RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Телега впереди лошади: зачем Украине новые центры против всех болезней

В Минздраве хотели создать аналогию с американским CDC

В Минздраве хотели создать аналогию с американским CDC Фото: УНИАН

Пандемия коронавируса вынудила украинскую власть пересмотреть подходы к системе общественного здоровья. Так, с 1 июля в стране начинает работать сеть Центров контроля и профилактики болезней (по аналогии с институцией Centers for Disease Control and Prevention (CDC), которая с конца 40-х годов действует в США). Поможет ли новый контролирующий орган потушить очередную волну ковида, которая надвигается на Украину в связи с распространением штамма "Дельта" - разбирался "Апостроф".

Закона нет - центры есть

Создание Центров контроля и профилактики болезней (ЦКПБ) предусмотрено законопроектом №4142 "О системе общественного здоровья". Но ситуация выглядит достаточно странно: сам законопроект принят только в первом чтении, а ЦКПБ, как сообщают в Минздраве, начинают работу уже 1 июля.

Но зачем цепляться к таким "мелочам", если "Новая система общественного здоровья прежде всего направлена на построение мощной вертикали эпидемического контроля в регионах", - уверяют в Минздраве. А "эпидемический контроль" в период пандемии - это то, что всей стране так необходимо. Ведь после ликвидации санитарно-эпидемиологической службы полный объем функций инфекционного контроля в Украине не взяла на себя ни одна институция.

Чем же будут заниматься Центры контроля и профилактики болезней? Как отмечают в Минздраве, новые структуры обеспечат эпидемиологический надзор и защиту населения от инфекционных болезней.

"Центры будут полностью ответственны за контроль над заболеваниями в регионе – от рутинного мониторинга показателей, до прогнозирования, выявления чрезвычайных ситуаций, вспышек и реагирования на них", - сообщают в Минздраве.

Читайте: В Украине с 1 июля вводят COVID-паспорта: что нужно знать для получения и выезда за границу

Согласно типичному уставу ЦКПБ, в круг их задач войдет проведение эпидемических расследований, ликвидация вспышек инфекционных заболеваний в очагах, вакцинация, образовательная работа среди населения. В общем, Центры контроля в теории должны стать серьезным административным инструментом на местах для борьбы с эпидемиями.

"По сути будут расширены полномочия лабораторных центров: это организация иммунопрофилактики, контроль за получением вакцины, планирование закупок вакцин, их распределение, работа в очагах, эпидемрасследования", - пояснил "Апострофу" директор Центра контроля и профилактики болезней в Донецкой области Василий Гончаренко.

Но есть здесь один нюанс. Все ЦКПБ создавались на базе существующих лабораторных центров Минздрава в регионах. Сайты лабораторных центров и облгосадминистраций так сообщали об этом событии: "Изменилось название государственного учреждения "Волынский областной лабораторный центр Минздрава Украины", или "Изменено название учреждения с ГУ "Одесский областной лабораторный центр Минздрава Украины" на ГУ "Одесский областной центр контроля и профилактики болезней Минздрава Украины". И это сообщения на официальных ресурсах местных властей.

Более того, в приказе Минздрава №1103 от 2 июня так и записано: "изменить название государственных учреждений – лабораторных центров Минздрава на Центры контроля и профилактики заболеваний Минздрава".

Фото: pixabay.com

Это не CDC

Таким образом, ожидать, что после простого переименования ЦКПБ станут эффективным инструментом в борьбе с пандемией – наивно. С этим согласны и эксперты.

"Это просто перевешивание табличек, а по факту, как не выполнялся закон "Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения", так и не будет. Законом предусмотрено существование государственной санитарно-эпидемиологической службы, а ее нет. Этот вопрос я озвучивал и доносил минимум двум сотням народных депутатов и государственным служащим первого ранга, но результата нет. Это в чистом виде целенаправленная деконструкция украинской государственности, - комментирует ситуацию "Апострофу" эпидемиолог Алексей Галимский. – Для сравнения: у нас есть закон про СБУ. Представьте, что к власти завтра придет какая-то партия и скажет зачем нам СБУ, давайте лучше создадим сеть охранных госучреждений при президенте Украине и они будут выполнять функции СБУ, а закон про СБУ никто не отменит".

Руководитель Национальной экспертной группы по инфекционному контролю Андрей Александрин уверяет, что ЦКПБ не станет аналогом американской CDC.

"Виктор Ляшко переформатировал все областные центры и потратил кучу международных денег на создание областных центров общественного здоровья. Теперь областным ЦОЗ финансирование прекращено и на базах областных лабораторных центров будут делать Центры по контролю и профилактике заболеваний. Там остаются работать те же самые люди, которые работали в санэпидемслужбе. Поэтому ничего не поменяется, просто поменяется название", - пояснил "Апострофу" Александрин.

Злую шутку с Минздравом сыграла и излишняя спешка.

"У нас нет соответствующего законодательства. Законопроект 4142 не принят. Что произошло: Минздрав просто переименовал областные лабораторные центры, но функционально Центры по контролю и профилактике заболеваний абсолютно беспомощны, так как нет нового специализированного законодательства, а действующее законодательство не регламентирует деятельность подобных структурных подразделений. Наш Минздрав поставил телегу впереди лошади. У них нет полномочий, так как они не являются территориальными органами исполнительной власти. Это просто государственные учреждения. Ну, будут проводить тестирование лабораторные - не больше и не меньше", - добавляет "Апострофу" эпидемиолог Сергей Кравченко.

Для того, чтобы Центры по контролю и профилактике заболеваний действительно могли противостоять пандемии, у них должна быть одна принципиальная функция – проведение эпидемиологического расследования, то есть выявление и изоляция контактных.

Фото: pixabay.com

"Функция эпидрасследования была и в лабораторных центрах. Это одно из основных направлений работы", - отмечает Гончаренко.

Но лабораторные центры эту работу откровенно провалили.

"В марте вся моя семья заболела коронавирусом: брат, его жена, ребенок, мама, - рассказывает "Апострофу" киевлянка Юлия. – Я, мой муж, сын, все мы, естественно, контактировали с семьей, но, когда я обратилась к семейному врачу, чтобы как-то провериться, сдать тесты, мне посоветовали самой ехать в лабораторию. А это поездка на общественном транспорте, где я могла заразить еще десятки человек".

Формально задачи по эпидемрасследованию теперь будут выполнять ЦКПБ.

"Но сами по себе эти центры, без взаимодействия с первичным звеном, не смогут повлиять на распространение пандемии, - уверяет "Апостроф" эпидемиолог Ирина Колесник. – Эпидемрасследование одиночных случаев проводит первичное звено. Но, во-первых, семейных врачей нужно научить это делать. Всю эпидемиологию в рамках додипломного образования врачи изучают всего в течение недели, а в последипломном образовании у семейных врачей буквально 6 часов, посвященных вопросам эпидемиологии. Во-вторых, кто будет отслеживать контакты, если с 2015 года у нас нет факультета и выпуска эпидемиологов? Наконец, семейный врач может установить круг контактных лиц у своего пациента, а эти контактные могут быть задекларированы не у него, а у другого семейного врача. И как он будет искать и сообщать другому врачу, что у него среди пациентов есть контактные и за ними нужно следить".

То есть получается по-украински: хотели сделать как лучше, а вышло...

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства

Новини партнерів