RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество
Мнение

Независимые, но уязвимые. Или новые вызовы современного информаци­онного общества

Фото: pixabay.com

Интернет-издание «Апостроф» подвело итоги конкурса для студентов, получающих высшее образование по специальностям «Журналистика», «Философия», «Экономика», «Политология» и «Международные отношения». И представляет вашему вниманию конкурсную работу победительницы в категории «Статьи по политической тематике» Татьяны Чабанюк.

Человек XXI века сочетает в себе две довольно противоречивые характеристики. Благодаря развитию информационных технологий и их внедрению во все сферы нашей жизни человек стал неким космополитом: несмотря на то, где я нахожусь, я всегда могу оказаться в любом месте и в любой момент. Не проблема связаться с другим концом света или жить в Украине, а работу иметь, например, в Австралии. Также благодаря бесконечному онлайн-потоку информации создается постоянное присутствие и вовлечение в мировые события. Весь мир как на ладони - это именно о нашем времени. Сложные информационные системы невероятно облегчили нашу жизнь. Теперь все, что нам нужно, - это лишь правильно нажать на ту или иную кнопку на приборе и всегда держать в голове все ваши коды и пароли. Этот безумный прогресс сделал нас независимыми и подарил возможность стать обладателем собственной жизни, несмотря на время и пространство. Главное, чтобы ловила сеть, а остальное - как-то будет.

Однако такая свобода постепенно приобретает налет рабства и превращает Homo sapiens в Homo informativus, в котором зависимость от тотальной информатизации и автоматизации уже течет в венах с самого рождения. Наша сила превращается в уязвимость и беспомощность. Вместе с процессом создания технологий, которые облегчают наше повседневное существование, прослеживаются негативные тенденции и появление угроз, которые уже сейчас заставляют пребывать в напряжении все человечество. Мне хотелось бы раскрыть основные вызовы информационного общества, с которыми мы уже активно сталкиваемся, однако уделяем им недостаточно внимания.

Искусственный интеллект и роботизация

Я уверена, что большинство из вас видели или хотя бы слышали о фильме «Терминатор», который вызвал большой ажиотаж в 80-е годы, когда впервые появился на экранах. Именно с тех пор начал формироваться образ злого робота-гуманоида, который ворвется на нашу планету и не остановится ни перед чем для выполнения главной миссии - уничтожения человеческой цивилизации. А потом пришла мода на производство фильмов такого рода, где робот предстает в роли антагониста. Со временем тенденция пошла в обратном направлении: люди активно начали работать над детальным исследованием искусственного интеллекта. И здесь снова свою роль сыграл кинематограф: выходит лента «Двухсотлетний человек» (1999), которая разрывает ранее созданный шаблон. Перед нами предстает робот, который оказывается гораздо более человечным, чем человек, а также способен теперь уже не на разрушение, а на создание и улучшение условий нашего с вами существования. Можно сказать, что именно после этого знакового фильма начинается дискуссия о роли роботов в будущем человека.

Сейчас мы можем наблюдать ускоренные темпы роботизации, замену людей роботами на производственных процессах и в некоторых профессиях (например, сфера обслуживания, медицина и т.д.). Роботы уже уподобляются нам. Знаменитый робот София свободно общается на различные темы, ее мимика насчитывает более 60 видов эмоций. В 2017 году она получила гражданство Саудовской Аравии и является желанным гостем на многих мероприятиях. Искусственный интеллект становится для нас замечательным водителем (режим автопилота), надежным другом, который знает все что угодно (Cortana, Siri, чат-бот психолог и т.п.) или замечательным игроком, который легко может составить нам компанию в шахматах.

Но этими технологиями можно воспользоваться совершенно иначе: роботов вместо друзей можно превратить в солдат, искусственный интеллект запрограммировать на сеяние раздора и ложных явлений в сети. Человечество будет вынуждено столкнуться с определением роли искусственного интеллекта в нашей жизни, регулированием вопроса правового статуса роботов и созданием новых законов современной информационной реальности. Особое внимание следует обратить на предотвращение использования новых технологий в военных и манипуляционных целях.

