Президент Украины Владимир Зеленский в интервью Euronews, которое вышло 25 августа, заявил, что планирует создать площадку для переговоров на международном уровне по деоккупации Крыма.
Россия не сядет за этот стол переговоров, пока ее не заставят жесткие санкции. Без их влияния она не будет допускать также международных наблюдателей на оккупированный полуостров. Украина, в свою очередь, должна подготовить конституционную реформу и четко прописать, как будет возвращаться к жизни Крым после оккупации. Обязательным условием международных переговоров является присутствие на них крымских татар.
Об этом "Апострофу" рассказал бывший народный депутат Украины, председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров.
- Владимир Зеленский заявил, что планирует создать международную переговорную площадку по вопросу деоккупации Крыма. Как вы к этому относитесь?
- Мы это приветствуем и одновременно призываем президента Украины и весь украинский политикум к выполнению собственного домашнего задания.
Таким заданием мы считаем рассмотрение пакета законопроектов, которые давно уже подготовлены и находятся в Офисе президента. Речь идет о законопроекте об изменениях в Конституцию Украины в части раздела 10 - "Автономная Республика Крым". Речь идет о проекте закона о статусе крымскотатарского народа и о проекте закона о коренных народах в Украине.
Эти законопроекты дают очень четкий ответ на вопрос, как украинскому обществу, так и международному сообществу - как будет развиваться Крым с момента его деоккупации и возвращения суверенитета Украины над полуостровом. Как будут обеспечиваться равные права всех людей, живущих в Крыму, в отличие от того, как это было до 2014 года, когда приоритет отдавался одному этническому большинству - российскому. Как будут восстановлены и обеспечены права коренного - крымскотатарского народа.
- Стоит ли туда привлекать Россию?
- Россию пока не прижмут к стене и не заставят сесть за переговоры по Крыму, она не будет реагировать. Поэтому создание международной площадки требует усиления жестких международных санкций против России.
- Вы присоединились бы к этой площадке?
- 26 августа я выступал перед аккредитованными в Украине дипломатами и сказал - я не могу подумать, что в этих переговорах не будет представителей Меджлиса крымскотатарского народа как единого органа, представляющего коренной народ Крыма. Итак, наличие за этим столом Меджлиса - это обязательное условие этих переговоров.
- Что касается России, то она и сейчас блокирует создание мониторинговой миссии в Крыму, по словам первой заместительницы главы МИД Украины Эмине Джапаровой. Поэтому надо ли нам добиваться создания международных институтов по Крыму вообще?
- Что касается мониторинговой миссии, то есть соответствующие резолюции международных организаций. В первую очередь, резолюция Генеральной ассамблеи ООН, в которой говорится о том, что соответствующие институты, в частности комиссар ООН по правам человека, имеют возможность посещать Крым. Есть соответствующие резолюции ОБСЕ. Более того, есть специальная мониторинговая миссия ОБСЕ по Украине. И в ее мандате записано, что она находится по всей территории Украины.
Во всех резолюциях ОБСЕ говорится о том, что Крым является территорией Украины. Итак, специальная мониторинговая миссия должна - а Украина должна требовать от нее - посещать Крым. Поэтому если мы говорим о мониторинговых миссиях международных организаций или специальных институтах, созданных международными организациями, как например комиссар ОБСЕ по вопросам национальных меньшинств или конвенционные комитеты Совета Европы по вопросам соблюдения прав человека, то они имеют право и обязаны и должны посещать Крым.
Российско-оккупационные войска в Крыму
Россия не говорит им нет, а говорит - через Москву, а это значит, что снова надеется заставить международное сообщество признать российский статус Крыма. Вот в чем проблема.
- Давайте вспомним Мартина Сайдика - специального представителя председателя ОБСЕ в Украине и в ТКГ по урегулированию на Донбассе - который при вопросе: "Чей Крым?" начал мяться и не смог сформулировать мысль.
- Такое действительно было, но это говорит о кризисе в самой ОБСЕ. Если мы возьмем ежегодные декларации ОБСЕ, они очень конкретные и жесткие к России и ее агрессии, все чиновники должны опираться на них. Но некоторые, вы правы, стараются избегать этого. Но это не говорит о том, что ОБСЕ не должна выполнять собственные рекомендации, которые принимаются Парламентской ассамблеей. Если все делать с соблюдением каждого требования международного права, это может быть хоть и не действенно, но полезно.
Смотрите - делегации въезжают через Киев, пересекают административную линию между Херсонской областью и оккупированным Крымом. Въезжая, они публично согласовывают свою цель - во исполнение резолюции Генассамблеи ООН. А там говорят, что Крым является временно оккупированной территорией, там расставлены правовые оценки. Они показывают, что выполняют законодательство Украины. И эти два шага являются неприемлемыми для России.
Пока не создадутся условия для переговоров относительно этапов деоккупации Крыма, Россия не даст разрешения посещать Крым таким образом, который будет подчеркивать его украинский статус.
- Можем ли мы, например, обменять воду в Крым на уступки со стороны Кремля - чтобы они допустили международных наблюдателей на полуостров, например?
- Кремль может на это согласиться, но согласимся ли на это мы? Куда нам деть тех людей, которых они убили? Которых бросили за решетку? Куда деть запрет деятельности Меджлиса? Десятки тысяч людей, которых они выбросили из Крыма? Такие условия - это будет в прямом смысле торговля на крови, на трагедии людей. Нельзя идти на переговоры с бандитом, усиливая его.
