Вопрос передачи Украине авиации уже несколько недель светится на первых полосах мировых и украинских СМИ. По итогам девятого заседания в формате "Рамштайн" объявлений о передаче самолетов не было. Запад аргументирует это разными причинами – от логистики до подготовки пилотов. На этом фоне довольно тревожными выглядят заявления о том, что россия накапливает боевую авиацию у границ Украины в преддверии нового масштабного наступления.
Что препятствует предоставлению Украине современной авиации, сколько будет продолжаться подготовка пилотов и технического состава перед работой с западными самолетами и есть ли у Украины средства, которые можно противопоставить врагу в случае масштабного применения самолетов в новом наступлении? Ответы на эти вопросы в эфире Апостроф TV дал эксперт по авиации ВАЛЕРИЙ РОМАНЕНКО.
– Насколько аргументированы сейчас те причины, которые называют во время переговоров о предоставлении Украине новейшей авиации - об обучении, об обслуживании. Неужели настолько большие препятствия, чтобы затянуть передачу самолетов? Можем ли мы услышать оптимистические новости?
- Нет, сейчас мы не услышим никаких оптимистичных новостей о предоставлении самолетов, здесь ситуация очевидна. Аргументы это хорошо, но причины в целом финансовые.
Читайте: Украина может получить истребители F-16 от США, но есть условия
– В чем они проявляются?
– Каждый раз мы получаем огромное количество боеприпасов и боевой техники. Одновременно предоставить танки, боеприпасы, бронетранспортеры, да еще и самолеты – это нереально, понимаете. На Западе деньги считают. Дать самолеты – это, кроме стандартного миллиарда или двух миллиардов, добавить еще два миллиарда. Потому пока либо танки, либо самолеты. Будут какие-то резкие изменения – получим самолеты, а пока сами виноваты. Мы удачно воюем без самолетов, поэтому зачем нам самолеты? Приблизительно такая логика.
– А что мешает договориться на перспективу и научить людей, пока идут эти переговоры?
– Вы сами понимаете, кто дает самолеты, и кто движущая сила. А зачем сейчас Байдену моментальная победа Украины? У него выборы когда? В следующем году. Вот примерно тогда и будут феерические победы и окончание войны. Если в этом году, то любой политический скандал разрушит все достижения. Все это прагматично, и мы не должны считать, что американские лидеры должны любить Украину больше, а интересы Украины ставить выше интересов своей страны. То есть вопрос с подготовкой летного состава будет решен гораздо быстрее, чем вопрос предоставления самолетов.
В Британии, например, еще до следующего "Рамштайна" начнутся учения на тренировочных самолетах. Потому что программа обучения даже на F-16 предусматривает… Все те, кто закупает сейчас самолеты, а это, например, Словакия, Болгария – это предполагает поэтапный процесс подготовки. Первый учебный самолет, затем второй учебный самолет и только после этого – двухместный учебно-боевой вариант F-16.
То есть подготовка нашего летного состава начнется с тренировочных самолетов. Другое дело – наземный персонал, который будет готовиться. Он будет готовиться сразу на тренировочных базах США, но там срок подготовки сопоставим с подготовкой летчиков на боевой тип. Так что успеем и так, и эдак.
Ну и нужно не забывать, что нам еще предстоит подготовить достаточное количество аэродромов, из которых эти самолеты будут способны эффективно работать. Не с половинной боевой нагрузкой из-за слабого шасси, а с нормальной боевой нагрузкой, с полной номенклатурой вооружений, которые можно использовать на этих самолетах.
– А самолеты советского образца, которые знакомы нашим пилотам? Могут ли быть достигнуты договоренности по передаче такой техники?
– Да. Ни словаки, ни поляки не отказывались передать нам МиГ-29. Но они немного количественно улучшат ситуацию в наших Воздушных силах, но качественно – никоим образом. Эти самолеты немножко старые, словацкие вообще должны быть списаны в 2024 году, то есть они "долетают". Словацких боеспособных самолетов аж четыре. Гораздо больше польских самолетов, но и у словацких, и у польских все приборы проградуированы в милях, узлах, футах. Сами понимаем, что мы не сможем так, что пришел самолет и завтра мы его используем. Это месяц-два летчикам нужно, чтобы привыкнуть именно к этим типам, которые есть сегодня – на МиГ-29. Но МиГ-29, скажем так, по своим лётно-тактическим характеристикам очень уступает современным российским истребителям.
