Изнасилования, вандализм и драки: почему украинцев в поездах никто не охраняет

Фото: УНИАН

В ночь на 31 июля в поезде "Мариуполь - Киев" произошло нападение на телеведущую Анастасию Луговую. Злоумышленник жестоко избил и пытался изнасиловать женщину в купе поезда прямо на глазах у ее сына. По подозрению в совершении преступления был задержан уроженец Запорожья, ранее трижды судимый Виталий Рудзько. Его уже отправили в СИЗО без права внесения залога.

Однако наибольший резонанс вызвал тот факт, что в поезде за женщину просто некому было заступиться, ведь транспортная милиция в Украине была ликвидирована. Почему дорога для украинцев превращается в лотерею безопасности и что с этим намерена делать власть, разбирался "Апостроф".

Преступления

Правонарушения в поездах "Укрзализныци" на самом деле достаточно распространенное явление. Например, в апреле прошлого года 250 болельщиков ФК "Карпаты" разгромили три вагона поезда "Львов – Запорожье".

"Пассажиры разбили стекло в окнах и тамбурах вагонов – всего 12 окон, выкинули из поезда 21 матрац, 25 подушек, 25 постельных комплектов и три огнетушителя", - жаловались в пресс-службе УЗ. Остановить дебоширов было просто некому.

Похожая ситуация повторилась в марте этого года в пригородном поезде "Львов – Сокаль", когда вандалы устроили настоящий погром в салоне вагона, выломав сиденья, разбив окна и двери.

А в январе этого года группа пассажиров избила проводника поезда "Киев – Ивано-Франковск" за просьбу не курить в тамбуре вагона.

"Криминогенная обстановка на железной дороге ухудшилась, - поясняет "Апострофу" генерал-майор милиции в отставке Юрий Седнев. – Это касается, кстати, не только пассажирских, но и грузовых поездов, ведь бизнес тоже жалуется на кражи из грузовых вагонов. В пассажирских поездах, это, в основном, мелкие административные правонарушения, хулиганство, распитие спиртных напитков, криминал, мошенничество, кражи в вагонах".

Все эти случаи, и еще десятки других преступлений на железнодорожном транспорте, объединяет две вещи. Во-первых, отсутствие своевременной реакции правоохранителей. Да, на следующей станции, персонал УЗ вызывал полицию, однако не всегда злоумышленников удавалось задержать.

А, во-вторых, после каждого подобного преступления железнодорожники призывали МВД обратить внимание на проблемы и вернуть правоохранителей в поезда.

Не стал исключением и инцидент с Луговой.

"Наша железная дорога должна быть безопасной для пассажиров и сотрудников. Думаю, самое время рассмотреть возможность возвращения полиции охраны к патрулированию в ночных поездах", - заявил министр инфраструктуры Владислав Криклий.

Фото: УНИАН

Бюрократический футбол

Замминистра МВД Антон Геращенко, после инцидента с Анастасией Луговой, посоветовал администрации УЗ нанять охрану для сопровождения пассажирских поездов. Такая охрана, по словам члена наблюдательного совета УЗ Сергея Лещенко, обойдется предприятию в 250 миллионов гривен в год. Очевидно, что эти 250 миллионов заложат в стоимость билетов для пассажиров, ведь по итогам первого квартала текущего года "Укрзализныця" получила 7 миллиардов гривен убытков.

А предоставлять охрану бесплатно в МВД не очень-то спешат.

"Они делают заказ и оплачивают охрану. "Укрзализныця" - хозяйствующий субъект, поэтому желательно, чтобы они оплатили услуги государственной охраны. Государственная охрана является органом, который оказывает такие услуги", - пояснил "Апострофу" Антон Геращенко.

При этом, Геращенко сообщил, что железнодорожники пока не заказывали услугу госохраны.

"Официального обращения к нам на сегодняшний день не поступало", - добавил замминистра МВД.

Однако источник "Апострофа" на предприятии рассказал, что обращения к МВД были.

"Обращения были, и была озвучена сумма 170 гривен в час на одного охранника. То есть один пост обошелся бы в такую сумму", - отметил собеседник издания.

Почему между МВД и Мининфраструктуры идет бюрократический футбол, "Апострофу" пояснил юрист Михаил Каменев.

"Посадить по охраннику в каждом поезде это очень дорого, - говорит Михаил Каменев. – А если поезд идет длительное время, то, вероятно, нужна будет еще смена, как с проводниками. И где мы возьмем столько денег? Для "Укрзализныци" намного проще и выгоднее требовать, чтобы охрану обеспечивала полиция. Чтобы это были ресурсы МВД, а не Мининфраструктуры".