- Премьер Украины Денис Шмыгаль и председатель украинской делегации в ТКГ Леонид Кравчук начинают говорить о поставке воды, но для мирного населения, а не для предприятий и военных.
- Это, так сказать, просто глу-пость! Некоторые хотят делать это через шлюз, кто-то думает поставлять через трубы - проложить по дну Северокрымского канала, который сейчас находится в ужасном состоянии, трубы большого диаметра и подавать по ним воду в некоторые крымские водохранилища. Но как вы будете потом делить эту воду?
Водохранилище в Симферополе
Поставка воды является не просто укреплением врага. Это же возможность для оккупантов осуществлять широкомасштабное строительство, открывать новые предприятия только с одной целью - переселить своих граждан и усилить их в Крыму, одновременно вытесняя крымских татар и этнических украинцев. Итак, снабжение водой - это штучная замена этнического населения Крыма и заселение колонистов. Другой у них цели нет. Для тех людей, которые живут в Крыму, источников воды при бережливом использовании достаточно.
- Видел, что в Facebook кто-то предложил ввозить воду в Крым в больших бутылках. Составить поименный список тех, кто нуждается в ней, и привозить.
- Я им уже сегодня дам список всех - более 133 политзаключенных в Крыму, которые находятся в местах лишения свободы, 197 детей, лишенных родителей, потому что тех посадили, и посмотрю, как это они смогут.
- В Крыму сейчас воду начинают подавать по графику. Это попытка создать воображаемую гуманитарную катастрофу или попытка экономить?
- Это не только попытка создать жалобную картину. У них не хватает в хранилищах воды. Поскольку 60% воды, это по их же данным, утекает в почву еще до того, как доходит до потребителей. Потому что водосети находятся в плачевном состоянии, и вместо того, чтобы заняться ремонтом, они тупо по ним гоняют воду. Есть еще чисто технологический фактор. Когда после перерыва запускается в трубы вода, происходят дополнительные прорывы. Поэтому они не могут экономить воду.
В Крыму есть водохранилища, которые пополняются только природными источниками - например, Симферопольское водохранилище. Но есть такие, которые пополнялись днепровской водой. Если количество осадков уменьшалось, на города немедленно перекидывалася днепровская вода. И никто не считал ни ценность этой воды, ни ее количество - только гоняли ее потребителям. А теперь надо экономить. И они не способны обеспечивать население в условиях ограниченности воды.
- Можно предположить, что оккупанты максимально ограничат населения в воде или вообще отключат ее, если потребности в ней для предприятий и военных вырастут?
- Это путинская Россия, которая оккупировала Крым. В ней трудно что-то предсказывать. Они могут пойти на искусственное перекрытие воды, на более длительный строк, чем требуется, чтобы усилить и направить недовольство против Украины. Но не будут переходить последний рубеж.
Но это, как говорится, палка о двух концах. Мы с коллегами мониторим ситуацию в Крыму. Многие люди направляют свою злость против местного оккупационного режима, упрекая его тем, что они успокаивали, мол, Крым обойдется без воды, а теперь они страдают.
Автоцистерна набирает воду из пруда в селе Константиновка Симферопольского района для обеспечения жилых районов пресной водой
- Последний рубеж - это восстания, революции?
- Да нет, это там невозможно. Но они будут говорить, что вода вот есть. Пусть не полдня, пусть два часа в день. Но она есть, потому что российское правительство о вас беспокоятся. Хотя это плохая Украина ее вам не дает, там фашисты, бандеровцы, но благодаря нашему правительству вода есть.
- Можно ли будет в такой ситуации что-то выторговать пусть не для Крыма, а для Донбасса?
- Это будет абсолютно подлая позиция со стороны тех, кто в Украине будет думать, что здесь можно торговаться. Нельзя за счет жизни одного ребенка спасать другую. Нельзя за счет жизни крымских людей, передачи их полностью оккупантам упростить жизнь другим гражданам. Тем более, опыт показывает, - и это надо зарубить себе на носу - любые попытки о чем-либо договариваться с русскими кроме принципиальных вопросов, вопросов деоккупации в итоге не ведут ни к чему хорошему.
Мы это видим и по освобождению политзаключенных. За прошедший год не освободили никого, за исключением Эдема Бекирова, Олега Сенцова и еще нескольких людей. Мы исключительно против торга за счет Крыма и крымских людей.
- Какую самую большую проблему в сфере нарушений прав человека вы увидели за последнее время?
- Это абсолютно незаконные массовые суды, приговоры на очень длительные сроки заключения. Это в первую очередь политзаключенные. Их преследуют даже тогда, когда они уже за решеткой. Их бросают в "шизо" и создают для них другие тажелые условия в тюрьме. Попытки по сохранению украинской, крымскотатарской идентичности подавляют. Любые проявления гражданской позиции запрещают.
Это все, что характеризует диктаторские режимы. А в Крыму сегодня власть осуществляет оккупационный режим, который полностью подчинен Москве, а там есть полная диктатура.
- Подытоживая наш разговор. Правильно говорить, что пока в Крыму находится пророссийская оккупационная власть, мы не добьемся ни мониторинга ситуации, ни допуска туда европейских чиновников, кроме какого-то правого маргинеса, который они регулярно выдают за "депутатов Европарламента", как это было во время референдума?
- Здесь правильнее будет сказать так - пока не будут приняты меры, которые заставят Россию вернуться в рамки международной политики, в том числе освободить оккупированные территории Украины, включая Крым, они не будут допускать посещения со стороны международных организаций полуострова как украинской территории.