RU  UA  EN

суббота, 18 января
  • НБУ:USD 42.05
  • НБУ:EUR 43.10
НБУ:USD  42.05
Общество

"Сломаем мобилизацию, которая хоть как-то происходит?" Роспуск ТЦК – все за и против

ВСУ Фото: facebook.com/GeneralStaff.ua

В ВРУ предложили расформировать ТЦК и военнослужащих отправить на фронт. "Апостроф" поинтересовался мнением экспертов, насколько это реалистичная идея, какие проблемы такая реформа поможет решить и не создаст ли новых.

В ВРУ год работала ВСК по расследованию возможных фактов нарушения прав военнослужащих. По результатам работы депутаты предложили расформировать ТЦК и создать из их работников более 10 бригад для выполнения боевых задач на фронте. Об этом в эфире одного из телеканалов рассказала народный депутат Юлия Яцик.

“Предложили в своем отчете расформировать ТЦК как орган и создать – этим сейчас занимается Минобороны – такие рекрутинговые центры из числа в том числе гражданских лиц. Более того, работники-военнослужащие из терцентров комплектования военнослужащих являются военнослужащими, которые могут эффективно выполнять свои задачи в зоне боевых действий, например. Из числа военнослужащих ТЦК можно создать более 10 полноценных бригад”, - сказала она.

Как рассказал представитель Министерства обороны Дмитрий Лазуткин в эфире телемарафона, в территориальных центрах комплектования и социальной поддержки работает 36 тысяч человек, из которых почти 7 тысяч — гражданские, также среди военных, работающих в ТЦК, ограничено пригодные, а еще около 3 тысяч - женщины. То есть, теоретически можно мобилизовать около 26 тысяч. Исходя из того, что средняя бригады – 1000 – 8000 человек, можно сформировать до шести бригад. Но это только математика. А как будет на практике? И вообще почему Украина встала перед вопросом реформы ТЦК.

Правительство, медиа, коррупция: почему возникли проблемы с мобилизацией

Так называемой реформой военкоматов в Украине занимались еще до полномасштабного вторжения. В 2021 году Верховная Рада поддержала законопроект, согласно которому военные комиссариаты переименовали в "территориальные центры комплектования и социальной поддержки". “Настал конец эры военкоматов. Вместо них в Украине будут действовать территориальные центры комплектования в соответствии с административно-территориальным устройством государства. В случае обострения ситуации на доукомплектование воинских частей теперь отведены считанные дни, что отвечает требованиям Стратегии военной безопасности Украины относительно всеобъемлющей обороны. Создан Единый государственный реестр военнообязанных и начаты проекты по цифровизации процессов военного учета: Е-регистрация, Е-военный билет, Е-транспорт, Е-ТЦК”, – заявил тогдашний министр обороны Андрей Таран.

Однако, по сути, реформа военкоматов ничего, кроме названия, не изменила. «Мы уже от военкомата переходили на ТЦК. Изменилась ли ситуация? Улучшилось намного? Нет. Почему? Во-первых, потому что этим занимаются только вооруженные силы, а это не верно. Функция мобилизации – это государственная функция. А произошло так, что Кабинет Министров всю функцию перевел в Министерство обороны. Во время войны это заблуждение. Министерство обороны, понимая, что это очень тяжелое дело и ответственность, перевело это на Генштаб. В Генеральном штабе ВСУ тоже понимают, что такое мобилизация и какова военно-политическая ответственность. Они перевели это на Сухопутные войска, наибольшие по количеству военнослужащих. Это ни в какие ворота не лезет”, - говорит “Апострофу” заместитель начальника Генерального штаба ВС Украины (2006-2010) Игорь Романенко.

Главнокомандующий Вооруженными силами Украины не может одновременно воевать и организовывать мобилизацию. Должна быть ответственность Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами и правительством, убежден собеседник издания. Если в начале полномасштабного вторжения на волне патриотизма под ТЦК выстраивались очереди добровольцев, то за последние годы ситуация изменилась. И не в последнюю очередь из-за отсутствия ответственности за действия ТЦК и перекос в освещении СМИ "произвол" работников ТЦК и услуг адвокатов для уклонян, отмечает он.

“Согласно действующему законодательству, военнообязанные должны уточнить учетные данные. Люди, которые этого не делают, являются нарушителями нашего законодательства, особенно во время военного положения, во время ведения широкомасштабной войны. И когда соответствующие органы задерживают нарушителей, масс-медиа и общество, по большому счету, настроены на то, что это плохо и надо этому противодействовать, - рассказывает Романенко. - Задержание – очень сложный процесс. Должна полиция в этом принимать участие, кроме ТЦК… Должен быть главный, несущий ответственность”.

