излишней политизации вопроса и опаски оказаться не на той стороне.
"Полиция оказалась в роли наблюдателя, потому что ТРЦ частная собственность, которая охраняется частными охранными фирмами, с которыми заключен договор. Если полиция будет туда вмешиваться, их еще и обвинят, что они незаконно вошли на территорию предприятия без соответствующих санкций", - подчеркнул эксперт.
Но как бы не разрешился скандал с OceanPlaza, Украина в любом случае окажется в проигрышной позиции, ведь инвестиционная привлекательность государства после подобных ситуаций резко падает.
"Деньги любят тишину и приходят туда, где право частной собственности защищено законом. Это ключевой кит, на котором стоят развитые экономики мира. Если вы можете в любой момент потерять свой актив, тогда вопрос: а кто вообще будет инвестировать в экономику", - резюмировал Андрей Забловский.