В конце 19 века мир страдал от эпидемий, а ученые активно работали над изобретением вакцин. В 1894 году немецкий бактериолог Эмиль Беринг создает противодифтерийную сыворотку. Новость об успехе немецкого ученого вдохновляет киевских меценатов на идею создания в Киеве Бактериологического института. Долго ждать не пришлось - здание института было построено в Киеве в 1896 году за рекордные 6 месяцев. Несмотря на скорость работ, здание, построенное в стиле "неоренессанс" получилось невероятно красивым, за что получил статус "храма науки".
Памятник архитектуры
Шикарно отделанный фасад, роскошь интерьеров и статус памятника архитектуры - далеко не все, что делает этот дом особенным. Здесь творилась наука, разрабатывались сыворотки и вакцины, проводились массовые вакцинации. Наука побеждала средневековые болезни. Казалось, время страшных эпидемий прошло, но сейчас человечество снова страдает от пандемии. И пока развитые страны занимаются созданием собственной вакцины от COVID-19, Украина не только потеряла возможность собственными силами противодействовать коронавирусу, но и не способна поддерживать память о доме, который является символом научных достижений в этой борьбе.
Двухэтажное здание на улице Амосова 9 пережило гражданскую войну и две мировые войны. Но, несмотря на страшные последствия войны, здание оберегали и ремонтировали, понимая его важность и ценность. Сегодняшнее состояние памятника должно бы было быть украшением города и ярким образцом своей эпохи, но вместо этого здание символизирует неспособность власти оберегать наше культурное наследие.
"Многочисленные следы разрушения под воздействием внешней среды по всем фасадам: шелушение штукатурки, краски, разрушение декоративных элементов. На цокольной части - грибок. На дворовых фасадах отсутствие стекла в некоторых окнах. Водосточные трубы и отливы частично отсутствуют, частично сломаны и не выполняют свои функции. На карнизе главного фасада на наибольших по длине участках не только отсутствует слой штукатурки, который создавал декоративный профиль, и видно кирпичную основу, а и началось разрушение кирпичей (выпадение и т.д.). Особенно это заметно на правом ризалите. Так же покрытые трещинами и находятся в аварийном состоянии элементы аттика", - отмечается в описании памятника за 2016 год.
За четыре года ничего не изменилось. Это можно увидеть по фотографиям, сделанных Александром Гончаровым в январе этого года.
Внутренний интерьер восхищает своей красотой и ужасает своим состоянием.
Новая фирма - старые владельцы
Некоторое время за состояние дома отвечала крупная фармацевтическая компания ПАО "Биофарма", но в 2017 году право собственности на дом приобретает другая фирма - ООО "Дубовый овраг-риэлти". И хотя юридически это разные компании - владельцем ОАО "Биофарма" и ООО "Дубовый овраг-риэлти" является одна и та же кипрская компания - "Ниобера Инвестментс Лимитед", владельцами которой является экс-нардеп от Партии регионов Василий Хмельницкий и министр инфраструктуры при Януковиче Константин Ефименко.
Новая компания со старыми бенефициарами обязалась отремонтировать и отреставрировать здание - соответствующий охранный договор был заключен с Департаментом охраны культурного наследия. В договоре указано, что владелец обязан согласовать все ремонтно-реставрационные работы с Департаментом. Но по результатам обследования здания Бактериологического института было установлено, что памятник архитектуры находится в неудовлетворительном состоянии. Департамент отметил, что не получал от владельца никаких научно-проектных документов по реставрации, из-за чего чиновники составили предписание с соответствующими памятникоохранными требованиями.
Мы также проверили информацию о состоянии памятника архитектуры и убедились, что ремонтно-реставрационными работами там и не пахнет. Сегодня здание остается в ужасном состоянии, о чем свидетельствуют фотографии, сделанные нашим фотокорреспондентом в августе 2020 года.
Что ждет дом дальше? В ответе департамента отмечается, что в случае невыполнения требований предписания владельцем дома, Департаментом будут приняты меры реагирования в соответствии с требованиями действующего законодательства. В этом случае речь идет о 21 статье Закона Украины "Об охране культурного наследия", которая предусматривает выкуп памятника государством, в случае, если владелец памятника не примет меры по его сохранению.
Единственный случай отчуждения памятника архитектуры
Как выглядит результат выкупа государством памятника архитектуры мы можем увидеть на примере усадьбы по адресу Набережно-Крещатицкая улица, 19. Это единственный случай применения 21 статьи закона "Об охране культурного наследия", который можно найти в Едином реестре судебных решений.
Усадьба была отдана в частную собственность, после чего власть в 2009 году начала процесс отчуждения на основании умышленного разрушения и повреждения объекта культурного наследия со стороны владельца. В 2015 году Национальная полиция возбудила уголовное дело в отношении незаконного завладения домом путем мошенничества и подделки документов, из-за чего в 2019 году Печерский суд Киева наложил на здание арест. За все это время дом так и не перешел в собственность государства.
Что мы имеем в итоге, через 11 лет судебной тяжбы, можно увидеть на фотографиях нашего фотокорреспондента Александра Гончарова - изуродованная владельцем усадьба не ремонтируется, демонстрируя, как говорил действующий президент Украины Владимир Зеленский "импотенцию власти".
