В преддверии Нового года эксперты Международного центра перспективных исследований подвели итоги главных мировых событий 2015-го. О том, какими были главные события в мире, пути решения Украиной своих проблем, что удерживает Россию от большого наступления на Донбассе и многом другом, — в анализе, который публикует "Апостроф".
Результаты 2015 года позволяют сделать несколько важных выводов:
1. Наша планета стала гораздо менее безопасным местом для жизни — пожалуй, едва ли не впервые со времен Карибского кризиса. После 1962 года СССР и США вели себя значительно более ответственно, чем США и РФ сейчас, а локальные конфликты вроде Вьетнама или Афганистана только дали урок обеим сверхдержавам, как следует себя вести на международной арене.
Уроки забыли. Нападение на Ирак начало эпоху прямого нарушения устава ООН странами-постоянными членами Совета Безопасности (СБ). Российская агрессия против Украины и аннексия Крыма стали апогеем периода разрушения международного правопорядка, а бойня в Сирии — ее грубым проявлением.
Уровень угроз безопасности и на глобальном уровне, и в отдельных регионах вырос в разы. Право силы окончательно победило верховенство права в международных отношениях. Мир так и не смог объединиться для наказания тех, кто грубо нарушает международное право и базовые правила поведения в межгосударственных отношениях. Система международных институтов, которые были выстроены после Второй мировой войны для обеспечения мира и безопасности, прежде всего Совет Безопасности ООН, продемонстрировали свою неспособность к выполнению этой задачи. Постоянное членство в СБ окончательно стало олицетворением "лицензии на безнаказанность". Неспособность международного сообщества эффективно защитить Украину, которая получила гарантии безопасности со стороны всех пяти постоянных членов СБ, стала, по сути, приговором Совбезу в его нынешнем формате. Без системных реформ эта организация не имеет будущего, а мир не может надеяться на восстановление мира и безопасности, справедливости и единых правил игры для всех.
Без активной внешнеполитической стратегии по использованию других существующих путей давления на агрессора в рамках ООН и других организаций украинский вопрос все больше отходит в тень. Без собственного системного видения того, как защитить суверенитет и целостность страны, как восстановить мир и безопасность без Третьей мировой войны, Украина не сможет восстановить свою субъектность, а украинская внешняя политика и в дальнейшем будет маргинализироваться.
2. Внутренне слабые страны становятся местом для выяснения отношений сильных. Выжженная и разрушенная Сирия — это декларация верховенства национального эгоизма и интересов над ответственностью за будущее планеты. Трагедия миллионов сирийцев для тех, кто решил, что они большие, ничто по сравнению с возможностью нанести удар геополитическому конкуренту с другой стороны. Правых в сирийском конфликте нет, там уже невозможно установить истину, а восстановление этой страны займет десятилетия. С другой стороны, Сирия — это и урок всем. И сильным, и слабым.
Сильным — в том, что они никуда не скроются от последствий этой бойни, и она их, так или иначе, также затронет. Миллионы беженцев, теракты в Париже — только цветочки по сравнению с вызовами, которые цивилизованному миру придется еще пережить в последующие годы из-за сирийской войны.
А слабым — в том, что эффективно защитить себя и сохранить жизни своих граждан они смогут только собственными силами, внутренней интегрированностью, созданием сильных вооруженных сил, эффективной экономикой и справедливыми и честными общественными институтами и правилами игры. Никакие ура-патриотические выступления или внешние финансовые вливания не сделают слабую страну сильной. Еще более зависимой от внешних факторов воздействия — да. Более сильной и способной выжить — нет.
Украину от судьбы Сирии могут спасти не Вашингтон с Брюсселем, а системные реформы, которые надо было провести еще позавчера. Известно, что и как делать, есть человеческие и материальные ресурсы для реформ. Нужны политическая воля и честные и мотивированные на реформы политики и госслужащие. Пока же остаются старые схемы и традиции управления, государство еще более ослабевает — а значит, становится еще более уязвимым и зависимым от внешних факторов воздействия. Как далеко красная линия, которая все еще отделяет нас от государства-неудачника, можно только догадываться. Критическая масса недовольства, которая может окончательно разрушить остатки стабильности, уже существует. Нужны немедленные изменения, чтобы завтра не было поздно. Кто не верит в это — пусть посмотрит на Сирию.
