В Национальном музее Тараса Шевченко открылась выставка World Press Photo'15, на которой представлены снимки победителей, наверное, самого престижного в мире ежегодного конкурса для фотожурналистов. Украинцев среди его лауреатов на этот раз нет, хотя наша страна фигурирует в главных номинациях этого профессионального состязания — "События" и "Горячие новости". Впрочем, оказаться среди героев World Press Photo едва ли стоит расценивать как удачу. Душераздирающие кадры о кровавых событиях на Майдане, о катастрофе малайзийского "Боинга", о войне на Донбассе, которые брали первые призы — вряд ли хорошая реклама нашей стране.
Конкурс World Press Photo проводит одноименная голландская независимая организация, созданная в 1955 году для поддержки профессиональных фотожурналистов. Поддерживать, естественно, приходилось в первую очередь тех, кого ущемляли и преследовали за честность и стремление правдиво отражать политические и социальные проблемы. Своему кредо World Press Photo не изменяет и сегодня. Образно говоря, этот конкурс можно уподобить эдакому всемирному градуснику, измеряющему температуру боли, страданий и горя на планете. Даже спортивный репортер непременно должен отразить чье-то поражение или травму. Как это сделал китайский фотограф Бао Тайлан, поймавший в объектив грустно смотрящего на не полученный кубок аргентинского футболиста Лионеля Месси после поражения его команды от Германии в финале чемпионата мира 2014 года.
Да что там спорт? Даже в безобидной номинации "Природа" лауреатами конкурса становятся фотографы, запечатлевающие не умильных зверушек или безмятежные и экзотические пейзажи, а какой-нибудь кошмар. Вот и теперь на снимках победителей World Press Photo видим то съежившуюся от ужаса макаку из китайского цирка, к которой с хлыстом приближается дрессировщик (1-е место в категории "Одиночные снимки", автор — Юнчжи Чу), то репортаж итальянца Паоло Марчетти с фермы в Колумбии, где разводят кайманов (на фото представлены все стадии превращения этой рептилии в сырье для производства обуви и кошельков), то какого-то несчастного муравья, в теле которого застревают и начинают управлять его крохотным сознанием споры гриба-паразита. Серию снимков этого порабощенного насекомого, сделанных американцем Анандом Вармой для журнала "National Geographic", сопровождает подробный пояснительный текст.
Для World Press Photo это привычная практика, которая кому-то, возможно, покажется нелепой. В конце концов, фотография — это все-таки, прежде всего, визуальное искусство; изображение должно говорить здесь само за себя, без дополнительных комментариев. Так-то оно так, только вот именно в подписях под снимками и заключена, пожалуй, философия этого конкурса. В его адрес периодически раздаются упреки за эстетизацию трагедий и политическую тенденциозность. Но надо признать и то, что World Press Photo является довольно объективным дайджестом главных мировых новостей года. Военные конфликты, террористические акты, массовые беспорядки, стихийные бедствия и катаклизмы — все это посетитель выставки может пережить вместе с очевидцами этих событий. Здесь действует чудовищный закон современных медиа: хорошая для ежедневного итогового телевыпуска или первой полосы газеты новость — это всегда плохая новость. На снимках фоторепортеров она представлена предельно концентрированно и жестко. Каких бы жертв они не показывали — эпидемии Эбола в Африке, израильско-палестинского конфликта, политических волнений в Турции, гражданской войны в Сирии или Майдана в Украине.
Украина, увы, стала на нынешнем World Press Photo одной из фавориток. Зимние волнения и смерти зимы 2014 года в центре Киева и сбитый летом над контролируемой сепаратистами территории малайзийский "Боинг" в репортажах француза Жерома Сессини отмечены жюри первой премией в номинации "Горячие новости". А главный приз в категории "События" получил снимок россиянина Сергея Ильницкого, сделанный после обстрела жилого района Донецка в августе 2014 года. На этом безжалостном фото нет людей — просто кухонный стол, засыпанный осколками разбитого окна, и окровавленная занавеска.
О Майдане и АТО, собственно, о нашей тревожной и трагичной реальности рассказывает и проект "Украинский вызов", устроенный одним из телеканалов здесь же, в Музее Тараса Шевченко, параллельно главной выставке. Это довольно странная затея: авторы экспозиции решили продемонстрировать работы украинских репортеров, посланные на World Press Photo, но проигнорированные его жюри. Зачем это сделано, не совсем понятно. Техническое совершенство снимков, как и эксперименты со светом и формой, — явно не приоритет конкурса. При современном классе аппаратуры качественный кадр способен сделать даже дилетант. Разумеется, и снимки украинских фотографов, а среди них есть и очень известные, опытные и талантливые фоторепортеры, вполне конкурентоспособны. Ни мастерство, ни острота глаза их не подводят. Их кадры, кстати, куда умнее и бескомпромисснее, чем название экспозиции — "Украинский вызов", в которой они собраны. То, что ни один из этих снимков не тронул членов жюри World Press Photo, — все же дело случая.
А вот то, что пафос у нас снова доминирует над трагедией, — серьезная внутренняя проблема. В этом смысле и организаторам "Украинского вызова", наверное, стоило бы внимательнее изучить подготовленную голландскими кураторами выставку из почти 200 фото. И заметить, что организаторы World Press Photo упрямо, год за годом, продолжают нащупывать точки боли на теле человечества, каждый раз рассказывая о насущных проблемах. Например, одиноких людей, как в прекрасном проекте Саркера Проика из Бангладеша, с ошеломляющей любовью снявшего быт родных деда и бабушки, словно постепенно растворяющихся в небытии. Или экологии в аналитическом фотоцикле со скучным названием "Развитие страны и проблемы окружающей среды" китайца Лу Гуана, с потрясающими кадрами отца, роющего посреди поля могилку умершему младенцу, и птицы, задохнувшейся в истощенной химикатами почве. Или саморазрушения личности в фотоистории американки Дарси Падилья, на протяжении более 10 лет снимающей семью наркоманки Джулии Бейрд.
Выставки World Press Photo проводятся в Украине уже несколько лет. Каждый раз это встряска сознания и испытание для души. Правда, чем глубже ты погружаешься в это депрессивное описание мира, тем чаще задаешь себе вопрос — можно ли и как что-то исправить в нем. К сожалению, организаторы World Press Photo об этом, похоже, не задумываются. Беспристрастно и жестко констатируя социальные язвы мира, они, в сущности, не видят никакой альтернативы распространяемой по миру беде. Показательно, что даже снимок-победитель нынешнего конкурса — запечатленный в приглушенном свете датчанином Мадсом Ниссеном "момент интимной близости пары геев в Санкт-Петербурге", в общем-то, не о любви, а о том, что в России преследуют лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. Невольно подозреваешь, что, если Украина снова попадет в героини World Press Photo, то случится это исключительно из-за кровавых столкновений на "Марше равенства", устроенном недавно в Киеве активистами ЛГБТ-сообщества. Хотя, в общем, искренне желаешь всем нам быть не персонажами, а только зрителями этой выставки.