RU  UA  EN

суббота, 2 ноября
  • НБУ:USD 40.95
  • НБУ:EUR 44.25
НБУ:USD  40.95
Общество

Проигрываем Украину: насколько опасен для страны нелегальный беттинг

Почему незаконное букмекерство процветает вопреки законодательному запрету

Почему незаконное букмекерство процветает вопреки законодательному запрету Фото: из открытых источников

Весь развитый мир пытается бороться с нелегальными букмекерами. И только в Украине чиновники их фактически легализовали, предав статус "государственных лотерей". Чем чревата такая практика - разбирался "Апостроф".

Формально беттинговая деятельность (она же букмекерство) в Украине запрещена еще с 2009 года, причем в любых формах. В "Законе о запрете игорного бизнеса" прямо указано, что к запрещенному азартному бизнесу относится деятельность, "связанная с организацией, проведением и предоставлением возможности доступа к азартным играм в казино, на игровых автоматах, компьютерных симуляторах, в букмекерских конторах, в интерактивных заведениях, в электронном (виртуальном) казино независимо от места расположения сервера".

Несмотря на прямой запрет, в Украине, тем не менее, успешно работало множество букмекерских контор, зарегистрированных от греха подальше в зарубежных юрисдикциях и не платящих в бюджет страны и толики налогов. Периодически деятельность таких заведений попадала в поле зрение правоохранителей, которые даже подозревали некоторых из них в пособничестве терроризму и финансировании агрессора.

Самое, пожалуй, громкое заявление прозвучало со стороны СБУ осенью 2016 года, когда ведомство отчиталось об прекращение деятельности, "которая велась через разветвленную сеть интернет-казино, предоставляя запрещенные законом услуги азартных игр и букмекерской деятельности". Журналисты и нардепы, сложив дважды два, сразу же вычислили, что речь идет о сети "Фаворит". Можно было бы предположить, что в связи со столь серьезными обвинениями конторе осталось существовать совсем не долго. Но вышло почему-то наоборот: заведений под этим брендом стало появляться все больше, а сайт сети - как принимал букмекерские ставки, так и продолжает этот делать и поныне.

Как же так могло получиться? Да очень просто. "Фаворит" - это никакая не "разветвленная сеть азартного бизнеса", а легальная государственная лотерея оператора "УНЛ". Убедиться в этом можно открыв реестр этих самых государственных лотерей, утверждением которого заведует украинское Министерство финансов. А попасть в этот реестр вчерашние букмекеры смогли, потому что чиновникам все равно, кого они регистрируют - проверять, соответствует ли деятельность подобных контор понятию лотерейной, они не собирались и не собираются.

Вот и всплывают наружу курьезы, когда нардеп Ляшко рассказывает, как получил полмиллиона гривен, сделав явную букмекерскую ставку, а в декларации указывает, что выиграл в лотерею "УНЛ".

Помимо "Фаворита", за последние два года легализовались под вывеской УНЛ и другие крупнейшие украинские букмекеры. Так, в реестре можно найти гослотереи под названием "Пари Матч Лото", "Пари Матч Спорт", "БазаБет", Космолот" - все они известны, как названия букмекерских контор. И то, что они таковыми и остались, совсем не сложно проверить. Например, сайт BazaBet.com.ua, через который, якобы, распространяется гослотерея УНЛ (о чем и говорит логотип на заглавной странице сайта):

в поисковиках позиционирует себя букмекерской конторой:

Но, конечно же, наиболее явно о том, что это именно беттинговые конторы, а уж никак не лотереи, говорят принципы организации игр, которые применяется на всех этих сайтах. А они беспредельно далеки от принципов, на которых основана государственная лотерея.

Не так страшен черт?

Так ли уж страшно то, что беттинг прячется под вывеской лотерей? Возможно, между ними нет особой разницы, и лучше просто не обращать на это внимание? Для получения ответов на эти вопросы стоит провести небольшой исторический экскурс и разобраться, какова разница между этими двумя явлениями.

История беттинга (денежных ставок на победу в состязаниях) насчитывает уже не одну сотню лет. Еще во времена древних Греции и Рима люди, заключая пари друг с другом, делали ставки во время заездов колесниц, гладиаторских сражений, петушиных боев и прочих соревнований, где победа не была предопределена. Позже ставки начали принимать централизовано, однако без прогнозов на победу - так возникли тотализаторы, организаторы которых получали процент. Букмекерство же в виде, близком к современному, с его коэффициентами и прогнозами ставок, по одной из основных версий возникло в Англии в 18 веке.

