Виталий Моцный из Черкасщины на войне потерял обе нижние конечности. На Бахмутском направлении мина оккупантов разорвалась прямо в автомобиле, в котором мужчина возвращался с боевой задачи. Возможно, для кого-то такое тяжелое ранение стало бы поводом закрыться в себе, впрочем, Виталий не из таких, потому что не зря получил орден "За мужество" от президента. Встав на протезы, мужчина вернулся в армию и продолжает службу. Своей историей победы и стойкости военный поделился с "Апострофом".
О захвате оружием
До полномасштабного вторжения Виталий Моцный боевого опыта не имел, униформу не надевал. Экономист по образованию, работал в банке, а затем оставил финансы и открыл собственное дело.
В 2018 году почувствовал, что "большой" войны не избежать и стал интересоваться оружием.
"С 2018 года я начал увлекаться высокоточной стрельбой. Получил разрешение на оружие, постоянно тренировался. До этого я мало интересовался огнестрельным оружием, но потом почувствовал необходимость. Возможно, это генетическая память", - рассказывает военный.
Читайте: "Неожиданное" наступление: почему россияне смогли быстро подойти к Волчанску
О широкомасштабном вторжении Виталия известили испуганные родители. Не раздумывая, он пошел в военкомат. Впоследствии мобилизовался разведчиком в 118-ю отдельную бригаду ТрО.
Виталий Моцный, позывной "Техас"
"Если ты мыслишь трезво, ты оцениваешь риски и возможность того, что получишь тяжелое ранение, или погибнешь. Поэтому перед поездкой на фронт я максимально привел свои дела в порядок, для того, чтобы у родных в дальнейшем возникало меньше проблем", - объясняет боец. В армии мужчина получил небанальный позывной – "Техас", за свое увлечение огнестрельным оружием, легализованным для населения именно в этом американском штате.
А дальше был Донбасс и оборона Бахмута.
"На тот момент это направление было наиболее актуальным и наша рота там постоянно находилась, почти без выезда", - говорит военный.
Лето – начало осени 2022 года, когда "Техас" защищал Бахмут, город еще не превратился в руину, однако по словам мужчины, уже тогда россия начала "накачивать" это направление обученными военными и заключенными из ЧВК "Вагнер".
"Как бы нам не хотелось отмежеваться от России, но тот период, который мы прожили в одной стране, очень сильно повлиял на то, насколько мы в некоторых аспектах близки. Например, у нас есть достаточно мало обеспеченные подразделения, собранные из тех, кто и опыта нет и имеет проблемы со здоровьем, так же и у них есть такие же подразделения. Нам встречались российские подразделения, которым даже оружие не давали! Но были и подготовленные военные, и на тот период на Бахмутское направление уже активно начали заходить "вагнера. "Кроме того, их артиллерия плотно и четко работала", - объясняет он.
Виталий Моцный
Главной задачей разведгруппы Виталия было отслеживание живой силы и техники противника. Далее эти координаты передавались артиллеристам, которые уже превращали оккупантов в "хороших россиян". Во время одной из таких вылазок боец получил тяжелое ранение.
"В этот день у меня был выезд с аэроразведкой. Мы работали в окрестностях Бахмута. Выехали, провели разведку, обнаружили подразделения врага и когда уже возвращались назад, попали под плотный минометный обстрел. Мы ехали в автомобиле, скорость была километров 80 в час, и надо так, чтобы на полной скорости нам в кузов пикапа, где я находился с товарищем, залетела мина", - рассказывает мужчина.
Собрату повезло больше, а вот Виталий истекал кровью.
"Товарищ получил в основном осколочные ранения, но они возобновляемые. А вот со мной все было гораздо хуже: мина попала на уровне колен и разорвалась. Поэтому врачам почти нечего было спасать", - делится "Техас".
С огромным трудом группе Виталия удалось вырваться из-под обстрела.
"На подбитом пикапе, с разорванным колесом и вырванными бортами автомобиля мы смогли доехать до Бахмута", - вспоминает он.
На протезах на службу
В больнице медикам пришлось провести мужчине высокую ампутацию нижних конечностей. Морально не сломиться после такой травмы Виталию помог здравый смысл и зрелое отношение к жизни.
"Я рассматривал вариант и настраивался на то, что даже если получу тяжелое ранение и буду иметь инвалидность, то буду максимально стараться, чтобы это минимально повлияло на мою жизнь. Поэтому когда я проснулся после операции, то пытался максимально отстраниться от мыслей о том, почему так произошло и могло ли быть иначе. То, что уже произошло, уже не изменить и от того, что ты будешь постоянно думать о травме, ничего не изменится", - уверяет военный.
Виталий Моцный
Стальным титаном духа мужчина себя не считает, однако нельзя отменить то, что боец смог настроить собственные мысли таким образом, чтобы не потерять себя и волю к жизни.
"Конечно, я погоревал, как, наверное, и каждый на моем месте, но я сразу начал формировать мнение, что я должен сделать для того, чтобы травма не слишком задела меня и не принесла проблем родным. Я пытался сам себя обеспечивать, а не вешаться на кого-то. Чем быстрее ты принимаешь такое решение, тем проще это психологически выдержать", - говорит "Техас".
С момента ранения прошло уже больше года, и по словам Виталия, он уже смог овладеть ходьбу на протезах. Единственное, что военный жалуется на доступность украинских городов, которые до сих пор не приспособлены для людей на протезах и колесных креслах.
"Если двойная ампутация, да еще и выше колен, то перемещаться очень сложно. Любой подъем, любой бордюр, это фактически серьезное препятствие. Даже государственные службы: пандусы вроде и оборудованы, есть какие-то подъемные механизмы, но больше половины из них сделаны для галочки", - рассказывает военный.
Виталий Сильный
Теперь Виталий Моцный уже вернулся на службу, заняв в родной бригаде должность инструктора по аэроразведке, хотя на войне был снайпером.
"Полноценно аэроразведкой я занялся уже после ранения. То есть когда я получил ранение, то понял, что снайпинг это уже абсолютно не достижимо для меня. Все-таки, это совсем другая подвижность, совсем другая философия движения. Соответственно, возник вопрос: чем заниматься дальше? А я сразу решил, что увольняться из армии не собираюсь и нужно было найти для себя какую-то нишу, в которой бы можно было бы работать. Этой нишей и стала аэроразведка", - подчеркнул военный.
Почему даже после тяжелого ранения не оставил силы обороны? Потому что очень хочет, чтобы страна изменилась.
"Мое стремление, чтобы хотя бы не мы, а наши дети, внуки жили как хотят, жили лучше, все же двигает мной", - резюмировал Виталий Сильный.
Получить помощь украинцам с инвалидностью можно на сайте организации EnableMe Ukraine. Вы можете задать вопросы эксперту и получить бесплатную помощь в сообществе EnableMe.