Идеи 8 марта зародились еще в середине ХІХ – начале ХХ века, когда речь шла о борьбе за права женщин. Советской властью 8 марта в первоначальном его смысле популяризировалось до конца 1920-х годов, когда нужна была поддержка со стороны женщин и распространение идей в массы. В дальнейшем любая самостоятельность в низах перестала поощряться советской властью. Зато особенно в сталинские годы начали у этого праздника появляться нотки семейного, даже подчеркнуто традиционного характера. Когда же наше государство стало крепко на ноги, то этот праздник начал потихоньку деидеологизироваться.
До наших дней этот праздник уже дошел полностью перевернутым с ног на голову: вместо эмансипации женщин, вместо приобретения всех тех прав, которые они завоевали, мы в этот день получили акценты на традиционных ролях женщины. И хоть в это время происходит обмен ролями, когда муж готовит или берет на себя что-то другое из традиционно "женских обязанностей", то это больше похоже на карнавальный обмен на один день, когда завтра все должно вернуться на свои места.
Для советской системы, когда жизнь была слишком насыщенная идеологемами, людям нужны были какие-то аполитичные повседневные праздники, когда можно бы было выражать эмоции, дружелюбное отношение, поэтому даже в таком искаженном виде праздник 8 марта играл определенную расслабляющую роль для граждан.
В независимой Украине имеем достаточно праздников, одни возродились, другие – совершенно новые, например, пришлый из США День матери. Все должно было бы измениться. Настало время вернуть 8 марта до сих пор актуальное его собственное значение. Еще полтора века назад началась борьба за хотя бы 10-часовой рабочий день, равную оплату с мужчинами, за нормальные условия труда. Это не сошло с повестки дня. Если считать не только формально оплачиваемую работу, а еще вторую смену – обслуживание дома, а еще третью – уход за детьми, за немощными, то набегает большой разрыв в количестве часов ежедневной работы. Если даже брать только оплачиваемый труд, то, как показывает статистика, есть ощутимый разрыв в оплате труда женщин и мужчин. Есть, о чем говорить в наше время, когда, наоборот, увеличивается тенденция традиционализации, что проявляется в попытках увеличить контроль над женщиной, например, в вопросе репродукции.
Сдвинуть нынешнюю поведенческую инерцию празднования 8 марта, конечно, можно. Если бы все дело было только в инерции, но здесь имеет свой интерес коммерция. Ежегодно поражает количество рекламы накануне 8 марта. Акции, распродажи – наша торговля не упустит такую возможность. Поэтому традиция празднования, как у нас, поддерживается еще экономически. Здесь должны быть свои механизмы против сексистской рекламы, в частности, есть специальный комитет, который занимается этими вопросами.
А вот когда мы говорим о сфере образования, то здесь можно вспомнить недавний скандал с учебником "Семейные ценности", который Министерство образования Украины рекомендовало средней школе. В этом пособии пропагандировалось жесткое разделение обязанностей, безальтернативность и шаблонное восприятие людей разных полов. Над такими случаями начинают работать в МОН, начата гендерная экспертиза учебников.
Возможно, такие тексты появляются потому, что просто наследуем привычки. Но даже внешне нейтральные или хорошие привычки могут стать препятствием к взаимоуважению разных полов. Например, возвращаясь к теме подарков на 8 марта, вроде бы, что плохого в том, что подарят женщине цветы или еще что-то?! Но любой дар имеет очень хорошо исследованную антропологией структуру: не бывает подарка в одну сторону, обязательно должна быть благодарность. Вы не просили, а вам сделали подарок, вас сделали должницей. Очевидно, что одаривают женщину, как красавицу, хозяйку, а значит она должна дальше благодарить, подтверждать надежду. Кстати, здесь похожая схема со взятками. Женщина могла просто выполнить свои обязанности, а получив пакет, она чувствует, что теперь должна через голову перепрыгнуть.
Действительно, 8 марта – увеличительное стекло традиционных представлений патриархата, которые до сих пор играют немалую роль в нашем обществе и в рабочие будни уступают место более модерным отношениям. К сожалению, как показывают опросы, настроения в украинском обществе далеки от надлежащего отношения к женщинам как равных мужчинам.
Если говорить о причинах, то самым мощным представляется фактор образования. Насколько люди настроены на современное, более партнерское отношение – все это влияет на общий уровень восприятия женщины. Урбанизированность тоже имеет значение. А вот еще один момент: человек получает больше и на его попечении находится жена, которая не работает на оплачиваемой работе. Это не означает, что она ничего не делает, однако мы привыкли говорить, что такие женщины просто сидят дома, забывая, что они выполняют обязанности и уборщицы, и повара, и так далее. Эта финансовая несамостоятельность увеличивает для женщины риски того, что она будет подвергаться психологическому давлению вплоть до психологического насилия или даже экономического (сейчас выделяют такие виды насилия, а не только сексуального характера).
В общем на гендерную тематику проводятся исследования преимущественно с помощью международных институтов, поэтому регулярных замеров гендерной ситуации в Украине до и после независимости не было. Но уже упоминалось европейское социальное исследование 2008 года, по которому можно сравнить нашу ситуацию с отношением к женщине в других странах Европы. К сожалению, у нас наиболее традиционное отношение. При этом оптимизм есть, параллельно со всем этим формируется партнерское отношение в семьях, равномерное распределение обязанностей, мы больше видим женщин в публичной деятельности, развиваем просвещение, вводим специальные образовательные программы.
Отмечать 8 марта несмотря на все надо, но не тем способом, который мы сейчас видим. А так, как мы отмечаем, например, День Независимости. Можем отмечать достижения, проводить акции, дискуссии, которые будут нас приближать к идеалу партнерства, достоинства каждого человека в украинском обществе.