Все эти годы неизменным оставался главное: одна группа людей лишалась своих денег, а другая на них зарабатывала. Собственно, в этом - в перетекании денег из одного кармана в другой с удерживанием части денежного потока посредником и состоит главный принцип современного беттинга.

Что касается лотереи, то и предпосылки ее возникновения, и принципы организации, а главное - цели, кардинально отличаются от беттинга. История лотереи также насчитывает не одну сотню лет. По свидетельствам историков, первые лотереи проводились еще в древнем Китае в 100-м году до нашей эры.Но, в отличие от беттинговых ставок, каждая лотерея уже тогда имела вполне конкретные важные цели, далекие от заработка какой-то из групп участников. Так, в случае Китаем, правители династии Хань организовали лотерею, чтобы собрать средства на защиту государства, в том числе и на строительство Великой китайской стены. Позже эту практику заимствовали европейцы - в 16 веке в Англии, которая находилась в состоянии военной экономической блокады, смогла выстоять именно благодаря организованной королевой Елизаветой I лотерее. В 18 веке во Франции за средства от лотереи была построена военная академия, в которой впоследствии учился Наполеон. И это лишь небольшой ряд из тысячи подобных примеров.

Именно в этом - в заложенном изначально принципе социальной направленности - и состоит главное отличие лотереи от беттинга. Сохранилось это отличие и поныне. Во всех без исключения развитых странах цель деятельности операторов лотерей – наполнение государственных бюджетов своих стран, или финансирование различных социальных направлений -спорта, культуры, медицины, образования и так далее. Букмекерство же - как и столетия назад - остается коммерческой деятельностью, направленной на получение максимальной прибыль для акционеров.

Получается, что в контексте полезности для государства лотерея гораздо выгоднее, нежели беттинг. Кроме того беттинг, из-за гораздо более высокого уровня аддиктивности (вызывания зависимости, - ред.) гораздо более опасен для общества и несет гораздо больше проблем государству, нежели довольно нейтральная в этом отношении лотерея.

Как "у них"

Сегодня, если взять страны развитые страны того же ЕС, в каждой из них сформировались разные принципы отношения к беттингу. Кое-где он разрешен только для операторов государственных лотерей. В некоторых странах букмекерские конторы действуют, как частные компании, на основе лицензии, выданной государством.

Также в большинстве стран наряду с разрешенным беттингом обязательно присутствуют нелегальные букмекеры, деятельность которых приносит государству только вред. Особенно критичным это стало в последние годы, когда все большее распространение получают онлайновые игровые сервисы, которые довольно сложно проконтролировать.

При этом букмекеры с высокой долей нелегальных продаж (продаж на рынках стран, где у них нет лицензии), предлагают самый высокий призовой фонд игрокам, так как не несут операционных затрат, включая уплату налогов, создавая конкуренцию тем, кто имеет лицензию на право деятельности от государства на свою юрисдикцию.

Ставя во главу угла принцип "побольше заработать", многие из букмекеров "оптимизируют" налоги и пытаются залезть в нелегальный сектор, расширяя деятельность на юрисдикции, на которые не имеют лицензии от регуляторов этих стран, используя мальтийские и гибралтарскиелицензии. Последние - настоящая беда для регулаторов игорной и лотерейной дельности в Европе. Дело в том, что, ссылаясь на законодательство о свободном рынке ЕС, Мальта и Гибралтар выдают лицензии на беттинг по всему Евросоюзу различным компаниям, включая сомнительные, без должной их проверки.

9 крупнейших букмекерских компаний Европы. Все они зарегистрировали центральные офисы на Мальте, либо в оффшорных юрисдикциях Великобритании

Вот и получается, что у букмекеров, особенно тех, которые работают в основном в интернете и без лицензии, самая высокая операционная прибыль и обороты. А в худшем положении компании с историей, лицензий, обеспечивающие большое количество рабочих мест и налоги в бюджеты своих юрисдикций (в основном те, кто легально работает под эгидой оператора гослотерей).

В то же время, несмотря на гигантские обороты, для государства прибыль от деятельности букмекеров гораздо меньше, чем от государственных лотерей.