- Что касается тех же F-16, то они вообще не знакомы нашим пилотам? Они их видели? Я так понимаю, там с нуля нужно учиться, и это тоже время, если на знакомой технике нужно месяц-два привыкнуть?
- На знакомой технике нужно просто привыкнуть к несколько другим приборам, к многофункциональным дисплеям, которых у МиГ-29 два вместо одного. Там еще добавлен экран тактической обстановки.
F-16 вообще нам не знаком. Немного знаком миргородцам, немножко знаком летчикам из Староконстантинова. Но как знакомы летчики с этими машинами? Они посидели в кабинах, выполнили один-два вылета во второй кабине совместно с американским инструктором. То есть немного подержались за рычаги управления. Фактически вся эта подготовка должна начинаться с нуля, и, как я отмечал, будет начинаться с тренировочного самолета, на котором наших летчиков приспособят к единицам, в которых измеряются параметры полетов на обычных НАТОвских самолетах. Еще раз: футы, милые, узлы, а не километры, км/ч.
- Здесь вопрос не только в пилотах, техников тоже нужно учить. Это тоже время и человеческий ресурс.
– Даже на МиГ-29, которые передадут поляки и словаки, если они передадут их сейчас, все равно достаточно долгое время техническому составу придется эти самолеты осваивать. Почему? Они по своему оборудованию отличаются от наших машин. Двигатели те же, планеры те же, но вот бортовые системы немного отличаются. Там другая навигационная система, там другие системы связи. Наши тоже приспособлены к использованию антирадарных ракет, а польские и словацкие самолеты – там с этим будет немного проще. Но все равно нужно изучить материальную часть, как говорится. Для грамотной эксплуатации нужно знать все характеристики самолета, когда и какие узлы нужно заменять. Освоение самолетов – это достаточно сложный процесс, даже для того типа, что у нас есть.
- Что касается F-16. США предоставили фактически разрешение другим странам передавать свои самолеты Украине. Можем ли мы ожидать передачи самолетов если не от США, то от других государств?
- А предоставили ли они разрешение использовать эти самолеты, так сказать, в полной мере? Не будет ли так, что наиболее секретное оборудование будет с них снято с этих самолетов и они окажутся немного лучше наших МиГ-29? Штаты это сказали на словах, а как там процесс идет – неизвестно. Надо ждать. Сейчас делать выводы, что мы получим F-16 от Нидерландов или других стран - пока рано. Поляки сказали, что у них их мало.
У нидерландцев другие препятствия, им нужно привести эти самолеты в боеспособное состояние. Они сначала хотели передать их коммерческой фирме, чтобы она занялась их продажей. Та же Румыния хотела купить их. Они не просто передаются, для других стран они продаются. Сейчас самолеты в Нидерландах, чтобы их вернули в боеспособное состояние. Но это всего 11 самолетов. То есть там тоже не простая процедура. Но если начать подготовку пилотов, то к моменту, когда потребуется садиться на двухместные учебно-боевые версии, эти самолеты будут готовы.
– В россии вчера заметили активность самолетов "судного дня". Четыре борта, среди которых Ту-214 ОН и Ту-154, взлетели с аэродрома "Чкаловский" в направлении Архангельска, но затем вернулись назад. Вероятно, это были демонстрационные вылеты, посвященные встрече в формате "Рамштайн". Они действительно могут поднимать эти самолеты для психологического эффекта или они их готовят к чему-то?
– Самые интересные самолеты вы не упомянули. Это Ту-214 ПУ. Воздушные командные пункты и системы коммуникации. Это самолеты ПУ СБУС – специальная модель пассажирского самолета. Их, собственно, и называют самолетами "судного дня", потому что это самолеты управления всеми родами войск и некоторыми гражданскими системами из воздуха.