3. Пока третий мир и слабые страны испытывают все больше проблем с безопасностью и экономикой, "первый мир" и даже страны, которые быстро развиваются в течение последних двух десятилетий, выходят на совершенно новый уровень экономического развития. Современная экономика окончательно попрощалась со стандартами функционирования времен промышленного этапа развития мира. Пока наша налоговая требует акты выполненных работ с мокрыми печатями и проверяет серверы ИТ-компаний, мир переходит на облачные технологии и либеральные правила игры на рынке. Деньги и мозги перетекают туда, где можно спокойно и свободно работать, наслаждаться безопасностью и инфраструктурой, а налоги идут на качественные дороги и больницы, а не дерибанятся теми, кто во власти.
Кто выиграл в борьбе концепций "больше" или "меньше" государства и регулирования в экономике — уже хорошо известно. Как и то, какие жизненные стандарты в странах, экспортирующих сырье или необработанную сельскохозяйственную продукцию. Падение украинского экспорта в ЕС в 2015 году, несмотря на почти полное открытие европейских рынков для украинских экспортеров, является последним звоночком — предупреждением украинскому политикуму, что без немедленного изменения экономической модели развития мы просто скатимся (точнее — уже скатились) к беднейшей четверти стран мира. И евроинтеграция останется только лозунгом, если нам просто нечего будет продавать в ЕС.
Только полная либерализация, гарантии частной собственности и свободы предпринимательства могут спасти украинскую экономику и европейскую интеграцию страны. Нужно максимальное устранение государства от экономической деятельности, уничтожение монополий — или явных государственных вроде НАК "Нафтогаза", который уже много лет остается черной дырой украинской экономики, или скрытых, когда конкурентов включают в санкционные списки.
Это уже не просто вопрос процентов роста или падения ВВП. Это вопрос того, где в мире на следующие десятилетия окажется Украина — в "золотом миллиарде" или рядом с ним, либо среди нищих стран, которые живут за 2 доллара в день.
Главные тенденции в мире в 2015 году:
1. Изменение динамики сирийского кризиса
Сирийский кризис приобрел противоречащую динамику. С одной стороны, в течение 2015 года произошла эскалация самого кровавого конфликта современности. Российская воздушная интервенция в Сирии, которая началась в сентябре 2015 года под предлогом борьбы против ИГИЛ, укрепила военный и дипломатический потенциал режима Башара Асада, но усугубила гуманитарную ситуацию в стране. С другой стороны, во второй половине 2015 года активизировался переговорный процесс, к которому впервые подключили Иран. Результатами многосторонних переговоров стало Венское заявление министров иностранных дел Международной группы поддержки Сирии (США, Россия, Турция, Иран, Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива, Китай, Франция, Великобритания, Германия, Италия, Египет, Ливан, Иордания, Ирак, ЕС, Лига Арабских государств и ООН). Это заявление призвало сирийское правительство и оппозицию начать политический диалог относительно проведения выборов и формирования инклюзивного правительства под контролем ООН,. При этом участники так и не смогли договориться по принципиальному вопросу – политического будущего Асада.
Карта гражданской воны в Сирии по состоянию на декабря 2015 года: правительственные войска, оппозиция, ИГИЛ, "Джабхат ан-Нурса" (филиал "Аль-Каиды"), курдские подразделения народной обороны.
Страны, принимающие участие в сирийском кризисе. Источник:The Atlantic
2. Институционализация украинского кризиса
Начавшись со стремительной эскалации в начале января 2015 года, вооруженное противостояние между украинскими войсками и пророссийскими боевиками трансформировалось в конфликт малой интенсивности после Минских договоренностей, подписанных 12 февраля 2015 года лидерами "нормандской четверки" (Украина, Россия, Германия и Франция). Несмотря на регулярные нарушения перемирия, произошла стабилизация фронта, а режим санкций сейчас удерживает Россию от нового широкомасштабного наступления на Донбассе. Мирному урегулированию мешают принципиальные противоречия обеих сторон вокруг режима самоуправления отдельных районов Донбасса, выборов на неподконтрольных Украине территориях, отвода вооружений и возобновления украинского контроля за границей, которые являются составляющей более широкого геополитического противостояния между Россией и Западом вокруг Украины.
