RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

​Поющие директора и никакой домашки: как учатся на Западе украинские школьники

Плюсы и минусы образования по-европейски

Плюсы и минусы образования по-европейски Фото: Pixabay

Из-за широкомасштабных боевых действий Украину покинули более 6 миллионов человек. В основном это женщины с детьми, которые уже успели получить в странах Запада статус беженцев или воспользовались механизмом временной защиты. И если взрослым в Европе нужна работа, то детям необходимо образование. Исповедуя политику взаимопомощи и солидарности с Украиной, школы в европейских городах максимально упростили правила приема наших детей. И сейчас сотни тысяч украинских школьников и их родителей получили возможность сравнить отечественную и европейскую модели общего среднего образования. В чью пользу оказалось такое сравнение и какие плюсы, и минусы есть у образования по-европейски - узнавал "Апостроф".

Сразу стоило бы отметить, что единой системы школьного образования на Западе, конечно же, нет. От страны к стране, от города к городу и даже от школы к школе правила обучения могут отличаться. Тем не менее, общий принцип среднего образования, в центре которого ученик и развитие его социальных навыков, применяется во всех школах.

Домашние задания

Еще до массового исхода украинцев на Запад все мы слышали о том, что в европейских школах нет такого объема домашних заданий как в наших. Теперь родители украинских учеников убедились в этом на личном опыте.

Например, украинка Елена Сынчук, которая отдала своих дочек 8 и 12 лет в одну из школ Швеции, рассказывает "Апострофу", что домашние задания здесь минимальные.

"Тогда как в украинской школе, напротив, их слишком много. Но и то, и то не очень хорошо. Должен быть баланс, - рассказывает Сынчук. – Когда я разговаривала с учителем на счет домашнего задания, она сначала искренне не поняла, что я от нее хочу. Когда я объяснила, что такое домашнее задание – она была шокирована и сказала зачем столько заниматься дома? Когда же у ребенка свободное время? Так ведь ребенок возненавидит школу".

Анастасия Шкала с сыном эмигрировала в канадскую провинцию Остров Принца Эдуарда еще до широкомасштабной войны.

"Домашней работы в нашем понимании нет, - рассказывает "Апострофу" Анастасия. – Как объяснили: не у всех детей есть дома одинаковые возможности и подходящие условия для учебы. Поэтому максимум заданного – это пять примеров по математике, остальное все делают во время учебного дня. Конечно, во время онлайн обучения на карантине было все по-другому, тогда были и проекты, и разные задания в специальной школьной программе. Кстати, ноутбуки тоже можно было брать домой из класса – у каждого там есть свой рабочий".

Киевлянка Оксана Тарасенко до 24 февраля водила свою дочку 9-ти классницу в обычную школу столицы. С марта ее дочь посещает гимназию в Берлине.

"Нет такого огромного количества домашних заданий. В младших классах вообще практически ничего не задают. В старших классах это могут быть какие-то проекты, которые они могут делать вместе несколько дней или неделю. Но такого как в Украине нет, когда ты приходишь и делаешь несколько домашних заданий по каждому предмету: математика пять номеров, выучить стих, подготовиться к тесту по биологии…" - говорит "Апострофу" Тарасенко.

Школьная форма

Школьная форма в украинских школах всегда была яблоком раздора между учителями и родителями. Школы повсеместно требовали соблюдения от детей "делового стиля", а родители и юристы доказывали, что форма не предусмотрена никакими нормативными документами.

В школах на Западе (кроме, конечно, некоторых частных образовательных учреждений со своими правилами) внешний вид - не главное.

"Преподавателей не интересует как выглядит ребенок: покрашены ли у него волосы, ходит он в джинсах или шортах. Внешний вид не имеет никакого значения. В украинской школе остается много замечаний относительно косметики на девочках, дресс-коды. Тут нет такого ни у кого в голове. Дети одеваются как хотят и выглядят как хотят", - добавляет Тарасенко, рассказывая о ситуации в Берлине.

Активности

Как рассказали "Апострофу" опрошенные родители, в школах их детей большая часть учебного времени отводится различным активностям.