Так, к примеру, притом, что оборот по ставкам Bet365 в 3 раза превышает общий оборот оператора государственныхлотерей Франции FDJ (который является самым большим лотерейным оператором Европы в категории беттинга), но общая сумма налогов, которую Bet 365 уплатил за 2016 г, составила 99 млн евро, аоператоры гос. лотерей - 21 миллиард евро, что в 212 раз больше. Получается, что с точки зрения эффективности работы операторы государственных лотерей несоизмеримо эффективнее для экономики Европы.

Таким образом, характерная особенность оперирования букмекеров – это очень высокий оборот, низкий ВИД (валовой игровой доход, - ред.) и низкий процент налогов. В свою очередь операторы государственных лотерей – это сравнительно меньший оборот, больший ВИД, и гораздо большие объемы перечисленых налогов в бюджет.

Помимо низких налогов, беттинг, особенно нелегальный, порождает множество других проблем. Во-первых, компании, работающие в тени, совершенно не заботятся о соблюдении принципов ответственной игры, и прежде всего - о невовлечении в игру. Скорее поступают вопреки этим принципам, стараясь завлечь как можно больше игроков. И не важно, совершеннолетний ли это игрок, или человек, впавший в игровую зависимость.

Кроме того, нелегальное букмекерство, обычно, плотно срощено с криминалом. Отсюда возникают такие проблемы, как, например, договорные матчи, проплаченные букмекерами, различного рода мошенничество и фишинг, отмывание денег через ставки и так далее, о чем в свое время "Апострофу" детально рассказал экс-президент комитета по безопасности бизнеса и риск-менеджменту Всемирной Лотерейной Ассоциации (WLA) Тьери Пужоль.

Также для многих букмекеров характерно, что доля спортивного беттинга в их обороте менее 50%, а фокус в работе, особенно в в канале он-лайн, делается на продукты категории казино и других азартных игр, что вообще-то часто бывает запрещено или требует совершенно другой лицензии.

Что касается борьбы с нелегальным беттингом, то Европейские страны по-разному обеспечивают защиту своих рынков. По данным аналитиков международной организации Global Lottery Monitoring System (GLMS) наиболее мягкими мерами является публикация "черного списка" сайтов и запрет рекламы в любой форме операторов, у которых нет лицензии в данной стране. Многие страны (например, Литва, Латвия, Эстония, Греция, Чехия и т.д.) блокируют IP адреса нелегальных сайтов и платежные системы, не давая возможности игроку на их территории провести платеж в пользу данного сайта, а сайту принять платеж из этой страны.

Также все больше стран, которые не только блокируют сайты и возможность платежей, но и объявляют уголовное наказание и большие штрафы как организатору, так и игрокам нелегального беттинга, а также уголовное наказание и большие штрафы для компаний, участвующих в рекламе или продвижении нелицензированных операторов.

Вполне конкретные усилия по уменьшению доли нелегального беттинга прилагают и лотерейные операторы. Так, члены Всемирной Лотерейной Ассоциации (WLA), а в Европе – члены Европейской Лотерейной Ассоциации (EL) обеспечивают легальность, подконтрольность государству и полную операционную открытость, имплементируя в своих компаниях стандарты безопасности WLA и ISO, которые покрывают все бизнес процессы и материальные системы операторов путем всестороннего аудита с последующей сертификацией, если данные компании соответствуют критериям стандарта. Оцениваются более 150 параметров, включая игры, розницу, центральную компьютерную систему (ЦС), терминальную систему, надежностьсистем IT, ПО и оборудования и прочие.

К слову, упомянутый представитель WLA Тьери Пужоль, посетивший Украину год назад, предлагал украинским чиновникам помощь своей организации во внедрении этих стандартов. Ведь по прогнозам этого ведущего эксперта ситуация с нелегальным беттингом у нас в стране уже скоро может стать критической.

"В недалекой перспективе ожидается дальнейший рост онлайн-беттинга и расширение доступа пользователей к иностранным сайтам, новые методы оплат и новые беттинговые продукты. Все эти изменения могут привести к еще большей привлекательности беттинга для криминальных структур… Украине правильно было бы провести оценку с помощью трехуровневой технологии, разработанной Европолом и используемой в странах ЕС. На основе результатов по данной методике предлагаются конкретные операционные мероприятия и примеры лучших практик противодействия криминальным рискам", - объяснил эксперт Всемирной лотерейной организации. Однако украинская власть его слова проигнорировала.

