В феврале исполняется ровно три года с тех пор, как Верховная Рада ликвидировала Управление по борьбе с организованной преступностью в структуре МВД. А на днях в руководстве Нацполиции заявили, что до конца года будет сформировано новое подразделение по противодействию организованным преступным группировкам. Правда, название у него будет другое – Департамент стратегических разработок и анализа. Зачем правоохранители реанимируют старую структуру под новой вывеской, что из этого получится и что об этом думает легендарный украинский силовик Валерий Кур, узнал "Апостроф".
Ненавидимая элита
Три года назад ликвидацию УБОПа парламентарии и реформаторы от МВД преподносили как однозначную победу, мол, управление давно скомпрометировало себя и вместо того, чтобы вести борьбу с ОПГ, само стало частью преступного мира.
"В процентном соотношении именно эти сотрудники вместе с УБЭПом давали наиболее высокий уровень внутренней преступности в милиции, чем та же патрульная служба, которая была наиболее многочисленной", - говорит "Апострофу" директор Центра исследований правоохранительной деятельности Олег Мартыненко.
"После 2000 года, реально подавив организованную преступность, они стали потихоньку переходить на борьбу с экономическими преступлениями и превратились в тех людей, которые непосредственно сами стали лидерами преступного сообщества. Поэтому такую структуру нужно было ликвидировать", - заявлял в декабре прошлого года в интервью СМИ первый замглавы Нацполиции Вячеслав Аброськин.
"После 2013 года перед государством стояла задача – пересмотреть концепцию борьбы со всеми видами преступности, а борьбу с рынком, имеется в виду – с бизнесом, предпринимателями, закончить. С этой точки зрения задумано было правильно, - рассказывает "Апострофу" о причинах ликвидации УБОПа легендарный экс-руководитель Управления криминальной разведки ГУБОП МВД Украины Валерий Кур, – В глазах украинцев милиция, в том числе одно из ее самых элитных подразделений – УБОП, зарекомендовали себя с отвратительной стороны не только во времена правления Януковича, а гораздо раньше. У народа ликвидация УБОПов не вызывала никакого осуждения, а наоборот: мол, менты поганые, служили семье Януковича и натворили кучу бед. С этим можно согласиться. В "элитных" подразделениях МВД, в той же "Кобре" (бывшее спецподразделение ГАИ, - "Апостроф") сформировалась система повышенной коррупции: там если уж брали, то по-крупному, а все низовые подразделения их не любили. Например, уголовный розыск ненавидел УБОП. Угрозыск выполнял всю черновую работу, отвечал за все преступления, от "мелочевки" до самых резонансных, а это огромный "вал" работы. А УБОП, с их точки зрения, "выбирал" то, что ему было выгодно. Конечно, УБОПы не любили все, даже в системе МВД, но стремились попасть в эти подразделения".
По словам Валерия Кура, новосозданные правоохранительные структуры после ликвидации УБОПа так и не смогли заработать в полную силу.
"Когда пришла новая власть, была практически уничтожена система борьбы с организованной преступностью, были созданы новые структуры, например, НАБУ. Но НАБУ не действует в полную силу, они заняты больше политическими разборками с властью, им просто не дают реальных полномочий и необходимого инструментария, - добавляет экс-силовик. – Профессионалы в МВД, конечно, обрадовались, что уголовный розыск после расформирования УБОПа как настоящая элитная служба займется наконец работой по профилю и покажет, на что способен. Но в реальности угрозыск стал второстепенной и ненужной службой. Социальный пакет не улучшили, нагрузку увеличили в сотни раз. Не только потому, что УБОПы убрали, но и потому, что после 2014 года катастрофически увеличился рост преступности. В итоге угрозыск, следствие и другие службы перестали справляться со своими обязанностями. Политическое руководство МВД начало понимать: что-то нужно делать, а что делать – неизвестно".
Более того, статистика роста преступности в стране просто не оставляет правоохранителям другого выбора, кроме как вернуться к старым методам работы. Так, в 2014 году в Украине, по данным ГПУ, было зарегистрировано 529 тысяч правонарушений, в 2015 году – уже 565 тысяч, в 2016-м – 592 тысячи. С увеличением роста преступности растет и количество ОПГ. Например, если в 2016 году правоохранители выявили 136 организованных групп и преступных организаций, то в 2017 году – уже 210. При этом львиная доля таких ОПГ действовала на территории Украины не 10-15 лет кряду. Большая часть таких ОПГ были сколочены в последние год-два, то есть после ликвидации УБОПа.
Поэтому спустя три года после упразднения УБОПа Вячеслав Аброськин вместе со своим шефом, главой Нацполиции Сергеем Князевым анонсировали набор сотрудников в новое подразделение по борьбе с оргпреступностью – Департамент стратегических разработок и анализа.
"Департамент будет заниматься противодействием общественно опасным организованным группам и преступным организациям, в частности криминальным авторитетам, которые имеют влияние на общественно важные сферы жизни", - отрапортовали в пресс-службе Нацполиции.
Предохранители от коррупции
Очевидно, что для того, чтобы навести порядок в стране, Украине действительно нужен орган, который эффективно сможет противостоять ОПГ. Но где гарантии, что история с УБОПом не повторится – и новый департамент не станет так хорошо работать под прикрытием, что в итоге начнет прикрывать самих преступников и станет их "крышей"?
