Узнав о наступлении ВСУ, русские думали только об одном - боец "Легиона Свободы"

Валентин Дебелый об обстановке в Изюме и его окрестностях

Валентин Дебелый Фото: Facebook / Валентин Дебелый

В Харьковской области продолжается операция по освобождению области от российских оккупантов. Сейчас идут точечные бои вдоль реки Оскол. В недавно освобожденном Изюме до сих пор обнаруживают захватчиков, которые не успели убежать из Украины. Кроме того, находят огромное количество техники, боеприпасов и мин, поэтому людям туда возвращаться пока опасно.

Как живет освобожденный Изюм после полугода оккупации, какие настроения царят среди местного населения и сколько еще будет продолжаться зачистка - в эфире Апостроф TV рассказал боец "Легиона Свободы" ВАЛЕНТИН ДЕБЕЛЫЙ.

– Какая оперативная обстановка в Харьковской области по состоянию на утро 20 сентября?

– Сейчас враг отошел за реку Оскол и пытается там закрепиться. Мы контролируем ситуацию в освобожденных селах, освобожденных городах. Бои сейчас проходят в основном возле Лимана и есть точечные бои вдоль всей реки Оскол.

Что касается успехов, то в последние дни были заняты окрестности сел Яровая, Студенок и, возможно, ближе к Александровке. В этих местах идут бои. Следует отметить, что освобожденная территория очень сильно заминирована. Находим как противопехотные мины, так и мины, направленные на более тяжелую технику. На всех освобожденных территориях мы находили большое количество боекомплектов и техники, оставленных после себя оккупантами. Иногда эти цифры доходят и до 200 единиц техники. Больше всего оккупанты оставили в Балаклее. Но и в Изюме, в Купянске, в окрестностях тоже находим очень много оставленных боекомплектов и тех или иных боевых машин.

Местное население сейчас находится в деморализованном состоянии после почти полугода оккупации. Однако все очень рады приходу Вооруженных Сил. Понемногу начинается восстановление жизни. К примеру, в Изюме сейчас находится, по разным оценкам, от 12 до 15 тысяч человек, хотя до войны население составляло около 45 тысяч. Но потихоньку люди возвращаются в свои дома, если конечно эти дома сохранились. Многие дома разрушены, и возвращаться кое-где просто некуда.

Было зафиксировано много жертв среди местного населения, были найдены камеры пыток в частных домах, где оккупанты проводили свои допросы. Много жертв в Изюме эксгумированы, около 400 тел. И такая ситуация повсюду, эксгумация продолжается.

Относительно техники, наш батальон "Легион Свободы" один из первых зашел в город Изюм. Воочию видели десятки танков, БМП, БТР и артиллерию, которые стояли полностью в нормальном состоянии, готовы к использованию.

– Это свидетельствует о том, что оккупанты бежали и бросали технику?

– Я почти уверен в том, что они не ожидали такого нападения. Они не ожидали, что Украина может не только вести оборону, но и активно наступать, выполняя маневры. Я уверен, что они были в шоке, и понимали, что у них очень немного времени, чтобы не попасть в ловушку. Поэтому они очень быстро убегали, оставляя технику. Это свидетельствует о том, что единственное, о чем они думали – сохранить свою жизнь.

– Как встречали вас в Изюме жители, не боялись ли они? Ведь россияне запугивали местных жителей, мол, бойцы спецподразделения "Кракен" придут и расстреляют вас, потому что вы нам помогали.

– Моральное состояние у местного населения на довольно низком уровне. Да, они были очень запуганы, поскольку пол года они жили под гнетом оккупантов, не выходили из подвалов. Но когда начинаешь разговаривать с местными жителями, то буквально через несколько минут они понимают, что наконец-то все хорошо.

Местные люди очень положительно воспринимали всех бойцов Вооруженных сил Украины, поскольку понимали, что наконец-то этот ужас закончился, и мы именно те люди, которые будут обеспечивать их мирную и спокойную жизнь в их родных городах.

- Знакомы ли вам случаи, когда оккупанты или коллаборанты переодевались в гражданское, чтобы их не нашли? В Изюме еще находят предателей или скрывшихся где-то бойцов?

– Да, действительно, этот процесс продолжается. Сейчас в течение около двух недель планируется основное разминирование территорий. По посадкам, по лесам осталось много блиндажей, окопов и позиций, которые еще нужно прочесать. Было огромное количество случаев, когда находили остатки российской армии. Иногда они просто сдавались, иногда пытались вступать в бой, но безрезультатно.

Да, было очень много случаев, когда они пытались выдавать себя за местных жителей. Слишком рано, пожалуй, еще всем возвращаться в родные дома, поскольку этот процесс продолжается. Но я уверен, что в ближайшие недели будут найдены все оккупанты. Регион будет полностью зачищен. Хотя можно сказать, что во время отступления, по разной информации, некоторые подразделения русской армии потеряли от 50 до 90% личного состава. Это свидетельствует о том, что их было очень большое количество, а так же о том, что очень большое количество навсегда останется здесь, в плодородной украинской земле.

Читайте также

Мобилизация должна быть с 18 лет – герой Украины Виталий Литвин

Герой Украины Виталий Литвин - откровенно об украинской армии, мобилизации, мотивации и 10 годах на войне

"Резерв" минус: почему масса украинцев мгновенно оказалась в розыске ТЦК

Украинцы столкнулись с массой проблем, установив себе приложение Резерв+ - от некорректных данных до объявления в розыск

Смогут повторить? Будет ли наступление россиян на Сумщину

Россияне не смогут продвинуться далеко, так как не имеют на Сумском направлении достаточно сил