Отрасль авиационных перевозок в результате пандемии коронавируса - одна из наиболее пострадавших в мире. О том, как изменится ценовая политика авиакомпаний, почему лоукосты в мире теряют позиции, а также о том, чего ждать украинцам от наших авиаперевозок, разбирался "Апостроф".
Коронавирус уйдет, а лоукосты уже не вернутся
Индустрия лоукост-авиаперевозок начала осваивать украинский рынок относительно недавно - фактически параллельно с процессом открытия для украинцев "безвиза" с Евросоюзом. Реальная возможность посетить какую-то европейскую столицу на выходных, заплатив 20-30 евро за билет на самолет, да еще и без мороки с визами, создала значительный положительный эмоциональный фон для украинцев и стала казаться привычной частью современной жизни. Как оказалось, ненадолго. Ведь с приходом коронавирусной пандемии, перспективы сохранения индустрии лоукост-авиаперелетов стали довольно призрачными.
Впрочем, утверждать, что именно короновирус уничтожил рынок лоукостов, все же не будет полностью верно. "Еще до коронавирусной пандемии наблюдалось сближение классических авиаперевозок и индустрии лоукостов за счет уменьшения пороговой цены обычных авиаполетов и введения лоукостерами целого ряда платных услуг, что по суммарной цене приближало их авиарейсы к обычным. Коронавирус просто ускорил этот процесс", - пояснил "Апострофу" директор программы "Инфраструктура" Украинского Института будущего Владимир Шульмейстер.
К сожалению, для простых пассажиров (и на радость больших авиаперевозчиков) создаются условия, при которых лоукосты просто не смогут сохранить свою основную фишку - собственно, "низкую цену".
Ведь уже сегодня, когда постепенно открываются границы и самолеты потихоньку начинают курсировать между европейскими и не только странами, отдельные государства и европейские структуры выдают многостраничные документы, регламентирующие авиаперевозки в коронавирусную эпоху. Большинство из них - ограничение количества пассажиров на борту, ограничения на ручную кладь, соблюдение требований "социального дистанцирования" - еще более или менее возможно реализовать в "бизнес-классе", где и так обычно просторно и комфортно, но абсолютно нереально осуществить в лоукосте.
Конечно же, коронавирус будет с нами не навсегда (по крайней мере, хочется в это верить). Но вполне может случиться, что некоторые введенные им ограничения останутся. "Хорошим примером являются оборонные ограничения, введенные после теракта 11 сентября 2001 года. Они практически не коснулись бизнес-класса (где, например, продолжают сервировать железные столовые приборы и позволяют проносить с собой жидкость), а также после того, как угроза потеряла актуальность, остаются в силе уже более 20 лет. Нет оснований считать, что с коронавирусными ограничениями будет иначе", - выразил уверенность в разговоре с "Апострофом" авиационный экономист, эксперт общественной компании "Евро-патруль" Вячеслав Коновалов.
Авиаполеты снова только для избранных
Для того, чтобы компании не хитрили, стараясь как-то обойти "коронавирусные требования", страны уже начинают вводить ограничения на минимальную пороговую цену авиабилета. Пионером стала Австрия, которая законодательно запретила возить авиапассажиров менее чем за 40 евро. И учитывая активность экологической и социальной дискуссии вокруг авиаперевозок в ЕС, нет сомнений, что такая практика получит широкую поддержку.
"Принцип минимальной установленной цены на авиабилет наложится на все авиалинии, и очень быстро уже не будет никакой разницы - "лоукост "перевозчик или нет. Конечно, какие-то особенности сохранятся, но колоссальная разница в стоимости билетов исчезнет, и дешевых билетов уже никогда не будет. Время еще покажет, но уже сейчас можно спрогнозировать рост средней цены полета на 40-60%", - отметил Владимир Шульмейстер.