Разграничение сторон на Донбассе по состоянию на 25 декабря 2015 года. Источник: Інформаційно-аналітичний центр РНБО України
3. Глобализация террористической деятельности ИГИЛ
Воспользовавшись хаосом в Сирии и Ираке, террористическая организация "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ) в течение 2014-2015 годов захватила огромные территории, богатые нефтью. Несмотря на противодействие со стороны двух международных коалиций (возглавляемых США и РФ), в 2015 году ИГИЛ расширила географию терактов. В то время, как боевики забрали жизни по нескольку десятков человек в Йемене (март, сентябрь и октябрь 2015 года), Тунисе (июнь 2015 года), Кувейте (июнь 2015 года), Турции (июль и октябрь 2015 года) и Ливане (ноябрь 2015 года), только трагедии в Париже в январе и ноябре 2015 года, Калифорнии в декабре 2015 года, а также авиакатастрофа российского самолета на Синайском полуострове в октябре 2015 года возмутили большинство политиков и обозревателей мира.
География терактов ИГИЛ в 2015 году. Источник: The New York Times
4. Кризис беженцев превратился из количественной в качественную проблему
Несмотря на то, что люди массово покидают страны Ближнего Востока и Северной Африки с 2011 года, именно в 2015-м количество вынужденных переселенцев по прогнозу ООН побьет многолетние рекорды и достигнет 60 млн человек под конец года. Беженцы стали беспрецедентным вызовом для принимающих и транзитных стран, усугубив межгосударственные противоречия и социальную напряженность внутри этих государств. Переговоры европейских лидеров стали свидетельством раскола континента в вопросах миграционной политики на четыре лагеря: Северная, Южная и Центральная Европа, а также Великобритания. В то же время страны-соседи Сирии – Иордания, Ливан и Турция – больше других страдают от гуманитарной катастрофы, учитывая соотношения количества беженцев к численности населения.
Крупнейшие страны, принимавшие беженцев по состоянию на середину 2015 года. Источник: UNHCR
Главные миграционные маршруты в Европе. Источник:The Economist
5. Усиление фрагментации ЕС и кризис концепции европейской интеграции
Проблема беженцев и мигрантов, финансовый кризис Еврозоны, российская угроза и желание Великобритании выйти из ЕС углубили политический раскол континента и усложнили процесс принятия решений в Брюсселе. На фоне неспособности Евросоюза преодолеть нынешние вызовы продолжает расти популярность антисистемных партий – ультраправых ("Национальный фронт" во Франции, "Партия Свободы" в Нидерландах, Партия независимости в Великобритании, "Йоббик" в Венгрии, "Австрийская партия свободы", "Золотой рассвет" в Греции), а также ультралевых – "Сириза" в Греции, "Подемос" в Испании. Эти политические силы объединяет антиевропейская идеология. При этом они имеют общий источник финансирования, который находится в России. Беспрецедентный поток искателей убежища и теракты заставили европейских лидеров задуматься над пересмотром свободы передвижения – одного из основополагающих принципов ЕС.
Антисистемные партии в Странах Европейского союза Источник: Новое время
6. Подписание соглашения об иранской ядерной программе
Подписанию Общего всеобъемлющего плана действий касательно иранской ядерной программы (ИЯП), которое состоялось 14 июля 2015 года при участии министров иностранных дел Ирана, США, России, Китая, Великобритании, Франции, Германии и Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, предшествовала двухлетняя прагматичная и умеренная политика президента Исламской Республики Хасана Рухани. Соглашение предусматривает снятие санкций, введенных США, ЕС и ООН против Тегерана в связи с ИЯП, в обмен на ограничение последнего в обогащении урана. Договоренность стала самым продуктивным результатом нормализации отношений между США и Ираном. Ожидается, что имплементация исторического соглашения приведет к восстановлению экспорта иранской нефти на рынок ЕС. В то же время снятие санкций способствовало укреплению регионального положения Тегерана, обострило конфронтацию с Саудовской Аравией на Ближнем Востоке и вызвало сильный гнев со стороны Израиля.
