Соглашением об Ассоциации с ЕС Украина взяла на себя обязательство приблизить свое законодательство о конкуренции и практике его применения к европейским нормам. Поэтому еще в марте 2019 года европейские эксперты разработали сравнительно-правовой анализ Закона "О защите экономической конкуренции Украины", в котором перечислили все несоответствия и дали рекомендации по изменениям, разбив их внедрение на два этапа. Это был сигнал Украине, что здоровая конкуренция является предпосылкой роста экономики на основе инноваций, прозрачного рынка для привлечения инвестиций, но дело сдвинулось с места только летом 2023 года, когда Верховная Рада во исполнение первого этапа реформы приняла законопроект, усиливший значение АМКУ.
Рост роли АМКУ и приведение украинского антимонопольного законодательства к стандартам ЕС, безусловно будет стимулировать развитие конкуренции. Трансформации в сфере антимонопольной политики приведут к демонополизации многих отраслей и их быстрому развитию. Также это ускорит евроинтеграцию и приток инвестиций в нашу страну.
Одним из направлений, которое требует пристального внимания со стороны антимонопольных органов, является предотвращение искусственного создания монополий. Сегодня в результате полномасштабного российского вторжения Украина должна осуществлять блокировку и национализацию активов людей и компаний, связанных со страной-агрессором. Это, безусловно, правильный путь очищения от наследия периода геополитической неопределенности и печально известной "многовекторности".
Впрочем, национализация активов сейчас создает вызовы, над которыми государство должно задуматься как можно быстрее и разработать инструментарий, который поможет избежать ловушки монополизации, вызванной хоть патриотическими, но недальновидными действиями. Примеров тому, к сожалению, уже достаточно.
Читайте также: Эксперт призвал АМКУ не допустить согласования смены собственности российской компании "Брокард"
К примеру, производителя стройматериалов "Аэрок" из Обухова Киевской области, который имел российского владельца, отдали в распоряжение его прямого конкурента - фирмы "Харьковские стройматериалы".
Прямо сейчас пытаются принудительно объединить производителя воды "Моршинская" (компания IDS Ukraine) с его ближайшим конкурентом ООО "Карпатские минеральные воды". При этом АРМА хочет отдать в управление IDS Ukraine, имеющую долю рынка около 40%, компании с долей до 10%, что создает большую угрозу появлению монопольного производителя питьевой воды.
Еще одна монополия сохраняется вопреки многолетним рекомендациям европейских партнеров о демонополизации рынка доставки газа. Облгазы, которые ранее контролировал беглый олигарх Дмитрий Фирташ, перешли управляющему в лице Государственной акционерной компании "Черноморнефтегаз", что создало еще большую монополию на рынке. А стандарты энергорынка ЕС не разрешают концентрации в одних руках добычи, доставки и продажи газа.
Так что национализация облгазов Фирташа была уникальной возможностью сделать первые шаги в демонополизации рынка газа в Украине, но сеть из 26 облгазов, сконцентрированная снова в одних руках, совсем не соответствует европейским практикам конкуренции. В конце концов, 226 обещанных миллионов гривен отчислений в год за управление облгазами — не та цена, ради которой Украина должна подвергаться риску торможения евроинтеграционного процесса.
Мы часто слышим, что Украина внедряет европейские правила конкуренции, но иногда по этим словам отсутствует суть явления. Европейские правила считают монополией компанию с долей рынка более 39,7%, а к компаниям с рыночными долями более 20% приковано особое внимание антимонопольных органов. Действительно ли Украина движется по европейскому пути, когда рынок в последние годы находится под угрозой создания искусственных монополий с рыночными долями 50% или больше?
Есть надежда, что на все эти нюансы государство в лице обновленного АМКУ обратит внимание и на применение европейских практик конкуренции в Украине наконец-то приобретет практическое содержание.
Конкуренция стимулирует развитие меньших производителей и других участников рынка, в частности, международные компании. Потенциальные инвесторы в экономику Украины ожидают положительных сигналов, что государство не будет осуществлять под прикрытием политики национализации активов враждебной страны нерыночное административное перераспределение рынка руками чиновников.
Украина и ее руководители должны понимать значимость соответствия наших практик стандартам ЕС, чтобы не закладывать мины под будущую евроинтеграцию Украины. А будущая приватизация конфискованных активов, которые могут представлять большую инвестиционную ценность, будет проводиться прозрачно, с учетом рисков монополизации. В это время изъятые у врага компании станут каналом № 1 для получения доходов государством и привлечения инвестиций на послевоенное восстановление.
Читайте: Игра вдвоем: как можно прекратить сговоры бизнеса на аукционах по недрам