Нос - поверх маски, маска спущена на подбородок либо вообще отсутствует - знакомая картина, которую после ослабления карантинных мер в Украине, запросто можно увидеть в маршрутках, магазинах, кафе и на улицах. Хватит это терпеть! Так, по всей видимости, решили в правительстве и захотели изменить ответственность за нарушение правил карантина. Ведь ни страшилки по поводу того, что метро вновь закроют, ни шанс получить штраф в 17 тысяч гривен, как оказалось, никого не пугают. Что придумали чиновники, разбирался "Апостроф".
Штрафы станут меньше
Радикально пересмотреть административную ответственность за нарушение карантина предложил министр юстиции Денис Малюська. Так, если сейчас штраф для физлиц за отсутствие маски в общественном месте составляет от 17 до 34 тысяч гривен, то в Минюсте хотят существенно снизить этот порог и установить вилку финансового наказания в диапазоне от 170 до 255 гривен.
Для должностных лиц, согласно инициативе Минюста, сумма штрафа остается неизменной (от 34 до 170 тысяч гривен), но вводится новая административная ответственность для юридических лиц "которые нарушили санитарное законодательство, а именно, совершили пропуск, допуск лица в общественные здания, сооружения, общественный транспорт во время действия карантина без одетых средств индивидуальной защиты".
За такое нарушение юрлица заплатят от 3400 до 5100 гривен.
Свои предложения по новым штрафам в Минюсте оформили в законопроект, который в правительстве уже успели одобрить. Следующее слово за парламентом.
Санкции не работают
Безусловно, смягчение карантина большинство украинцев восприняли как его отмену, все чаще став пренебрегать средствами индивидуальной защиты. Между тем статистика заболеваемости коронавирусом каждый день становится все тревожнее. Например, 1 июля медики выявили 889 новых больных. Кроме того, по данным Минздрава, по состоянию на 3 июля Киев и еще 9 регионов Украины продолжают находиться за чертой ослабления карантина.
С одной стороны, ослабление карантина дало толчок к росту заболеваемости, что в общем-то было ожидаемо. Но, с другой, если бы украинцы не пренебрегали карантинными правилами, вероятно, каждый день почти по тысяче новых зараженных могло и не прибавляться. И это несмотря на драконовские штрафы. Так в чем же проблема?
Все дело в том, что карантинные штрафы для граждан оказались неэффективными. Так, по данным Нацполиции, с начала введения карантина копы составили 14,5 тысяч административных протоколов по статье 44-3 КУоАП "Нарушение правил карантина людей". В идеальном мире, даже если брать самые минимальные размеры штрафов, такое количество протоколов принесло бы в бюджет более 246 миллионов гривен. Но в реальности все иначе.
По информации Государственной судебной администрации Украины, по состоянию на 1 июля, из всех 14,5 тысяч протоколов, судьи рассмотрели меньше половины: 6,6 тысяч. Еще 4,1 тысяча дел ждет своего рассмотрения и только в 720 случаях судами было принято решение о наложении штрафа. Таким образом, реальное наказание за нарушение карантина получает менее 5% всех нарушителей. Почему так происходит?
Во-первых, часто копы и сами не знают, как составлять протокол по статье 44-3. Например, из 14,5 тысяч протоколов, 3,7 тысяч суды вернули на доработку. Большинство из них составлены кое-как.
"Суды не привлекали людей к ответственности в виду либо ошибок при составлении протоколов, либо устанавливалось отсутствие состава административного правонарушения. В последнее время четко просматривалась именно такая судебная практика", - поясняет "Апострофу" президент Ассоциации адвокатов Украины Зоя Ярош.
Например: "В протоколе об административном правонарушении не указаны имя и отчество лица, которое составило протокол, конкретная норма нормативного акта, который предусматривает ответственность за правонарушение", - говорится в решении районного суда Черкасской области.
А вот еще одно решение по карантинному протоколу уже районного суда Херсонской области.
