Попытка турецкого президента Реджепа Эрдогана собрать электоральную поддержку среди 4,6 миллионов турков-эмигрантов, проживающих в Западной Европе, натолкнулась на сопротивление европейских правительств. Нидерландские власти не пустили министров Турции выступить на субботнем митинге в Роттердаме. Это разгневало Анкару, повлекло взаимообмен оскорблениями и привело к неожиданному дипломатическому кризису, разжигать который выгодно обеим сторонам.
Правительство Турции запустило в Европе агитационную кампанию с целью убедить представителей диаспоры поддержать на референдуме, назначенном на 16 апреля, изменения в турецкую конституцию по расширению президентских полномочий Реджепа Эрдогана. Турецким политикам удалось организовать 1-тысячный митинг во французском городе Меце, однако Германия, Нидерланды, Швейцария и Австрия на своих территориях проводить агитацию не разрешили.
Конфликт разразился 11 марта после того, как турецкие министры вопреки запрету попытались прорваться в Роттердам. В Нидерландах проживает свыше 400 000 турецких иммигрантов, большинство из них имеют двойное гражданство и право голоса в обеих странах.
Власти Нидерландов не разрешили приземлиться самолету с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу, а спустя несколько часов остановили вблизи турецкого консульства в Роттердаме министра по делам семьи Турции Фатму Бетюль Сайян Кайю, которая пыталась попасть на митинг на автомобиле. Ее объявили "нежелательным иностранцем", заставили проделать обратный путь до границы с Германией и выпроводили из страны.
Нидерландский премьер-министр Марк Рютте, которому предстоит пройти сложное политическое испытание на парламентских выборах в среду, высказал возмущение поведением Турции, вышедшей, по его словам, за рамки дипломатического приличия. "Такого никогда ранее не случалось, чтобы страна объявляла кому-то, что не рада их видеть, но они все равно пытались прибыть в страну", — пояснил Рютте.
В свою очередь турецкий лидер Реджеп Эрдоган обвинил Нидерланды в "нацизме", в "поведении, подобном банановой республике", и пообещал заставить правительство Марка Рютте "заплатить" за препятствование турецким министрам.
"Если вы смогли пожертвовать турецко-нидерландскими отношениями ради своих выборов в среду, вы за это заплатите", — заявил Эрдоган на митинге в Стамбуле, призвав международные организации ввести санкции против Нидерландов. – "Я считал, что нацизм остался в прошлом, но я ошибался. На самом деле, нацизм жив на Западе".
Вспыхнувший дипломатический скандал спровоцировал протесты возле турецкого консульства в Роттердаме. В ночь на воскресенье около 1000 человек с турецкими флагами устроили уличные протесты против выдворения турецких министров, переросшие в погромы. Властям Роттердама пришлось применить конную полицию и водометы для разгона демонстрантов, бросавших в сотрудников правопорядка камнями.
Борьба за голоса националистов в Нидерландах
Проблема наплыва беженцев-мусульман повышает антииммигранские настроения во всей Европе. Нидерланды не стали исключением. Националистическая "Партия свободы" Герта Вилдерса, избирательная компания которой сфокусирована на "деисламизации" Европы, угрожает отобрать до половины парламентских мест у либеральной партии премьер-министра Марк Рютте.
"Партия Свободы", согласно соцопросам, на парламентских выборах 15 марта увеличит присутствие в 150-местном парламенте Нидерландов с нынешних 12 до 20-25 мест и, вероятно, станет главной оппозиционной силой. Народная партия Марка Рютте останется крупнейшей политсилой, но ее присутствие в парламенте уменьшится с 40 мест до 23-27 мест, и ей будет непросто сформировать коалицию.
Фигура Реджепа Эрдогана крайне непопулярна среди нидерландцев-немусульман, беспокоящихся относительно того, что проживающие в их стране турки в большинстве своем поддерживают этого жесткого и авторитарного правителя. Вступление Марка Рютте в конфронтацию с Эрдоганом накануне парламентских выборов похоже на попытку премьер-министра перетянуть голоса националистически настроенных граждан на сторону Народной партии.
Герту Вилдерсу приходится хвалить Марка Рютте и усиливать антитурецкую риторику, чтобы дипломатический скандал лил воду и на его мельницу. Происходящий накал нидерландско-турецких отношений и устроенные турками беспорядки он назвал свидетельством расползающейся исламизации, угрожающей нарушить традиционный уклад жизни европейцев. Комментируя уличные протесты в Роттердаме, он назвал проживающих в стране турков "пятой колонной", призвав лишить их двойного гражданства и закрыть для них государственные границы.
Вопрос выживания для Эрдогана
На протяжении восьми месяцев, прошедших после попытки переворота, турецкое правительство упорно убеждает граждан в том, что нависшие над страной внешние и внутренние военные угрозы оправдывают и политические репрессии, и назначенный на 16 апреля референдум по изменениям конституции, предоставляющим Реджепу Эрдогану почти полный контроль над правительством.
Поправки в конституцию были приняты турецким парламентом 21 января. Однако количества голосов не хватило, чтобы они вступили в силу без проведения референдума. Эти поправки упраздняют пост премьер-министра и наделяют президента правом назначать и снимать с постов министров, увольнять членов Верховного суда и руководить политической партией. Сторонники Эрдогана уверяют, что эти изменения упростят систему управления страной и спасут ее от попыток переворота.
До прошлой недели турецкий референдум казался исключительно внутренней проблемой Турции и головной болью ее долговременного лидера Реджепа Эрдогана, занимавшего должность премьер-министра 11 лет перед тем, как стать президентом в 2014 году. Экзитполы показывали, что нация разделилась на два примерно равных лагеря сторонников и противников изменений в конституцию с небольшим перевесом в пользу голосования "против". Сейчас турки склонны провалить референдум, чтобы не допустить тиранию, к которой может привести усиление президентской власти. Однако, по мнению министра Турции по делам Евросоюза Омера Челика, до 16 апреля их настроения могут сместиться в пользу "за".
"Мы знаем, как турецкий народ реагирует на события такого рода", — прокомментировал турецко-нидерландский скандал Омер Челик. – "Из-за того, что сделали Нидерланды, наши люди могут пойти вперед и проголосовать за изменения".
Конфликт с Нидерландами позволяет Эрдогану сменить акценты своей агитационной кампании в поддержку референдума. Теперь он сможет представить ее как битву против иностранцев, ополчившихся против его правления. И антитурецкая риторика, зазвучавшая из уст нидерландских, германских и французских политиков, будет способствовать сплочению турков вокруг своего авторитарного лидера.