Конечно же, не только лоукост будет тяжело выходить из коронавирусного кризиса. Эксперты по всему миру прогнозируют тяжелые времена для всей индустрии пассажирских авиаперевозок. "Когда пандемия коронавируса пойдет на спад, никакого быстрого возврата к норме не будет. Новые меры по проверке здоровья и безопасности обещают еще больше усложнить путешествия, и авиакомпании будут уменьшенными версиями своих бывших самих себя, с сокращением маршрутов и их покрытия, и качественно отличными практиками полетов. В целом же, восстановление пассажиропотока до уровня 2019 года займет, по оптимистичным оценкам, от 2 до 5 лет", - описал ситуацию аналитик издания Forbes Джереми Богайски.
Но из всех проявлений кризиса именно крах лоукостов в Украине почувствуют больше. Учитывая незначительные средние уровни доходов в нашей стране, только приход на рынок действительно дешевых лоукостов сумел открыть небо для простых украинцев. И то, тогда даже при таких благоприятных условиях меньше 5% наших граждан пользовалось авиаперевозками. Теперь же все грозит вернуться к "старым-добрым временам", когда возможность улететь в Европу на самолете, а не один-двое суток, сидя на мешках, трястись в автобусе, была привилегией исключительно "сливок общества", - звезд, бизнесменов и политиков.
Луч надежды в темном небе дорогих авиабилетов
Показательно, что "коронавирусные ограничения", которые грозятся поднять до небес цену на авиаперевозки, далеко не единодушно воспринимаются специалистами, как действительно необходимые меры. "Система кондиционирования и вентилирования салона современных самолетов фактически помещает каждого пассажира в отдельный воздушный поток. Что сводит риск передачи заразы на борту до минимума. Крики о том, что "сотни людей сидят часами в маленьком замкнутом пространстве" не имеют никакого отношения к реальности. В связи с этим решительно непонятно, для чего вводить все эти ограничения - рассаживать пассажиров "через одного", или вообще откровенно идиотские идеи обертывать каждое место в пластиковую защиту. Складывается устойчивое впечатление, что такими методами лоббисты просто пытаются "впарить" перевозчикам какую-то новую бортовую систему, для привычных условий абсолютно ненужную", - поделился подозрениями Вячеслав Коновалов.
Впрочем, независимо от обоснованности предлагаемых ограничений, перед лицом реальных сотен тысяч смертей от коронавируса, никто не осмелится от них отказываться. Поэтому радикальные изменения в авиаполетов - в первую очередь на ценниках билетов - мы почувствуем обязательно. Другое дело, что не сразу.
Первым порывом авиакомпаний после снятия запретов на полеты будет любой ценой восстановить пассажиропоток. Гендиректор Rainair заявлял, что их компания готова возить пассажиров "хоть за один доллар", чтобы была такая возможность. И ирландский лоукостер далеко не единственный в таких стремлениях. "После того, как запреты придут, авиакомпании завалят рынок такими соблазнительными предложениями, рядовому путешественнику придется раз за разом спрашивать себя:" эй, почему я еще не лечу ". Но после того, как" подопытные "пассажиры вернутся из первых рейсов незараженными и невредимыми, компаниям, выполняя требования социального дистанцирования, придется поднимать тариф", - рассказал авиационный консультант Роберт Манн-младший.
Также не стоит забывать, что на отдельных направлениях роста цены будет компенсироваться "доплатами" принимающей стороны. Страны, зависимые от туристической индустрии, такие как Турция и Египет, обычно компенсируют половину, а бывает, и полную стоимость билета для туриста, прибывающего к ним. Учитывая, что курортным и туристическим "меккам" тоже надо в максимальных темпах восстанавливаться после коронавируса, есть все основания полагать, что практика компенсаций стоимости полетов получит широкое применение, по крайней мере, на период восстановления после кризиса.
А вот если говорить об Украине и ее государственной политике поддержки авиаперевозок, то это вызывает серьезные замечания у экспертов. Даже очевидные и простые шаги - вроде отмены НДС на внутренние авиаперевозки - в украинских чиновников пришлось "выгрызать" годами. И сейчас только одна перспектива четкой и неизбежной. "Халява" закончилась и по-настоящему дешевые авиабилеты украинцы увидят еще не скоро.