"Огромное внимание уделяется творчеству и спорту: постоянно какие-то концерты, выступления, обучение игре на укулеле и флейте (можно и нужно брать инструмент домой репетировать), соревнования и эстафеты, все перемены на свежем воздухе (играют в футбол, игры с мячом). Последний месяц учебы – июнь – сплошные развлечения, учебы как таковой нет. Это и поездки в кино, и в парки, и аквапарки, и барбекю во дворе школы, и концерты, просмотры мультиков, игры во дворе", - делится канадским опытом Анастасия Шкала.

"С наступлением тепла детей достаточно часто водят в походы и достаточно далеко, как по нашим меркам, - рассказывает Сынчук о Швеции. – Учителя рассказывают о лесах и животных, учат детей жить рядом с дикой природой и не вредить ей. Я была на линейке у младшей дочери, и она очень отличается от нашей. Дети просто собираются в парке, сидят на покрывалах и карематах, по очереди классами выходят на сцену демонстрировать подготовленные выступления. Все очень расслаблено. Директор запросто может спеть под гитару школьную песню своей молодости, и все родители ему подпоют".

"Очень много экскурсий по городу. Например, дети посещали пасеку или человека, который занимается разведением черепах. Организовывали спортивные соревнования для всех детей школы", - рассказывает "Апострофу" переселенка из Василькова Анна Рыбалкина, которая водить свою дочь во 2 класс школы в Германии.

Поборы

Наверное, сколько будет существовать школа, столько и будет обсуждаться вечная тема финансовой повинности родителей в украинских школах. Родители разделены на два лагеря. В одном те, кто совсем не против сдать на шторы и обои, ведь "это для наших же детей". А в другом лагере находятся те, кто уже скидывался на образование за счет своих налогов и второй раз платить не хочет. А как с этим обстоят дела за границей?

По словам родителей, сдают деньги на школьников и в Европе, но не в таком формате, как в Украине.

"Это больше в качестве исключения в Германии, - добавляет Рыбалкина. – На одну экскурсию нужно было сдать 10 евро за дорогу в соседний город. Второй раз 5 евро на сладкий стол".

"В начале года сдали 45 долларов на канцелярию, ее потом выдают в школе всем и больше ничего не надо покупать, на шторы не сдают, - отмечает Анастасия Шкала, описывая ситуацию в Канаде. – Родителей никто никуда не привлекает: ни мыть классы, ни ремонтировать школы, ни сдавать деньги на мероприятия, ни украшать залы. Вся коммуникация через классного руководителя, объявления - через страницу в ФБ. У нас был выпуск из младшей школы. Никто не сдавал на подарки учителю, школе, не собирал деньги на празднование в ресторане с лимузином, нет дресс-кода. Школа пригласила на торжественную часть, после чего – все свободны".

Отношение к детям

По словам всех родителей, с которыми пообщался "Апостроф", западная система школьного образования разительно отличается от украинской в плане отношения между учителями и детьми.

"Ощущается какое-то более человеческое отношение к ребенку со стороны преподавателей. В Украине не везде, но часто, особенно со стороны учителей старшего возраста, практикуется отношение "я начальник – ты дурак". Да, есть в нашей берлинской гимназии более строгие учителя, но ребенок не жаловался ни на одного преподавателя. Об унижениях со стороны учителя даже речи быть не может", - уверяет Оксана Тарасенко.

"Можно спрашивать, переспрашивать, просить объяснить столько раз, сколько нужно, выходить без спроса в туалет, - добавляет Анастасия Шкала, рассказывая о Канаде. – В классе всего 20 детей, полный интернационал: сирийцы, британцы, ямайцы, вьетнамцы, афганцы, украинцев в школе двое. Всем иммигрантам, кто нуждается в помощи с изучением английского, выделяется бесплатный учитель на допзанятия. Можно пользоваться google-переводчиком. В школе царит атмосфера дружелюбности и поддержки. Первые слова сына о новом классе: "Дети все такие добрые, подбадривают меня, за каждую мелочь хвалят, учительница не повышает голос, играет с нами в футбол". Буллинг, физическое и психологическое насилие и дискриминация по любому признаку запрещены. Любая жалоба рассматривается, за детьми во дворе следят стаффы. Понятно, что случаются разные ситуации, но их стараются решить".

"Детей уважают, говорят с ними как со взрослыми и дают возможность быть ответственными. Например, мне нужна была справка со школы, я пришла к секретарю, а она сказала, что завтра передаст справку с ребенком. То есть никто не волнуется, что ребенок потеряет или не донесет документ до дома", - отмечает Анна Рыбалкина.

