Автомобили подскочат в цене? Депутаты придумали улучшение для украинцев

Власти надеются на миллиардные налоговые поступления

Власть хочет перевести торговлю подержанными автомобилями в специальные салоны Фото: pixabay.com

В Украине хотят сделать торговлю подержанными автомобилями более цивилизованной. Предполагается, что такие машины будут реализовываться через автосалоны, которые, в свою очередь, должны будут платить с соответствующих продаж налоги. "Апостроф" выяснял, насколько жизнеспособной является эта инициатива, и подорожают ли в результате автомобили.

Рынок вырастет вдвое

Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №9083, цель которого – облегчить для специализированных предприятий торговлю подержанными автомобилями. Суть документа в том, что он позволит таким предприятиям приобретать автомобили не как транспортные средства, а как товар, который подлежит продаже, и это должно упростить бюрократические процедуры, связанные с такими операциями.

"На сегодня автосалон может выкупить автомобиль только как транспортное средство, — пояснил в комментарии для "Апострофа" глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. - Это влечет за собой обязанность зарегистрировать его в ТЦК, а также в главном сервисном центре МВД. А потом, когда на авто находится покупатель, нужно снова снять его с учета и оформить на нового собственника".

По словам эксперта, все эти бюрократические процедуры достаточно обременительны, требуют времени и стоят денег. И поэтому почти все предприятия, которые занимаются перепродажей автомобилей, не выкупают машины официально, а используют "схемы", позволяющие избежать лишних хлопот. В основном они берут у продавца генеральную доверенность на авто, которая дает право продать автомобиль от имени владельца, или выкупают его на имя физического лица, как правило, кого-то из сотрудников фирмы.

Читайте: Владельцам авто могут выписать штраф из-за цвета машины: как избежать наказания

Сложность процедур регистрации приводит к тому, что на рынке подержанных автомобилей в Украине почти не присутствуют специализированные предприятия, и практически все машины продаются из рук в руки физическими лицами. По крайней мере, так выходит по документам, поскольку даже если автодилер и занимается перепродажей, он официально среди участников сделки не значится. Соответственно, автотрейдеры не платят налоги с этих операций.

Между тем, налогообложение продаж автомобилей на вторичном рынке могло бы стать довольно значительной статьей налоговых поступлений и поддержать национальный бюджет в то время, когда международная финансовая помощь Украине сокращается.

"В условиях войны поступления в государственный бюджет Украины от автомобильного рынка стали вторыми по величине после поступлений от бизнеса, связанного с торговлей нефтепродуктами, — написала в своем телеграмм-канале народный депутат Ирина Геращенко. - А объемы торговли подержанными авто как минимум в 18 раз превосходят продажу новых. При этом в 97,8% случаев покупателями были физические лица".

В прошлом году рынок подержанных автомобилей сильно просел, однако в нынешнем он демонстрирует стремительный рост. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что если в прошлом году в Украине было продано 780 тысяч автомобилей, то в нынешнем году продажи ожидаются почти вдвое больше — на уровне 1,5 миллиона. И, конечно, государство было бы не прочь получить от этих операций налоги. По словам главы комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, от продажи автомобиля "в белую" государство получает в среднем 19,8 тысячи гривен, тогда как от продажи "в черную" - ничего.

Предполагается, что в случае вступления в силу нового закона автодилеры получат возможность показывать свои операции по купле-продаже подержанных автомобилей в официальной бухгалтерской отчетности и уплачивать с них налоги. И это могут быть значительные суммы.

Конечно, получить в этом году налоги с продажи 1,5 миллиона автомобилей не получится, да и вряд ли машины будут продавать исключительно через автосалоны. Поэтому возьмем для расчетов более реалистичную цифру – 500 тысяч. Если налоговые поступления от продажи одного автомобиля составляют около 20 тысяч гривен, получим в общей сложности 10 миллиардов гривен потенциальных доходов бюджета.

Кто заплатит

Тем временем, пока власти подсчитывают будущие прибыли, главный вопрос, который волнует владельцев и покупателей автомобилей, состоит в том, за чей счет будет пополняться бюджет, и как это в конечном счете отразится на стоимости автомобилей.

"Вероятно, цены на авто в салонах будут несколько выше, чем у перекупщиков или частных лиц" , - сказал в разговоре с "Апострофом" директор информационно-аналитической группы AUTO-Consulting Олег Омельницкий.

Впрочем, по его словам, от салонов можно будет ожидать более качественного сервиса.

"В салоне покупатель будет знать, что авто проверено на предмет того, что оно не находится в угоне, что он сможет безопасно его испытать, и что ему предоставят определенные гарантии подготовки его к продаже. А расчет можно будет осуществить через банк", - объясняет эксперт. .

В свою очередь, Олег Назаренко считает, что роста цен на вторичном рынке авто не должно произойти.

"Данный закон не запрещает гражданам продавать автомобили из рук в руки или пользоваться услугами перекупщиков, как они это делают сейчас, он только позволяет автодилерам также присоединиться к этому рынку, - объясняет эксперт. - И понятно, что если салоны будут предлагать машины дороже, чем перекупщики, то покупатели к ним просто не придут. Так что вряд ли дилерам удастся повысить цены".

Поэтому сейчас очень сложно спрогнозировать, насколько популярной станет в Украине идея продавать и покупать подержанные автомобили через специализированные салоны. Тем более что за несколько десятилетий в стране были налажены действенные механизмы соответствующей торговли.

Кроме того, украинцы с подозрением относятся к подобным инициативам власти.

"Этот закон лоббируют автодилеры и импортеры, которые всегда выступают против интересов людей, - тех, кто хочет приобрести в Украине доступные авто, - заявил "Апострофу" адвокат общественной организации "Авто Евро Сила" Иван Казачук. - Поэтому вряд ли этот закон направлен на то, чтобы предоставить этим людям дополнительные возможности удовлетворить свои потребности".

Таким образом, вовсе не исключено, что украинцы продолжат по старинке продавать и покупать подержанные автомобили – из рук в руки, а государственный бюджет останется без миллиардных налоговых поступлений.

Читайте: В Украине с 1 мая обновили ПДД: о чем нужно знать водителям

Читайте также

Смогут повторить? Будет ли наступление россиян на Сумщину

Россияне не смогут продвинуться далеко, так как не имеют на Сумском направлении достаточно сил

Всем ли мужчинам нужен штрих-код ТЦК: разъяснение Минобороны

Кому с 18 мая обязательно нужно получить VIN-код в ТЦК - спикер Минобороны Украины Дмитрий Лазуткин объяснил для всех украинцев

Мобилизация осужденных: смогут ли воевать те, кто сидит по тюрьмам

Нардепы приняли закон о мобилизации осужденных - кто из зеков сможет воевать и на каких позициях