"А гарантий никаких, - сетует Мартыненко. – Вся старая милиция, которая по сути дела осталась на местах, снова вернулась к своей коррупционной практике. Внутренняя безопасность была в милиции, а сейчас она существует в полиции, но она ничем не лучше предыдущей малоэффективной службы".
Тем более что кадры для Департамента стратегических разработок и анализа будут набирать из числа действующих копов, а большинство из них прошло переаттестацию и продолжает работать в системе, например, спецназовцы бывшего "Сокола" (спецподразделение УБОП) перекочевали в новый КОРД.
"А начинать надо было, еще до расформирования УБОП, не уничтожать саму техническую систему борьбы с оргпреступностью, пока не заработали вновь созданные структуры, а точечно убирать коррупционеров, оборотней в погонах, всякую "нечисть", вести их разработку, увольнять, сажать в тюрьму, - уверяет Валерий Кур. – А с УБОП, как и с любой другой структурой, сделать надо было просто: назначить нормального, порядочного, насквозь контролируемого руководителя – и "гнилая" система сразу ломается. Если такому руководителю дать полномочия и право решать кадровые вопросы, очень быстро все восстановится и преступные схемы мигом нарушатся. Рыба гниет с головы. Так должно было быть с 2014 года в идеале".
Но где теперь взять такие кадры?
"А что сейчас? Если средств не хватает на угрозыск, следствие, дорожно-патрульную службу, как же можно создать новое подразделение по борьбе с организованной преступностью? Значит, за счет внутреннего резерва. А что это значит? Значит, на "элитные" должности захотят все! А бюрократов, "блатных" и других непрофессионалов в МВД за последние годы не уменьшилось. В итоге это опять может превратиться в "элитную", "блатную" службу, куда все побегут, а возьмут не столько профессионалов, сколько карьеристов", - сетует Кур.
"Новая структура по борьбе с организованной преступностью могла бы быть, например, и в составе СБУ или даже как отдельная государственная служба, просто она могла бы частично курироваться МВД, - называет один из антикоррупционных предохранителей Олег Мартыненко. – Организованная преступность, как правило, имеет международные связи, поэтому совершенно логично было бы заниматься как раз этими вопросами СБУ, ведь это наносит ущерб национальным интересам".
В свою очередь юрист, аналитик Украинского института будущего Денис Монастырский пояснил "Апострофу", что именно нынешнее законодательство не позволит новому департаменту работать по старым лекалам.
"Нужно четко понимать, что это все же не воссоздание старого УБОПа. Новое подразделение будет работать исключительно в рамках закона "О Национальной полиции", а этот закон не выделяет особых полномочий для подобных структур. А вот УБОП работал по отдельному закону. И там было прописано, например, что УБОП может иметь собственную службу прослушки. Они работали очень плотно с научными институциями и разработали уникальные системы прослушки. У них было свое спецподразделение "Сокол". Сейчас Нацполиция и это подразделение не будут иметь таких особых полномочий, и создавать новые спецподразделения, кроме КОРДа, никто не будет, - уверяет эксперт. – Но самое главное отличие – в методах работы. Как сейчас в полиции расследуют преступления: совершается преступление, оно регистрируется в ЕРДР, проводятся следственные действия. УБОП действовал иначе – от информации, а не от факта преступления. Например, они знали, что есть вор в законе, который держит какую-то группировку, и от этого лица сотрудники УБОПа выходили на подельников вора, на банду, пытались внедриться, а потом через некоторое время они выходили на конкретное преступление и документировали его. Сейчас ситуация происходит наоборот, и законодательство не позволяет работать старыми методами и проводить оперативную работу без поручения следователя".
Но, с другой стороны, законодательные ограничения могут стать причиной малоэффективной работы нового спецподразделения, ведь не зря же УБОП был наделен особыми полномочиями, другое дело – как их использовали.
"Очевидно, что начало работы департамента должно быть не только с набора новых кадров, но и анализа проблем, которые сегодня мешают бороться с оргпреступностью: что нужно менять в законодательстве, что нужно на уровне законов, подзаконных актов, судебных резолюций, - добавляет Монастырский. – Сейчас ни законодательно, ни инструментально полиция не способна создать УБОП в той силе, в которой он был в конце 90-х – начале 2000-х".
Кроме того, большие вопросы и к технической части функционирования нового подразделения. Например, УБОП в своей работе десятилетиями использовал базу данных "Скорпион", куда оперативники заносили всех людей, так или иначе связанных с организованной преступностью.
"Полностью техническая часть, конечно, не уничтожена, но уходящая после революции "семья" Януковича, конечно же, чистила базу. Архивы старались уничтожать, забирали с собой все, что только могли, - говорит Валерий Кур. – Так называемые "новые", а на самом деле хорошо забытые старые политики, оставшиеся во власти, тоже постарались добраться до базы данных МВД. Это тоже проблема. Но не такая страшная. Все можно восстановить. Главное – политическая воля, а настоящие профи знают, что делать".
Однако даже если правоохранители создадут идеальный департамент, который за считанные месяцы арестует всех воров в законе, их еще нужно осудить. А с этим могут быть большие проблемы. Выше мы упоминали, что за 2016 и 2017 годы правоохранители выявили 136 и 210 организованных групп и преступных организаций соответственно. Выявить – выявили, а сколько уголовных производств о правонарушениях, совершенных в составе ОПГ, рассмотрели суды? Согласно данным ГПУ – ноль. Сколько осудили человек? Ноль. При такой неутешительной тенденции надеяться на скорую расправу с оргпреступностью по меньшей мере наивно.