В целом же, детей с ранних лет учат быть более самостоятельными. Но у этого процесса, в некоторых странах, есть и обратная сторона медали.

"Учитель за детей не несет ответственности. Детей приводят к воротам школы, они сам там играют и ждут звонок, когда можно будет зайти в школу. После уроков все дети выходят в школьный двор и ждут, пока их заберут. То есть кто угодно может прийти и забрать ребенка. С урока на урок дети переходят по классам как старшеклассники. Есть классный руководитель, но она занимается организационными вопросами и за детьми присмотра нет. Когда бывают конфликты у детей, учителя редко вмешиваются и защищают потерпевшего ребенка", - резюмирует Анна Рыбалкина.

Качество образования

По большому счету, пребывание украинских детей в школах на Западе можно охарактеризовать как более комфортное.

"На мой взгляд, тут дети получают меньше стресса от посещения школы, в сравнении с Украиной", - считает Оксана Тарасенко.

Но как соотносится комфортный школьный быт с качеством образования, ведь на постсоветском пространстве все еще держится стереотип о том, что по окончании школы наш ребенок имеет гораздо больше знаний, чем европеец.

По словам родителей, отчасти такой стереотип не лишен смысла.

"На данный момент весь курс математики за 6 класс в шведской школе моя старшая дочь уже прошла в украинской школе еще в 4-5 классах", - отмечает Елена Сынчук.

Но! Что толку иметь весомый багаж знаний, без умений его применять? А ведь именно на этих скиллах концентрируется система школьного образования на Западе.

"В учебнике много заданий с использованием шведских крон. То есть детей учат экономическому мышлению с ранних лет", - добавляет Сынчук.

"Обучение направлено на развитие коммуникации между детьми и творчество, умение найти и структурировать нужную информацию. В дальнейшем дети начинают получать более углубленные знания, в старшей школе они уже выбирают дополнительные предметы, которые им больше пригодятся или больше интересуют. Можно выпуститься после 12 класса уже с профессией и идти работать. Есть уроки сексуального воспитания. Рассказывают все конкретно, не на бабочках-тычинках. В том числе и о сексуальных меньшинствах. Кстати, в школе в Канаде ребенок может выбирать, к какому гендеру он себя относит", - резюмирует Анастасия Шкала.

"В немецкой школе больше практичности, - добавляет Оксана Тарасенко. – Например, дети изучают какой-то период в истории, и они смотрят видео об этом периоде, документальные или даже художественные фильмы, а потом обсуждают их. Дети очень много смотрят на уроках фильмов о проблемах подростков, например, о наркотиках. То есть поднимаются вопросы, которые важны для подростков, и никто не закрывает на это глаза".

Отдельная тема качества образования – изучение иностранных языков.

"Сколько лет учат английский в украинской школе, и кто в результате свободно им владеет? Никто из тех, кто не берет дополнительные курсы у репетитора. В европейских странах дети усваивают материал таким образом, что могут потом свободно разговаривать дома на двух иностранных языках. Я разговаривала об этом с учителями из Швеции и мне объяснили, что так происходит потому, что ребенка постоянно стимулируют разговаривать на английском, вести диалоги, думать. Тогда как у нас простая зубрежка правил", - отмечает Елена Сынчук.

Что дальше

Конечно, школы на Западе, все же, не рай на земле – везде есть нюансы.

"Например, в Германии есть такое понятие как школьная повинность. Чтобы ребенок не пошел в школу хотя бы один день нужна очень весомая причина, иначе большой штраф. Даже врачи не назначат прием ребенку на школьное время. Поэтому больные дети в школе – норма. Если у ребенка кашель и температура, то это еще не повод, чтобы не пойти в школу", - говорит Анна Рыбалкина.

Тем не менее, в европейских школах все же достаточно позитивных практик, новых для украинцев. Поэтому вполне очевидно, что по окончании войны, вернувшись в родные школы Киева, Херсона, Харькова, Чернигова, родители поставят перед украинской системой школьного образования вопрос: а как сделать так, чтобы и у нас было как в Европе? Действительно, как? И готовы ли в принципе украинские школы к таким будущим вызовам? Об этом в следующем материале "Апострофа".

Новини партнерів