"В протоколе не указано, какие именно санитарные нормы нарушило лицо, и какими нормативными актами они предусмотрены, поскольку ст. 44-3 КУоАП носит бланкетный характер", - значится в тексте постановления.
"Бланкетный характер" - это когда одна норма права не содержит конкретных правил, а отсылает к другим нормам. Именно так и выписана статья 44-3, которая отсылает к закону "О защите населения от инфекционных заболеваний", который в свою очередь привязывает ответственность за отсутствие маски к постановлениям правительства. А карантинные постановления КМУ корректируются так часто, что копы просто не успевают разобраться, что же именно нарушают украинцы, вот и страдает качество протоколов.
Во-вторых, штраф в 17 тысяч гривен за отсутствие маски сложно назвать адекватным. Например, наказание в виде 17 тысяч гривен штрафа, согласно действующему Уголовному кодексу, можно получить за угон автомобиля. За ДТП с причинением телесных повреждений средней степени тяжести штраф и того меньше: от 3400 до 8500 гривен.
Да, установив высокие карантинные штрафы, правительство, вероятно, стремилось напугать украинцев, но, как сказали эксперты изданию, эффект получился обратным: суды не спешили становиться на сторону полиции и штрафовать людей на такие большие суммы.
Проблема решится?
Существенное понижение штрафов, в теории, должно изменить ситуацию, ведь расстаться с суммой в 170 гривен куда проще, чем с суммой в 17 тысяч. В таком случае, копы действительно смогут штрафовать всех нарушителей подряд, и это будет эффективно.
Однако и здесь есть нюансы. Готового текста законопроекта Минюста пока нет, а принципиальнейший вопрос – кто именно будет уполномочен накладывать штрафы.
По словам Зои Ярош, сейчас это работает так: "Сначала составляется протокол, а сам штраф за привлечение к админответственности накладывается судом.
"А если уполномочат полицию, то есть, они на месте будут составлять и протокол, и постановление, то в этом какая-то логика есть, и это будет быстро, - добавляет "Апострофу" юрист, исполнительный директор ОО "Правозащитная инициатива" Михаил Каменев. - Если же оставят на рассмотрении судов, то это усложняет процедуру. Суды будут просто перегружены этими мелкими делами со штрафами в 170 гривен".
Впрочем, по мнению руководителя Национальной экспертной группы по инфекционному контролю, эпидемиолога Андрея Александрина, изменение штрафов вряд ли способно сдержать пандемию. А ведь это главная цель санкций.
"Это не сработает, ведь начиная с президента, вся верхушка нашей власти постоянно демонстрирует нарушение карантинных мероприятий и не носит маски", - уверяет "Апостроф" Александрин.
Кстати, эпопея со штрафом для Владимира Зеленского, который отдыхал в одном из кафе Хмельницкого без маски, до сих пор не завершена. Хмельницкие судьи обратились за помощью к коллегам из Верховного Суда с просьбой пояснить, может ли быть президент в принципе привлечен к административной ответственности. В Верховном Суде сообщили, что обращение получили, но пока думают, как нужно поступить с президентом.
"С точки зрения эпидемиологии и инфекционного контроля, самое приоритетное мероприятие - соблюдение физической дистанции, а потом уже ношение маски. Например, в Киеве транспорт просто битком забит и там уже нет разницы - хоть ты в маске, хоть без маски. Но в такую жару находиться в маске просто невозможно, тем более, когда в трамвае или троллейбусе 40 градусов жары. Ни один человек этого не выдержит. Поэтому, прежде чем что-то требовать от людей, необходимо создать им условия", - резюмировал эпидемиолог.
Правда, и карантин, и штрафы за его несоблюдение, в скором времени вообще могут уйти в историю. Нет, украинские медики не изобрели вакцину от коронавируса, просто Конституционный Суд уже начал рассмотрение дела по конституционности введения карантинных ограничений в принципе. Так что, запасаемся попкорном и следим за ситуацией.