RU  UA  EN

четверг, 26 декабря
  • НБУ:USD 41.60
  • НБУ:EUR 43.30
НБУ:USD  41.60
Общество

Этюды оптимизма

В Киевском музее русского искусства открылась выставка Владислава Шерешевского

В Киевском музее русского искусства открылась выставка Владислава Шерешевского Картины Владислава Шерешевского легко узнаваемы по особому стилю автора Фото: УНИАН

На визитках Владислава Шерешевского рядом с графическим профилем автора и над телефонами его дома и мастерской гордо значится – «художник от Бога». Конечно, в первую минуту эта надпись кажется забавной игрой, но, как известно, в любой шутке есть доля правды. Здесь правды гораздо больше, чем обычно. Владислав Шерешевский – личность в украинском художественном сообществе довольно нетипичная. Во-первых, он действительно талантлив. Во-вторых, не является, как подавляющее число его коллег, продолжателем какой-либо художественной династии. В-третьих, удивительным образом сочетает пафос артистического труда с неподдельной иронией. Вдобавок ко всему этому 50-летний киевский живописец сумел выработать собственный узнаваемый стиль, даже больше – создать на своих полотнах особый мир, заселенный трогательными, озорными и чрезвычайно инфантильными персонажами.

Герои картин Владислава Шерешевского – по большей части дети, с изумлением пребывающие в телах взрослых людей, шаловливые и любознательные, наивные и всеведущие. Среди них иногда могут оказаться Пушкин и Ван Гог – любимые исторические персонажи живописца,– но чаще всего встречаются провинциалы, словно выманенные со старых, начала прошлого века, дагерротипов. Они могут собраться веселой компанией на «Симпозиум», устроить военный совет, нарядившись в офицерские мундиры, и даже с ученым видом провести гинекологическую консультацию. Но, в сущности, это всегда будет какое-то кукольное, шутовское действо. Игра в жизнь, сулящую покой и счастье. Это счастье просто выплескивается с полотен художника-гедониста. Потому, видимо, его картины охотно приобретают коллекционеры и в Украине, и за границей. Не случайно и то, что хорошо осведомленные в рыночной конъюнктуре аналитики включают Владислава Шерешевского в десятку самых успешных украинских художников. Если они и преувеличивают, то не очень сильно – брызжущие жизнелюбием и оптимизмом картины этого живописца на самом деле пользуются стабильным спросом. Впрочем, художник всегда готов его удовлетворить, поскольку отличается просто-таки фантастической работоспособностью. Некоторые холсты он создает в течение двух-трех дней, и это не какие-то торопливые подмалевки или графоманские почеркушки, выдаваемые многими его коллегами за актуальное искусство, а большие полноценные картины, которые интересно рассматривать и, что немаловажно, рядом с которыми комфортно находиться.

Неистощимый выдумщик, он принципиально работает в жанре академической картины, не боясь упреков в излишней литературности сюжетов. Шерешевский часто иронически обыгрывает в своих работах классические полотна, но для того чтобы восхищаться этими картинами, вовсе не обязательно быть эрудитом. Зато не мешает иметь не только зоркий глаз, чтобы рассмотреть живописные детали, но и острый слух. Ведь в названиях своих работ художник нередко использует переиначенные рекламные слоганы, частушки, строчки популярных песен, поэтические цитаты. В сущности, многие его картины сами по себе являются своеобразными лингвистическими парадоксами. Вот и на нынешней, юбилейной, выставке, задорно названной «По 50!» (свой возраст Шерешевский с присущим ему юмором перевел в граммы), вряд ли удержишься от смеха, глядя на сидящих за столом, уставленном бутылками водки, хмурых мужчин – героев картины «Плебейсцит», или не порадуешься за казаков, захвативших в плен москаля со знакомыми чертами физиономии («КаПут»). Следует отметить, переживаемые страной тяжелые времена внесли в картины художника какие-то непривычные, чуть более строгие, чем обычно, интонации. И шутит он, кажется, не так жизнерадостно, как прежде. И даже опасается прослыть неполиткорректным. Если когда-то на его знаменитом полотне «Наталка Полтавка» в будуаре, как какая-нибудь восточная одалиска, подмигивала зрителям обнаженная мулатка в веночке, то теперь крутят публике «Динамо» вполне целомудренные девчата. Впрочем, с оптимизмом у Владислава Шерешевского все по-прежнему в порядке. Ведь, наверное, и для него самого лучшей и любимой работой на новой выставке является портрет морщинистой, невероятно обаятельной старухи в платочке с символическим названием «Усміхнеться доля».