Ядерные объекты Ирана, которые подпадают под ограничения. Источник: Agence France-Presse
Баланс сил на Ближнем Востоке. Источник: Stratfor
7. Укрепление Китая в мире
В течение 2015 года Китай сделал два важных шага на пути к лидерству в мировой политике и экономике. Во-первых, соглашение о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) вступило в силу 25 декабря 2015 года после ратификации 17 государствами-основателями, которые владеют более 50% капитала финансового учреждения. Основанный по инициативе Китая АБИИ бросил вызов МВФ и Группе Всемирного банка, в которых США обладают лидерством. Помимо азиатских государств, в АБИИ вступили также Германия, Великобритания, Франция, Испания, Бразилия и другие неазиатские государства. Вторым благоприятным фактором подъема Китая было решение МВФ от 30 ноября 2015 года о предоставлении юаню статуса резервной валюты мира со следующего года, что демонстрирует ревизию действующей международной финансовой системы.
Государства-члены АБИИ состоянию на конец 2015 года. Источник: The Telegraph
8. Создание Транстихоокеанского партнерства
5 октября 2015 года США и других 11 государств АТР (Канада, Мексика, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Бруней, Перу, Чили) подписали соглашение о создании транстихоокеанского партнерства (ТТП). Соглашение направлено на формирование зоны свободной торговли, которая будет охватывать до 40% ВВП мира. ТТП стало продуктом тихоокеанской политики Барака Обамы и соперничества между США и Китаем за влияние на политические и экономические процессы в АТР. Реакция Пекина может проявиться в виде ускорения международных переговоров о начале альтернативного проекта - Всеобъемлющего регионального экономического партнерства в формате АСЕАН + 6 (государства-члены АСЕАН, Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия).
Объем торговли США с государствами ТПП. Источник: The Wall Street Journal
9. Обострение ситуации в Южно-Китайском море
По мере роста глобальных амбиций Китая, повышается геополитический вес Южно-Китайского моря. Данная акватория имеет чрезвычайно важное значение для динамичной экономики Китая, учитывая богатые запасы энергоносителей и безопасность судоходства. С целью подтверждения своих исключительных прав на спорные территории Китай в 2015 году начал строить искусственные острова на рифах, превращая их в военные базы. В свою очередь, Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Бруней и Тайвань опасаются, что китайское военное присутствие приведет к установлению монополии Пекина на спорных островах в непосредственной близости к побережью государств Юго-Восточной Азии. Прохождение американского боевого корабля через акваторию, на которую претендует Китай, показало, что Южно-Китайское море является серьезным вызовом глобальной безопасности.
Территориальные претензии в Южно-Китайском море. Источник: Reuters
Строительство искусственных островов в Южно-Китайском море. Источник: The New York Times
10. Продолжение падения мировых цен на нефть
В течение 2015 года произошло снижение мировых цен на нефть, которое продолжается с июня 2014 года. По состоянию на декабрь 2015 года цена на нефть марки Brent и WTI опустилась до $ 37 за баррель. Стремительная динамика цен объясняется перенасыщением нефти на мировых рынках. К факторам, которые привели к удешевлению "черного золота", можно отнести желание Саудовской Аравии и других монархий Персидского залива увеличить свою долю экспорта на энергетическом рынке, снятие санкций с Ирана и развитие многими государствами энергосберегающих технологий. От этого больше всего выиграют потребители энергоресурсов, в то время как государства, в которых основную статью бюджета составляют поступления от продажи нефти, терпят колоссальные убытки.
