Какие инструменты может использовать Украина, если Россия и Беларусь переместят гибридную атаку мигрантами к нашим границам, и кто поможет нам в случае полномасштабного наступления войск РФ на Украину? На эти вопросы в эфире Апостроф Live на Апостроф TV ответил директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения ВАЛЕНТИН БАДРАК.
- Чего ждать Украине в связи с ситуацией на белорусско-польской границе? Мы понимаем, что это сейчас один из фронтов гибридной войны, а Украина не является членом НАТО и никто не заступится за нас, если мигранты начнут лезть к нам. К чему нам готовиться?
– Вы верно сказали, что это гибридная война и такой способ воздействия. Непременно необходимо выделить несколько уровней. Первый уровень политический. И то, что было заявлено министром иностранных дел Кулебой о необходимости координации действий Украины и НАТО – это очень весомый аспект.
Надо готовиться. И мы понимаем, что Украина является форпостом западного мира. Мы должны демонстрировать здесь, условно говоря, свои зубы свои для того, чтобы отпугнуть врага.
Второй уровень – это максимальная подготовка. И здесь очень важно привлекать силы территориальной обороны. Сейчас мы имеем удивительную возможность и необходимость в этом.
Закон о национальном сопротивлении уже принят и мы должны его чем-то наполнять. И именно здесь нужно создавать возможности для применения разных силовых структур. То есть нужно готовить Нацгвардию, полицию, пограничников, а не только армию.
С другой стороны, это для нас очень весомый урок для того, чтобы более рационально перевооружаться. Мы потеряли фактически семь лет, и перевооружение было лишь ремонтом и частичной модернизацией армии, а сегодняшняя ситуация требует новых технологий, в частности роботизации и автоматизации.
В такой сфере как сдерживание подобных ситуаций очень многое должны делать не только люди, но и автоматизированные машины, дистанционно управляемые машины - и это очень важный элемент. Ну и конечно – разведка.
Также очень важно начать активную работу с населением в тех регионах, чтобы подготовить людей к достаточно серьезному взаимодействию с силовым сектором, с сектором безопасности государства. В частности, чтобы учить население отдельным действиям и готовиться к опасным сценариям. Потому что сегодня существует полная угроза создания военного пограничного конфликта и использование этого конфликта для атаки с территории Беларуси, в частности, российских войск и совместной группировки.
Это очень вероятный и опасный сценарий. Потому что используется гражданское население "вслепую" и создаются для нас дополнительные преграды. Так же, как когда-то в 2014 использовалось население восточных регионов Украины для того, чтобы сдерживать ход армии на восток. Поэтому этот вопрос комплексный, требующий многогранной подготовки и действий. То есть здесь нельзя действовать линейно, исключительно армией. А нужна очень серьезная работа, в том числе создание фактически парамилитарных групп.
Наша власть не доработала в том, что не приняла закон о частных военных компаниях и не создала их, а могла бы. И вот эти военные структуры могли бы создать очень серьезную помощь в обеспечении безопасности государства.
– То есть сделать как иностранный легион?
– Конечно. Я считаю, что это должно быть толчком к комплексной, многокомпонентной работе. Тем более что у нас новая военная доктрина - Стратегия военной безопасности, которая впервые предусматривает всеобъемлющую оборону.
То есть не только армия защищает государство, а вся страна, весь народ участвует в этом. Поэтому мы должны использовать любые возможные для нас способы: частные военные компании, территориальная оборона – это могут быть наши исключительные козыри вместе с высокими технологиями.
- Можем ли мы рассчитывать на внешнюю помощь, если миграционный кризис из точки Беларусь-Польша переместится в точку Украина-Беларусь?
– Мы всегда можем рассчитывать только на собственные силы.
Хотя сегодня есть определенное отличие. Впервые за всю историю этой войны иностранная страна, а именно Великобритания в конце прошлой недели заявила о готовности направить 600 спецназовцев в Украину. Это очень важный психологический элемент, который может привести к антипутинской коалиции в будущем и фактически начать совместные действия с такими странами, которые будут готовы это делать, потому что, к сожалению, Путину удалось внести очень много раздора в НАТО.
Мы знаем, что при Трампе Вашингтон с Анкарой фактически поссорились, а сейчас Северный поток-2 развел Германию и Соединенные Штаты в этой ситуации. Поэтому фактически нужны новые усилия для того, чтобы готовиться.
Украина, являющаяся форпостом западного мира, должна требовать большего внимания, большей помощи и беспощадно критиковать те вещи, которые звучали из Германии о том, что "недопустимо использовать Байрактары" или о том, что "Германия не хочет нам поставлять летальное оружие" - поэтому что она продалась фактически за бизнес с Россией. В этой ситуации Германия выступает уже не украинским партнером, а наблюдателем этой ситуации.
Поэтому все это мы должны учитывать, но рассчитывать только на себя.