Война за реальность

Развитие информационных технологий принесло новый «большой взрыв», ознаменовавший начало массового распространения и потребления информации. Начиная с изобретения телеграфа в XIX веке, право на ее владение стало общедоступным и неотъемлемым. С каждым днем человек все больше и больше привыкал к постоянному процессу увеличения дозы данных, которые ему поступают в день. В XXI веке этот объем уже невозможно точно измерить и понять, а постоянный поток информации теперь не замедлить. В результате таких процессов начали возникать побочные эффекты перенасыщения материалом, которые стоят на пути понимания сегодняшнего положения вещей и нашей реальности. Правда и объективность теперь ходят рядом с фейковыми новостями, которые не дают им вырваться из их плена. В свою очередь, прогресс сделал каждого из нас создателем новостей, предоставил полноценное право считаться журналистами и еще дал возможность каждому почувствовать себя экспертом по тому или иному вопросу, благодаря комментированию в социальных сетях. Из «диванных» экспертов мы доросли до «сетевых», и теперь у нас есть все шансы быть услышанными. Именно такой современный подход к созданию информации стал настоящей проблемой в борьбе с фейками, а распространение и лайки сделали этот процесс необратимым.

Социальные сети превратились в настоящих создателей нашего информационного поля. Они активно собирают о людях самые разнообразные данные, а затем используют их для манипулирования мнением накануне выборов (процесс против компании Cambridge Analytica) или помещают тебя в пузырь фильтров, который отделяет каждого от любой информации в сети, не соответствующей нашим стандартным представлениям. Так, каждый из пользователей попадает в ловушку комфорта, где ему пытаются навязать только одну из плоскостей реальности. Аналогичная стратегия присуща и поисковым системам.

В будущем мы действительно можем начать настоящую войну за реальность, где нахождение истины будет приравниваться к выигрышу в лотерею. Перед нами предстает вызов формирования правовой защиты персональных данных от их несанкционированного использования и продажи любым субъектам, которые могут ими воспользоваться в антигуманных и противозаконных целях. Это также касается уязвимости банковских данных, являющихся легкой добычей для похищения.

Критическая инфраструктура

Человечество облегчило себе жизнь, когда начало переходить на автоматизацию и соединять управление многими вещами через компьютерную сеть. Это породило новую систему управления и контроля над элементами критической инфраструктуры, которая отныне базируется на новейших технологиях. Они позволяют более качественно отслеживать их состояние и предупреждать о возможных осложнениях. Но использование информационных технологий и подключение к всемирной сети таких государственно-значимых объектов открыло двери для их уязвимости.

В наше время не нужно начинать полномасштабную войну, где будут задействованы все виды вооружения для уничтожения врага. Нет, таких больших затрат теперь не нужно. Формула проста: один или несколько хакеров + компьютеры = отключение «систем жизнеобеспечения» государства. Достаточно прервать деятельность электростанций - и в стране начнется хаос. Если еще и вмешаться в систему водоснабжения - можно считать, что завоевание и покорение прошло успешно.

Я привела лишь один из возможных сценариев. Методы для достижения цели могут меняться в соответствии с поставленными целями. Яркими примерами уязвимости критической инфраструктуры могут служить кибервойны между Россией и Эстонией в 2007 и Россией и Грузией в 2008, когда РФ смогла парализовать работу банковских систем стран и, таким образом, изолировать эти страны от окружающего мира. После этого следовало длительное восстановление, которое требовало привлечения помощи иностранных специалистов.

Поэтому нам следует серьезно отнестись к защите «систем жизнеобеспечения» здорового и полноценного функционирования государства. Нужно разработать правовое регулирование киберпространства (в том числе правила введения войны в этой среде), вкладывать деньги в улучшение систем защиты критической инфраструктуры, развивать национальный IТ-продукт, создавать свое программное обеспечение и постоянно отрабатывать механизмы моделирования атак и контрмер в ответ на них. Не нужно ждать нападения, чтобы начать прямо сейчас совершенствовать свои системы защиты и нападения. Хочешь мира - готовься к войне, лучше и придумать нельзя...

Я сосредоточилась только на трех аспектах нашей информационной уязвимости, которые в будущем могут иметь для человечества непредсказуемые последствия. Если говорить откровенно, то их гораздо больше. Каждый приведенный мною пункт можно разбить на мелкие частицы и исследовать их отдельно. Это поможет более четко сформулировать наши достижения, перспективы и опасности. Однако за глобальными вопросами иногда не видно сути всех вещей. Теряется нить Ариадны, которая может помочь нам, как Тесею, выбраться из лабиринта Минотавра. Поэтому именно с этой целью хочу поставить в конце следующие вопросы: приспособлены ли вы к жизни в оффлайне? Способны ли найти ответ или что-то сделать без «Google в помощь»? К сожалению, большинство ответов будет отрицательными. Должна признать - и я поплыву по этому течению.

Не пора ли по-новому взглянуть на информационное общество, пока мы полностью не отцифровались? Каждому следует проанализировать все самостоятельно. Мы же свободны в своем выборе и решениях, не так ли?...

Читайте также