RU  UA  EN

суббота, 23 ноября
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 42.85
НБУ:USD  41.05
Мир
Мнение

​Российское вторжение в Украину: промежуточные итоги для Китая

Пекин должен определиться со своей позицией

Пекин должен определиться со своей позицией Фото:

Российское вторжение в Украину стало для Китая значительной проблемой. И чем дольше идет война, тем более сложной становится стоящая перед Пекином стратегическая дилемма. В чем она заключается и почему Китай должен определиться со своей позицией относительно развязанной россией войны против Украины, специально для "Апострофа" рассказал эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко.

После первых месяцев войны в Пекине могли сделать несколько выводов. Во-первых, российское руководство допустило слишком много ошибок на этапе планирования. Ничего похожего на быструю и успешную военную кампанию – вместо нее затяжная и дорогостоящая война без внятных стратегических целей. "Крымский сценарий", на который могли рассчитывать в Москве, уже нельзя реализовать. Российское планирование ошиблось и в отношении способности Украины к сопротивлению, и по поводу готовности Запада активно это сопротивление поддерживать. Два с лишним месяца войны показали, что ее затягивание консолидирует Запад, и что чем дольше украинская армия сопротивляется на поле боя, тем больше готов ставить на нее Запад, увеличивая объемы финансовой помощи и поставок вооружений.

Во-вторых, значение войны для международной безопасности вышло далеко за пределы регионального конфликта и несет с собой последствия, играющие против интересов Китая. Это касается и упомянутой выше консолидации Запада, и репутационных издержек, которые постепенно усиливаются для всех, кто не только поддерживает россию, но и тех, кто недостаточно энергично противостоит ей. Российская агрессия в Украине слишком разрушительно влияет на международный порядок, провоцируя непредсказуемые последствия - от ослабления роли всех ключевых международных институций до усиления роли военной силы в мировой политике или попыток ряда государств разработать собственное ядерное оружие.

Все это представляет собой угрозу для Китая, который надеялся на мирное и мягкое переформатирование мира и усиление собственного влияния на то, как он работает. Неконтролируемый кризис будет слишком опасным для долгосрочных интересов Пекина.

В-третьих, россия вряд ли может выиграть эту войну в каком-то содержательном смысле слова. Даже потеря Украиной части территорий не усилит, а ослабит Москву. Цена вторжения уже чрезвычайно высока, в финансовом, политическом и дипломатическом смыслах. Дальше она будет только расти благодаря режиму санкций и необходимости для россии либо продолжать войну, либо содержать оккупированные территории.

В-четвертых, если война продолжится в текущем формате, то ее результатом станет ослабление и изоляция россии при любом исходе конфликта. Роль и значение международных институций ослабеет еще больше, а Восточная Европа окажется в зоне значительной нестабильности.

Все это, особенно с учетом консолидации Запада и усиления роли США, должно восприниматься как угроза в Пекине. Но найти на нее адекватный ответ Китаю, очевидно, непросто. Он не был готов к таким проявлениям "дружбы без границ" с россией.

С одной стороны, Китай не заинтересован в поражении россии – но у него практически нет инструментов для того, чтобы его предотвратить. Война, развязанная Москвой, была очень плохо подготовлена дипломатически. россия оказалась в изоляции. Вряд ли интересам Китая соответствует оказаться именно в этот момент вдвоем с россией против всего мира.

Тем не менее, проигрыш россии будет означать критическое ослабление единственного потенциального союзника Китая среди великих держав. Кроме того, этот проигрыш многими будет расценен как выбывание россии из лиги великих держав – значительное ослабление Пекина в его борьбе с Западной коалицией.

С другой стороны, и поддерживать россию прямо и открыто Китай вряд ли может. Слишком противозаконна, насильственна и преступна развязанная россией война. Она противоречит принципам мира, добрососедства, невмешательства и суверенитета, которых придерживался в своей большой стратегии Китай на протяжении последних десятилетий.

Кроме того, если целью Пекина является формирование нового, менее "западоцентричного", мирового порядка, то понятие глобальной ответственности становится не просто лозунгом, а важным принципом внешней политики. Может ли глобальная ответственная держава стать на одну сторону с настолько вопиющими нарушениями международного права? Или, как сформулировал это госсекретарь Блинкен, весь мир сейчас наблюдает за тем, кто действительно выступает в поддержку принципов государственного суверенитета и территориальной целостности.

Накануне вторжения россии в Украину китайско-российские отношения часто описывались как "дружба без границ". Война покажет, если ли границы у этой дружбы. Консолидация Запада станет одним из ключевых геополитических последствий этой войны, независимо от ее непосредственного результата. США, ЕС, Великобритания синхронно вводят беспрецедентные санкции против россии, а также оказывают значительную поддержку Украине. Молчание Китая на этом фоне создает пространство для критики позиции Пекина со стороны западных правительств.

Со временем давление общественного мнения будет усиливаться, в первую очередь в странах Восточной Европы, где поддержка Украины особенно высока. Если война будет затягиваться, под угрозой окажутся маршруты железнодорожных контейнерных перевозок из Китая в Европу. В целом перспективы сотрудничества между Китаем и ЕС могут существенно сократиться.