Тонкости законодательства
Неужели Бактериологический институт ждет та же история? Свое мнение на проблему сохранения Бактериологического института выразил главный специалист отдела мониторинга зон охраны управления охраны культурного наследия и исторической среды Александр Гудзь. Как рассказал журналисту "Апострофа" главный специалист, проблема охраны памятника заключается в невозможности принудительного отчуждения памятника из-за несовершенства законодательства.
"В законе прописано, что в случае, когда собственник не выполняет свои обязанности, то, согласно закону, данный памятник должен быть отчужден в счет государства. Это значит, что памятник переходит в подчиненность Фонда государственного имущества и средства за памятник должен платить бюджет государства. Департамент является исполнительным органом Киевского городского совета, мы не управляем бюджетом города Киева и не можем за счет бюджета города выкупать что-либо в доход государства", - сообщил Александр Гудзь.
Также Александр Гудзь рассказал, что Департамент совместно с депутатами уже давно подали проект закона №8202 чтобы изменить законодательство. Это должно позволить выкупать дома у недобросовестных владельцев в коммунальную собственность.
"Каждый раз этот вопрос откладывается и откладывается, проект закона и комитеты проходил, и был проголосован за основу, но наши депутаты затягивают этот вопрос, а потом нардепы меняются и начинается все с начала", - рассказал "Апостроф" главный специалист.
Действительно, действующее законодательство не позволяет принудительно выкупать памятники архитектуры в коммунальную собственность. Однако известно о двух проектах закона, которые могли бы это изменить.
Проект закона №8202
Законопроект 8202 предусматривает выкуп памятников архитектуры в коммунальную собственность и был даже проголосован за основу, но после смены парламента уже полтора года ожидает рассмотрения во втором чтении. Интересуемся его судьбой у одного из инициаторов законопроекта - действующего народного депутата Николая Княжицкого.
"Нужно, чтобы комитет принял проект закона с переходных и включил его в рассмотрение. Я работаю в профильном комитете, но если раньше я его возглавлял, то сейчас я просто один из его членов. Там есть руководитель, который представляет большинство и большинство голосов дает партия "Слуга народа", так что, это от них будет зависеть. Мы планировали выносить законопроект на рассмотрение, просто у председателя комитета Александра Ткаченко не было политической воли рассматривать его", - сообщил журналисту "Апострофа" Николай Княжицкий.
За объяснениями мы обратились к Александару Ткаченко, который сейчас возглавляет Министерство культуры и информационной политики. Министр считает законопроект 8202 непрозрачным и неэффективным.
"Начнем с того, что это неправда (речь идет о политической воле - ред.). Что касается моей позиции - необходимы комплексные изменения, а не точечные. Я согласен с заключением экспертного управления Верховной Рады по этому законопроекту в то время. Проект не содержит убедительных аргументов, которые бы подтверждали его принятие, содержит повторы, неоднозначный в трактовке. Министерство культуры тогда также выступало против.
Законопроект 8202 не закладывал прозрачных и эффективных механизмов выкупа или отчуждения достопримечательности. Зато предлагал исключительно те решения, которые не могут быть реализованы или заложены в законодательство об охране культурного наследия. В частности, в предлагаемой редакции 8202 при продаже объекта культурного наследия - суд обязывает продавца продать объект местной власти. Но финансовые обязательства органов охраны наследия местного уровня не предусмотрены. К тому же не урегулирован вопрос, каким образом выполнять эти обязательства. То есть прозрачность в урегулировании отсутствует. Поэтому вынесение его на рассмотрение вызвало бы риски для контроля над защитой культурного наследия.
Зато МКИП уже провели публичное обсуждение и сейчас готовим к презентации законопроект по сохранению традиционного характера среды (т.е. наследия) и противодействия хаотичной застройке. Он подходит к вопросу комплексно, предлагая системные изменения. В нем также предложены изменения в статьи 20-21 Закона «Об охране культурного наследия». Они предусматривают четкий, прозрачный и эффективный механизм выкупа памятников в пользу местных общин, обеспечивая дальнейшие гарантии для сохранения достопримечательностей", - пояснил свою позицию Александр Ткаченко.
Проект закона от Министерства культуры и информационной политики
Сейчас Министерством наработанный законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сохранения традиционного характера среды и противодействия хаотичной застройке", который также предоставляет возможность принудительного отчуждения памятников архитектуры в коммунальную собственность. Как сообщает МКИП, проект закона находится на стадии согласования с другими министерствами, ассоциациями, профессиональными кругами и другими заинтересованными органами.
Законопроект от МКИП был внесен в план работы Рады и в июне этого года прорабатывался в комитете.
Скриншот
Скорее всего, именно этот нормативно-правовой акт решит дальнейшую судьбу Бактериологического института и других памятников архитектуры и поэтому требует пристального внимания от специалистов и общественности.
Выводы
На сегодня законодательство не предусматривает эффективного механизма защиты памятников архитектуры, которые находятся в частной собственности - принудительный выкуп достопримечательности невозможен из-за юридической коллизии.
Сможет ли в итоге законодательство защитить Бактериологический институт и другие памятники архитектуры судить рано - слишком много поправок может быть внесено в документ перед тем, как он будет проголосован и появится на столе президента для подписи. Но тот факт, что вопросы охраны культурного наследия поднимаются на уровне законопроекта и обсуждаются в комитете, дает небольшую надежду, что памятник архитектуры все же будет сохранен.