Американский экономист Джон Гэлбрейт считал, что люди совершают покупки под влиянием эмоций. И действительно, в обществе потребления, которое сформировалось на Западе после Второй мировой войны, стремились не копить деньги, а тратить. Покупки приближали к идеалу благополучной жизни, символы которой — дом, автомобиль престижной марки, дизайнерская одежда. Спустя полвека мы пожинаем плоды излишнего потребления и решаем проблемы загрязнения экологии, переработки мусора, очистки воды. Силу набирает модель осознанного потребления. Ее суть — вдумчиво подходить к приобретению и использованию вещей. Осознанный потребитель спрашивает себя: "К каким последствиям приведёт эта покупка для меня и окружающего мира?".
Мотивы людей, которые приходят к осознанному потреблению, разные. Одни обращают внимание на этичную сторону производства. Например, на условия труда на фабрике в Бангладеш, где шьют новую коллекцию H&M или собирают процессоры для смартфонов Apple. Другие обеспокоены влиянием производства на окружающую среду и сохранением планеты для будущих поколений либо же количеством мусора, которое они оставляют после себя.
Но какими бы ни были мотивы, осознанные потребители ищут возможности покупать и использовать вещи в соответствии со своими принципами. В повседневной жизни это проявляется в виде отказа от полиэтиленовых пакетов, пластиковых стаканов и трубочек, сортировки отходов, избавления от ненужного. Но для развития массовой культуры ответственного потребления нужно ещё больше альтернатив традиционной модели.
"Главной экономически активной частью общества становятся потребители в возрасте от 12 до 26 лет — “зумеры”. Это поколение формирует спрос на ответственное потребление. Они не только сортируют мусор или ходят в кофейни со своими термокружками, но и, например, отказываются от покупки автомобилей в пользу каршеринга или собственного жилья в пользу арендованного. Они готовы поддерживать компании и инициативы, которые придерживаются принципов минимализма, повторного использования и переработки отходов во вторичное сырьё", — говорит Яна Червинская, основательница общественной платформы Bezzayve, которая поддерживает инициативы, направленные на популяризацию и применение принципов осознанного потребления в повседневной жизни.
Может показаться, что проблема осознанного потребления актуальна для стран первого мира, но небольшие шаги помогут разумно расходовать ресурсы, даже если это кажется незначительным в масштабах планеты. Осознанный подход к тому, что мы покупаем, чем пользуемся и что выбрасываем, может изменить жизнь каждого.
Пример реализации концепции осознанного потребления в Украине — площадки для продажи и обмена старых вещей. Киевский благотворительный магазин Laskastore принимает бывшие в употреблении вещи, а затем продаёт или передаёт нуждающимся. А маркетплейс Shafa.ua изначально призывал пользователей освободить шкафы от ненужных вещей и покупать вещи друг у друга. В Facebook можно найти не одно сообщество, участники которого обмениваются вещами или продают их за символическую цену.
По данным компании EVO, три года назад 83% украинских интернет-пользователей покупали вещи, бывшие в употреблении. Ещё одно наблюдение, которое сделали аналитики EVO, — финансовое положение не влияет на желание покупать товары с рук, то есть драйвером выступает не столько стремление заработать или сэкономить, сколько стремление потреблять осознанно и рационально. Причём украинцы готовы не только покупать, но и продавать ненужные вещи, и 58% делали это при случае.
"Популяризация ответственного потребления в Украине не ограничивается покупкой или обменом старых вещей. Есть и другие инициативы. Например, проект “Україна без сміття”, в рамках которого в Киеве открылась первая общественная станция сортировки мусора и регулярно проводятся образовательные мероприятия, посвященные сохранению природных ресурсов. Мы же, в свою очередь, помогаем распространять идеи и поддерживаем существующие экоинициативы через общественную платформу Bezzayve", —объясняет Яна Червинская.
Желание продлить жизненный цикл вещей, стремление отказаться от одноразовой посуды, привычка сортировать и отправлять на переработку мусор — всё это говорит о том, что украинцы готовы к применению принципов ответственного потребления в обычной жизни. Помочь им, создавая условия, в которых быть ответственным потребителем легко и приятно, — посильная задача. Тем более к этому призывает ООН. Ответственное потребление и производство входит в список 17 глобальных целей устойчивого развития, достижение которых улучшит благосостояние людей по всему миру и защитит планету.