Падение цен на нефть марки Brent и WTI. Источник: Market Realist
Страны, которые выиграли и проиграли от смены цен на нефть. Источник: The Institute of International Finance
11. Достижение климатического соглашения
Во время Конференции ООН по климату, которая проходила 29 ноября-12 декабря в Париже, 195 государств мира согласовали текст соглашения, которое должно дополнить Рамочную конвенцию ООН об изменении климата 1992 года. Развитым государствам и развивающимся странам удалось достичь компромисса, в соответствии с которым последние должны начать сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу в обмен на финансовую помощь богатых стран. Парижское соглашение должно быть подписано 22 апреля 2016 года и вступить в силу после ратификации 55 государствами, суммарная доля которых составляет 55% от всех мировых выбросов.
Основные положения Парижского климатического соглашения. Источник: AgenceFrance-Presse
12. Вспышка конфликта в Йемене
Йемен стал еще одной горячей точкой на Ближнем Востоке. Четырехлетняя политическая нестабильность здесь переросла в гражданскую войну в марте 2015 года. Йемен является одной из арен региональной конфронтации между Ираном и Саудовской Аравией. После захвата хуситами — шиитскими племенами, которых поддерживает Иран — Саны (столицы государства) арабская коалиция во главе с Саудовской Аравией начала воздушную интервенцию, чтобы помочь президенту Абд-Раббу Мансуру Хади восстановить контроль над утраченными территориями. Воздушные удары коалиции привели к большому количеству жертв среди гражданского населения, в то время как "Аль-Каида на Аравийском полуострове" и "Исламское государство" активизировали террористическую деятельность на фоне хаоса.
Карта вооруженного конфликта в Йемене по состоянию на 21 декабря 2015 года. Источник: Stratfor
13. Обострение российско-турецких отношений
Несмотря на существенные противоречия вокруг Сирии, Южного Кавказа и Украины, Россия и Турция поддерживали прагматичные отношения во многих сферах. Однако российская интервенция в Сирии повысила риски, которые могут повредить двустороннему сотрудничеству. Сбитый российский военный самолет, который 24 ноября 2015 года нарушил воздушное пространство Турции, был поворотной точкой в дальнейшем развитии отношений Москвы и Анкары. Этот инцидент будет иметь много краткосрочных региональных последствий, одни из которых уже проявились в приостановлении проекта газопровода "Турецкий поток" российской стороной, введении санкций против Анкары и достижении предварительной договоренности о нормализации турецко-израильских отношений.
Вооруженный инцидент на турецко-сирийской границе 24 ноября 2015 года. Источник: Stratfor
14. Новый кризис в Африке
В апреле 2015 года в восточноафриканской стране Бурунди начались вооруженные столкновения, спровоцированные намерением президента Пьера Нкурунзиза баллотироваться на не предполагаемый Конституцией третий срок. С тех пор противостояние сторонников и противников Нкурунзиза унесло жизни по меньшей мере 400 человек и привело к появлению 220 тыс. беженцев в соседних странах. Из-за риска перетекания конфликта в геноцид Африканский Союз 18 декабря 2015 года принял решение об отправке 5 тыс. миротворцев с целью защиты гражданского населения. Несмотря на эти опасения, конфликт в Бурунди имеет политическую природу, а вероятность этнических чисток между племенами хуту и тутси, подобных ситуации в соседней Руанде в 1994 году, пока невысока. Вместе с тем, не исключается эскалация мало замеченного за пределами Африки политического кризиса, который может иметь далеко идущие гуманитарные последствия.
Иллюстрация 19. Кризис в Бурунди. Источник: AgenceFrance-Presse
15. Нормализация американо-кубинских отношений
Восстановление дипломатических отношений между США и Кубой, разорванных в далеком 1961 году, было революционным событием года в Латинской Америке. США стремились возродить свое историческое влияние на политические процессы в западном полушарии, а Куба требовала новых инвестиций после того, как Венесуэла — ближайший союзник Гаваны — погрузилась в экономическую стагнацию. Несмотря на политический диалог, американское торговое эмбарго и кубинская централизованная экономика будут мешать развитию полноценных связей. Тем не менее, сближение идеологических противников свидетельствует о кризисе политики "Левого поворота" в Латинской Америке, которая проявилась в Венесуэле на фоне падения цен на нефть.
Геостратегическое расположение Кубы. Источник: Stratfor