Украина - рай для нелегального беттинга

Игнорирует проблему нелегального беттинга наша власть как минимум последних пять лет. Все это время от украинских чиновников только и слышно, что необходимости борьбы с нелегальным азартным бизнесом, хотя до сих пор не предпринят ни единый шаг в этом направлении. Они даже озвучивают цифры: оказывается, по данным регулятора в сфере лотерей Минфина - порядка90% рынка - вовсе не лотереи, а нелегальный беттинг.

Но вместо того, чтобы исправить ситуацию, чиновники Минфина принимают решение, которое порождает серьезные вопросы касательно их здравомыслия - придать букмекерам статус государственных лотерей. Без каких-либо проверок их деятельности на соответствие законам "О гослотереях" и "О запрете игорного бизнеса", анализа объемов уплаты налогов в бюджет и прочих напрашивающихся процедур. Чем это чревато для Украины несложно представить.

Во-первых, вывеска "государственная лотерея" на сайте букмекерской конторы или на точке ее распространения совершенно не означает, что она будет работать в правовом поле. То есть, как это сейчас и происходит, она продолжит заниматься беттингом, но теперь, после придания статуса гослотереи, у правоохранителей по сути нет оснований, чтобы эту деятельность прекратить.

Во-вторых, Минфин фактически легализовал возможность для этих контор не платить налоги. Ведь "беттинга" или "букмекерства" нет среди видов хозяйственной деятельности, разрешенных в Украине. Для страны это означает потерю миллиардов гривен, которые можно было бы направить на медицину, культуру, спорт, образование или туже армию.

В-третьих, не стоит забывать, что такая масса неучтенных государством деньг (а по разным данным годовой объем нелегального игорного рынка в Украине может составлять от миллиарда евро и больше) обязательно будет привлекать криминал. Остается открытым и вопрос, не уходит ли часть этих средств в Москву и террористам на Востоке Украины.

В-четвертых, серьезно усугубляется вопрос вовлечения в игру граждан, в том числе - несовершеннолетних.

В-пятых, нелегалы убивают законный рынок государственных лотерей, который, развивайся ситуация в законном русле, мог бы приносить в бюджет Украины миллиарды гривен.

Всего этого можно было бы избежать, если бы чиновники Минфина ответственно подходили к своим обязанностям и использовали представленные им законом полномочия, разработав и приняв адекватные лицензионные условия для операторов лотерейного рынка.

Как бы это могло повлиять на ситуацию? Прежде всего, в лицензионные условия необходимо внести четкие дефиниции, разграничившие бы лотереи от букмекерства и беттинга, а также других видов нелегального бизнеса. Это дало бы четкий инструментарий правоохранителям, да и самому Минфину, для того, чтобы пресечь распространение нелегального игорного бизнеса. Ведь именно отсутствие сегодня таких четких определений позволяет беттингу прятаться под маской лотерей.

Также в лицензионных условиях необходимо предусмотреть принципы и механизмы контроля государства за оборотами операторов. Это нужно сделать для того, чтобы государство видело реальную картину в лотерейном бизнесе и понимало, сколько операторы должны действительно отчислять в бюджет. Потому что по сравнению даже с пятью годами назад нынешние суммы выглядят жалкими крохами.

Кроме того, с помощью лицензионных условий Минфин мог бы обеспечить прозрачность работы лотерейного рынка. Для этого, в частности, вполне можно использовать наработки, предложенные Украине Всемирной лотерейной ассоциацией относительно внедрения стандартов ответственной игры посредством сертификации и аудита деятельности операторов. Учитывая, что схема внедрения подобных стандартов в мире давно отработана и используется большинством ведущих мировых операторов, для Украины это не составило бы особой проблемы. А взамен дало бы многое - начиная от повышения доверия граждан к государственной лотерее, заканчивая готовыми механизмами противодействия нелегальной беттинговой деятельности.

К сожалению тот документ, который Минфин пытался в прошлом году протолкнуть под видом проекта лицензионных условий, не выполнял не одну из этих первостепенных задач. И сегодня, в разгар избирательной кампании, остается мало шансов, что как минимум еще полгода лицензионные условия будут утверждены. А это значит, что все это время букмекеры смогут преспокойно вытаскивать деньги из карманов украинцев. Ах, простите, не букмекеры - "государственные лотереи" под вывеской "УНЛ".

Читайте также