Кроме того, во время войны принципиально, чтобы антикоррупционные структуры работали на опережение, чтобы предупредить взяточничество и ТЦК, и МСЭК, и пограничников – всех стейкхолдеров уклонения.

В то же время Украине следует пересмотреть призывной возраст в сторону снижения. Широкомасштабная война, а средний возраст ВСУ держат на уровне 43 лет, при чем два года назад было 42. Мы сможем на таком подходе осуществить комплектование хотя бы тех наших бригад, которые ведут боевые действия на линии столкновения? Безусловно, нет. А мы видим на фронте второй год ВС РФ проводят стратегическую наступательную операцию, в ходе которой последовательно с разными темпами завоевывают наши земли, увлекают и убивают наших людей. Мы не можем это остановить, и потому что так нам помогают союзники, но в первую очередь мы защищаем себя, государство и нацию, мы должны сами показывать образец отношения к вопросам безопасности», - отмечает эксзамначальника Генштаба ВСУ.

Таким образом, правильная реформа не задала бы вопрос о расформировании ТЦК.

ТЦК: оставить нельзя расформировать

Реформа ТЦК должна продолжиться, говорит Апострофу военный эксперт Олег Жданов. “ТЦК нужно расформировать. Их нужно вывести из состава Сухопутных войск и передать Министерству обороны, сделать организацию гражданской полностью. Оставить там начальника ТЦК военного, можно еще начальников отделов комплектования тоже оставить военные должности, остальной стопроцентный личный состав - это должны быть гражданские работники”, - считает он.

Делать это нужно параллельно с рекрутинговой кампанией. Там, где рекрутинговая кампания в каком-то административном регионе начинает перебирать на себя основную функцию комплектования, там ТЦК постепенно расформовываются. А освободившихся военнослужащих, пожалуйста, они же военнослужащие Сухопутных войск ВСУ. Пожалуйста, комплектуйте ими воинские части”, – объяснил Жданов.

Однако не все согласны с таким мнением. Как известно, военный рекрутинг в условиях всеобщей мобилизации является формой добровольной мобилизации с возможностью избрать военную специальность. Как писал ранее "Апостроф", рекрутинг не справляется с задачей пополнения бригад пехотой.

“Рекрутинговые центры не решат вопрос мобилизации. Потому что в масштабах государства рекрутинг упрощает процесс мобилизации, но не заменяет его. Не получится уехать только на положительной мотивации, ведь еще ни одна большая война не была только на добровольцах. Два процесса - рекрутинг и мобилизация - должны быть интегрированы в единую систему, и только тогда можно говорить об эффективности”, - считает заместитель командира 3-й ОШБР Максим Жорин.

Заменить рекрутинговыми центрами ТЦК невозможно, считает глава подкомитета комитета Верховной Рады Украины по национальной безопасности, обороне и разведке Александр Федиенко. “Это нереально и не нужно, – говорит он “Апострофу”. - Потому что рекрутинг – это рекрутинг, ТЦК – это ТЦК. Рекрутинг занимается рекрутированием военнообязанных в конкретные военные формирования. Военное формирование формирует рекрутинговую команду и рекрутирует туда… а ТЦК – это общенациональная государственная история, которая формирует не только мобилизацию, но и должна формировать и общую политику обучения военнообязанных и т.д.”.

Идея отправить военнослужащих ТЦК на фронт, по мнению нардепа, тоже оторвана от реалий. В ТЦК пришло большое количество военнослужащих после войны. То есть они уже ограниченно пригодны, – рассказывает Федиенко. - Большая часть – это сержанты, офицеры, не имеющие признаков инвалидности, прошли войну, другая часть – это служащие, как правило, женщины. Я там гражданских мужчин не встречал вообще. Давайте на фоне популизма, раздувающего непонятно кто, сломаем всю мобилизацию, которая как-то происходит”.

Чтобы наладить процессы, нужно не расформовывать ТЦК, а решать проблемы, которые объективно делают мобилизацию несправедливой в глазах граждан. Выносить реальные приговоры за коррупцию и беззаконие в этой сфере, давать честные врачебные выводы, принимать решения, доказывающие, что война касается всех – прежде всего, чего ожидает общество от власти. Без этого градус ненависти к ТЦК будет оставаться высоким, а мобилизованные будут восприниматься как бедняги, которым не удалось иметь связи и деньги. Да не выиграть войну.

Читайте также

Новини партнерів