Своей новой картиной режиссер Кристофер Нолан постарался угодить самой разношерстной публике ‒ «Интерстеллар», очевидно, не разочарует ни любителей научной фантастики, ни поклонников сентиментальных драм. Главный герой пускается в межзвездную экспедицию для того, чтобы найти планету, куда можно было бы эвакуировать жителей погибающей Земли. Но главный вопрос ‒ стоит ли благо всего человечества счастья собственных детей остается для покорителя космоса без однозначного ответа.
Фильм Кристофера Нолана «Интерстеллар» был заявлен как одно из главных событий нынешнего киногода, и, в общем, оправдывает эти радужные ожидания. Культовый автор «Темного рыцаря» и «Начала», подхвативший проект, когда от него отказался Стивен Спилберг, подтвердил свою репутацию мастеровитого изготовителя блокбастеров и не зря потратил $165 млн, выделенные на производство картины. Идея фильма родилась еще несколько лет назад у продюсера Линды Обст, пригласившей в качестве главного консультанта картины известного физика-теоретика Кипа Торна. Он, кстати, отнесся к делу с необычайным усердием, произведя дотошные вычисления и написав точные математические формулы для описания того, как пространство искажается в гравитационной линзе и как должна выглядеть черная дыра.
Все эти визуальные фантазии воплощены в «Интерстелларе» превосходно, за что, вероятно, отдельно надо поблагодарить художника Нэйтана Краули, а еще в большей степени ‒ оператора Хойте Ван Хойтему, сумевшего найти на нашей планете заповедные места, выглядящие как инопланетные пейзажи (кадры с гигантскими водяными валами или коварными торосами ледяной пустыни просто завораживают своей красотой), а также с толком потратить выделенные на фильм средства для павильонных съемок, где один только макет космического корабля представлял собой грандиозную конструкцию весом в 4,5 тонны.
Впрочем, вся эта научная начинка, придающая работе Кристофера Нолана горделивый профиль «интеллектуального кино» и заставляющая несчастных зрителей периодически напрягать извилины, вслушиваясь в диалоги героев, изобилующие терминами вроде «горизонта событий» и «гравитационной сингулярности», по-видимому, не столь уж и важна. Как и подобает фильму о космическом путешествии, упор здесь все-таки сделан на всевозможные аттракционы. К тому же, исправно следуя новому голливудскому тренду, режиссер мастерит эдакий жанровый гибрид, соединяя фантастику с самой что ни на есть реальной психологической драмой.
Собственно, события первой части фильма происходят именно на Земле. Она, согласно антиутопическому прогнозу не слишком оригинальных в этом вопросе авторов, очень скоро станет непригодной для жизни. Забыв о развитии технологий, человечество решило сосредоточиться исключительно на борьбе за пищу, а самой востребованной в мире, где в пылевых бурях гибнут посевы злаков и люди уже едва ли не задыхаются из-за снижения уровня кислорода в атмосфере, станет профессия фермера. Бывший инженер и пилот НАСА, вдовец с двумя детьми-подростками Джозеф Купер (Мэтью Макконахи) вынужденно переквалифицировался в фермера, хотя и тяготится новой ролью, вздыхая: «Раньше мы смотрели в небо и искали свое место среди звезд, а теперь ковыряемся в грязи».
Впрочем, тщетно пытаться выращивать кукурузу (пшеница и даже картофель на планете уже родят) герою предстоит не очень долго. Почти мистическим образом он попадает в лабораторию своего бывшего начальника, профессора-астрофизика Бренда (Майкл Кейн), обнаружившего в районе Сатурна щель, через которую можно пробраться в соседнюю галактику, где теоретически можно найти территорию, куда удастся эвакуировать обреченное на гибель от голода и удушья человечество. Купер, помучившись выбором между любовью к семье и шансом спасти земную цивилизацию, в конце концов, предсказуемо соглашается возглавить межзвездную экспедицию. С ним на космическом корабле оказывается и дочь профессора Амелия (Энн Хэтэуэй), с которой, что, безусловно, тоже банально, у героя возникнут лирические отношения.
Было бы слишком смело утверждать, что Мэтью Макконахи играет в фильме Кристофера Нолана лучшую роль в своей карьере, но нельзя не отметить прозорливость режиссера, завлекшего в свой проект актера еще до того, как тот блеснул в «Далласком клубе покупателей» и в сериале «Настоящий детектив». Так или иначе, но Макконахи приносит в «Интерстеллар» подлинные драматические переживания, представляя своего героя не бравым покорителем космоса, а глубоко одиноким человеком, сомневающемся в правильности своего выбора. И ответ на то, стоит ли благо человечества счастья собственных детей, в итоге не кажется однозначным.
«Интерстеллар» уже не раз сравнивали с классической «Космической одиссеей 2001 года» Стэнли Кубрика, к которой, к слову, сам Кристофер Нолан не раз апеллирует в своем фильме. Думается, что все-таки эта параллель не совсем корректна. Кубрик ‒ выдающийся художник, поэт и философ ‒ всегда останавливался на грани, где невозможен окончательный ответ, твердо веруя в то, что мир обязан хоть в чем-то оставаться для человека тайной. Нолан ‒ умелый коммерческий режиссер и безусловный прагматик ‒ убежден, что знание ‒ сила, и готов дать ответ на любой, самый заковыристый вопрос. Даже любовь у него измеряется в арифметических единицах. Хотя, конечно, прекрасно, что единственным средством спасения человечества он все-таки считает любовь.