Фото: УНИАН

Реформа провалилась?

Если преступления на железнодорожном транспорте становятся обыденным явлением, а противостоять им некому, так может ликвидация транспортной полиции была ошибкой?

Напомним, что транспортная милиция была ликвидирована нардепами еще в 2015 году в рамках реформы МВД. Главный аргумент в пользу ее сокращения состоял в том, что транспортная милиция якобы дублировала функции криминальной милиции и милиции общественной безопасности. Но то ли реформаторы не увидели разницы между транспортной милицией и ГАИ, то ли еще по каким-то причинам, но эксперимент провалился, ведь постепенно правоохранителей в поезда стали возвращать. Правда, пока это удалось сделать только на двух направлениях: "Николаев – Ровно" и "Одесса – Москва", да и то в рамках пилотного проекта.

"От транспортной милиции не было реального смысла, - уверяет Михаил Каменев. – Когда она существовала, это были попытки перекидывать дела от юрисдикции к юрисдикции. Ее эффективность была низкой. Чем она реально занималась, так это поборами с пассажиров. Какой смысл от такой транспортной милиции? Например, в поезде происходит какой-то инцидент. Сколько времени нужно милиционеру, чтобы дойти к месту правонарушения? Несколько минут. А когда он приходит, то что может сделать? Особо ничего. Если что-то происходит, то поезд может остановиться на промежуточной станции, где есть подразделения полиции и решить проблему".

Впрочем, по мнению Юрия Седнева, эта система безопасности на пассажирских поездах, когда сотрудники полиции вызываются на ближайшую станцию, действует крайне плохо.

"Это неэффективная, неоперативная система. В любом правонарушении, для его пресечения и пресечения тяжести последствий, документировании, чтобы привлечь преступника к уголовной или административной ответственности, нужно принять меры к задержанию, охране вещественных доказательств. Потом ведь материалы будут переданы в суд, а суд разведет руками и скажет, что недостаточно доказательств. Например, поезд следовал от станции к станции час, а за этот период времени следы преступления были уничтожены и доказать ничего невозможно. Это порождает сложность неотвратимости наказания", - подчеркнул Седнев.

При этом, эксперты сходятся во мнении, что возвращать транспортную милицию в том виде, в каком она существовала, все же не самая удачная идея, но "Укрзализныця" могла бы привлечь к охране порядка свои собственные подразделения военизированной охраны, которые следят за тем, чтобы не разворовывалось содержимое грузовых составов.

Однако, сотрудники ВОХРа и сами "успешно" умеют воровать. Например, в 2018 году СБУ задержала группу работников Днепровского отряда военизированной охраны регионального филиала "Приднепровская железная дорога". Договорившись с местным криминалитетом, сотрудники ВОХРа вымогали у бизнесменов деньги за сохранность их грузов.

"Я получал инсайдерскую информацию по реформированию железной дороги и могу сказать, что работа ВОХРа неэффективна. Деньги платят за охрану, но свои функции она полностью не выполняет", - резюмировал Седнев.

УЗ разрабатывает пути решения проблемы

В то же время в "Укрзализныци" сообщают о том, что уже разработана программа повышения безопасности перевозок в пассажирских поездах с целью искоренения криминогенных проявлений, противоправных действий и нарушений при перевозке пассажиров.

По словам главы правления компании Ивана Юрика, ее презентуют уже на следующей неделе, а реализация програмы начнется в сжатые сроки.

"Разработанная программа будет включать в себя подписание протокола совместных действий с МВД по координации усилий, пилотный проект по охране в поездах силами военизированной охраны "Укрзализныци", установление в пассажирских вагонах специальных средств контроля, формирования так называемой профессиональной группы "провокаторов" для борьбы с безбилетными перевозками, борьбу с кражами на вокзалах", - сказал он.

Читайте также

Смогут повторить? Будет ли наступление россиян на Сумщину

Россияне не смогут продвинуться далеко, так как не имеют на Сумском направлении достаточно сил

Всем ли мужчинам нужен штрих-код ТЦК: разъяснение Минобороны

Кому с 18 мая обязательно нужно получить VIN-код в ТЦК - спикер Минобороны Украины Дмитрий Лазуткин объяснил для всех украинцев

Мобилизация осужденных: смогут ли воевать те, кто сидит по тюрьмам

Нардепы приняли закон о мобилизации осужденных - кто из зеков сможет воевать и на каких позициях