RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Мир
Мнение

​Латвия и Эстония тоже выходят из формата сотрудничества с Китаем "16+1"

Китай теряет свое влияние в регионе

Китай теряет свое влияние в регионе Фото: lv.baltnews.com

11 августа Эстония и Латвия заявили о выходе из формата сотрудничества Китая со странами Центральной и Восточной Европы, известного так же как инициатива "16+1". Значение первого слагаемого в этой формуле менялось неоднократно, сначала доходя до 17 после присоединения Греции, потом снова уменьшившись до 16 после выхода Литвы – и, наконец, достигнув 14. Почему Китай теряет свое влияние в регионе, специльно для "Апострофа" рассказал эксперт Международного центра перспективных исследований Николай Капитоненко.

Эта арифметика отображает геополитические тенденции. Внимание Китая к Центральной и Восточной Европе неслучайно. Начиная с 2012 года, Пекин последовательно стремится усилить свои позиции в регионе. Углубление сотрудничества с его странами, большинство из которых являются членами ЕС, призвано было расширить торговлю и политические связи Китая с ЕС в целом. Огромный рынок Европы был естественным направлением экспансии промышленной экономики Китая.

С запуском инициативы "Один пояс, один путь" регион вполне естественно стал одним из ее важных элементов. Инструменты китайской экспансии – инфраструктурные проекты, инвестиции и торговля – казались привлекательными и эффективными для стран Центральной и Восточной Европы, часто страдающих от экономических проблем и дефицита ресурсов. К тому же, углубляя сотрудничество с ними, Китай рассчитывал и на косвенное лоббирование своих интересов в ЕС со стороны участников инициативы "16+1".

Однако, результаты оказались гораздо скромнее, чем многие рассчитывали. Сначала пандемия коронавируса внесла существенные изменения в торговлю, цепочки поставок и общее состояние рынков. Потом обострились отношения Китая и США. И, на конец, Россия вторглась в Украину.

Каждое из этих событий стало испытанием для "16+1". Пандемия обнаружила несбалансированность формата. Страны Центральной и Восточной Европы стали упрекать Китай в том, что обещанные в свое время золотые горы не стали реальностью. Вместо дождя китайских инвестиций и процветания – ключевое для большой стратегии Китая слово – европейцы получили весьма скромный объем инвестиций, часто под политические условия; и очень ограниченный доступ на рынок Китая. Сотрудничество в многостороннем формате больше напоминало скупку Китаем активов в Европе и усиление его политического влияния.

Приход в Белый дом администрации Байдена расставил новые акценты в китайско-американских отношениях. Противостояние обострялось и обретало черты глобального. Третьим странам все сложнее было воздерживаться от выбора между двумя сторонами. К тому же, Вашингтон прибегнул к риторике борьбы демократий с авторитаризмом, описывая свой конфликт с Пекином – тем самым оставив мало места для полутонов. Большинство стран Центральной и Восточной Европы имеют прочные связи и глубокий уровень партнерства со США – в этих условиях уровень их отношений с Китаем вряд ли мог остаться неизменным.

Неслучайно первой у выхода из "17+1 оказалась Литва. Нарушения прав человека в Китае и обострение противостояния Китая с Западом стали достаточным для этого основанием. Ко всему прочему, в конце 2021 года Литва – единственная страна ЕС – признала Тайвань. Выход Литвы сопровождался призывом перейти к формату "27+1", то есть к диалогу с Китаем на уровне ЕС.

Вторжение России в Украину обострило все старые проблемы и добавило новых. Позиция Китая, больше всего похожая на доброжелательный в отношении России нейтралитет, мало кому нравится в Европе и вызывает еще меньше симпатий в восточной ее части. Раздражение европейцев было заметно уже на саммите Китай-ЕС в апреле этого года, но с того времени оно только нарастало.

11 августа Латвия и Эстония синхронно заявили о своем выходе из инициативы "16+1". Министерство иностранных дел Латвии подчеркнуло в своем заявлении по этому поводу, что страна будет стремиться к конструктивным и прагматическим отношениям с Китаем как на двустороннем уровне, так и в формате ЕС-Китай – на основе общей выгоды, уважения к международному праву, правам человека и мировому порядку, основанному на правилах. Последние два пункта можно считать ироническими, учитывая, что как раз этим принципам Китай в той или иной мере бросает вызов. С практически идентичным заявлением выступило и Министерство иностранных дел Эстонии.

Превращение "16+1" в "14+1" - это не только арифметика. Это также быстрое изменение мира и его поляризация. Швеция и Финляндия вступают в НАТО, Китай теряет позиции в Центральной и Восточной Европе. Трансформация международного порядка продолжается.