Что означает подъем этих самолетов? Может, это простое обучение? Эти самолеты не входят в состав воздушных сил. Эти подразделения подчинены непосредственно министерству обороны, генштабу российских вооруженных сил. Эти самолеты предназначены для того, чтобы в случае полномасштабного конфликта поднять в воздух высшее руководство рф, и уже с воздуха безопасно управлять боевыми действиями войск. То, что их подняли одновременно, может быть какая-то процедура, некий элемент проверки состояния этих самолетов, потому что воздушных командных пунктов у россиян всего два и подняли оба. Это самолеты именно минобороны, потому что у путина есть собственный - он использует Ил. А то, что подняли самолет-разведчик, это чисто тренировочный вариант, потому что он никуда не летал. Ту-154 как были пассажирскими, так и остаются. Они просто для перевозки личного состава и командного состава в отдаленные пункты дислокации.
- Почему их называют самолетами "судного дня", это как-то связано с использованием ядерного оружия?
- Да, конечно. Если это самолеты управления боевыми действиями войск, то с них могут подаваться команды. Они оборудованы специальными системами связи, в частности спутниковой связи – эти два самолета ПУ СБУС. Это расшифровывается как "пункт управления специальный бортовой узел связи". Они способны управлять всеми родами войск из воздуха. Командование через операторов способно управлять как ядерными силами, так и военно-морским флотом, надводными кораблями, потому что для связи с подводными лодками нужно поднимать другие самолеты. Поэтому их называют самолетами "судного дня". Их задействуют только тогда, когда возникает угроза крупномасштабного конфликта.
– Мы видим, что там один самолет семь лет не летал, с другим тоже были конфликты. Что вы можете сказать о техническом состоянии этих самолетов?
– Если это ПУ СБУС, то их вообще два и они выпуска 2017 года. То есть они не могли не летать семь лет. Может, если был большой перерыв, то их и подняли в воздух для проверки их состояния. Проверка их состояния во время войны – сами понимаете, это еще и намек для НАТО и США, что они готовы к крупномасштабному конфликту и проверяют готовность. Плюс это произошло перед "Рамштайном".
- Должен ли быть какой-нибудь ответ на эти самолеты от других стран?
– Нет, это внутренние проблемы россии. Она решила проверить эти самолеты на способность летать – ну и пусть. Это намек на "Рамштайн", приуроченный к этой дате. Но какая-нибудь реакция на это была бы смешной. На Ту-154 вообще какая может быть реакция? Это пассажирский самолет. А вот на Ту-214 – ну подняли, и подняли, это их проблемы. Пусть полетают.
- Между тем, россия накапливает у границ с Украиной авиацию, которая может быть использована для поддержки их наступления, которое сейчас анонсируется многими экспертами. Сможем ли мы противопоставить что-нибудь, если враг все же решит сделать ставку в этом наступлении на какой-то удар с воздуха?
– В россии давно звучали такие лозунги, что надо бросать авиацию в бой, несмотря на потери. Если у них сейчас идут так называемые "мясные атаки", когда массой продавливают нашу оборону, то почему бы не попытаться самолетной массой продавить нашу противовоздушную оборону? Конечно, это приведет к безумным потерям, потому что мы получаем все новые и новые зенитно-ракетные комплексы.
Даже в рамках последнего "Рамштайна", если отойти от танковой темы, я бы его еще и противовоздушным назвал. Там было обнародовано получение SAMP/T – системы, подобной американским Patriot по параметрам. Французы подтвердили системы малого действия Crotale и передачу специализированных радаров от крупнейшего французского производителя высокотехнологичной продукции. Это тактические радары, специализированные на обнаружении крылатых ракет, коптеров, беспилотников, артиллерийских снарядов – всего, что угодно, летающего в воздухе на небольшой высоте. Хотя дальность обнаружения огромна – до 250 км.
И в случае, если россияне бросят авиацию в бой, то и потери будут огромные. Если до этого они не сильно усеивали обломками нашу землю, то если они бросят авиацию в бой, будут прорываться вглубь нашей территории. Тогда мы все будем собственными глазами видеть результаты их боевых действий, потому что к каждому сбитому самолету можно будет поехать, снять и показать картинку. Сами понимаете, какая это будет моральная поддержка, что российская авиация терпит потери. А они наверняка понесут потери, потому что ничего нового ни в тактике, ни в технике у них не появилось.