RU  UA  EN

пятница, 22 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Мир

Что может помешать Великобритании покинуть ЕС

О чем договорятся Лондон и Брюссель, и договорятся ли вообще. Главные вопросы Brexit

О чем договорятся Лондон и Брюссель, и договорятся ли вообще. Главные вопросы Brexit Постпред Британии при ЕС сэр Тим Барроу и глава Евросовета Дональд Туск. Фото: EPA/UPG

29 марта, когда британский премьер Тереза Мэй передала в Брюссель документы о выходе своей страны из ЕС, начался отсчет двухлетнего срока, в течение которого Лондон и Брюссель должны согласовать условия Brexit. Но противоречия между британцами и европейскими чиновниками никуда не делись, и по-прежнему некоторые вопросы выхода кажутся далекими от общего решения. Более того, существует вероятность, что за два года Соединенное Королевство так и не сможет покинуть Евросоюз.

Brexit только начинается. Спустя девять месяцев после референдума премьер-министр Тереза Мэй 29 марта через представителя Великобритании в ЕС передала президенту Европейского совета Дональду Туску официальное письмо о намерении своей страны выйти из Евросоюза, согласно статье 50 Лиссабонского договора. И в ближайшие месяцы должны начаться переговоры, которые определят, какими будут условия Brexit. Весь процесс, согласно статье 50, займет два года — и в случае успеха лишь в марте 2019-го Британия перестанет быть членом ЕС.

И хотя градус диалога между британцами и Брюсселем ощутимо упал в последние несколько месяцев, Лондону нужны как можно более выгодные условия выхода из ЕС. Брюссель же не может себе позволить проявить слабость, ведь тем самым подскажет другим странам-членам ЕС, что с европейскими институтами можно и нужно говорить с позиции силы. Для высокопоставленных чиновников важны не только вопросы европейской экономики, но и чтобы случай Британии не был хорошим примером для потенциальных стран-беглецов. С другой стороны, лидеры ЕС утверждают, что не желают наказывать Великобританию.

Британия все еще придерживается варианта с жестким сценарием выхода из Евросоюза — эту линию Тереза Мэй заняла сразу же после вступления в должность. Жесткий Brexit предполагает выход страны из единого европейского рынка (а это затрагивает и вопрос трудоустройства граждан ЕС на территории Соединенного Королевства) таможенного союза с ЕС и из-под юрисдикции Европейского суда (European Court of Justice) в Люксембурге.

Суть переговоров: порядок, деньги, ирландский вопрос

В конце апреля состоится саммит лидеров ЕС (Великобритания участвовать не будет), на котором, как ожидается, Еврокомиссии предоставят мандат на переговоры. Затем Еврокомиссия опубликует примерный план переговоров, которые начнутся в мае-июне 2017 года. Срок в два года, которые отведены на все про все статьей 50 договора о ЕС, может быть продлен в случае согласия обеих сторон.

Британское правительство опубликовало свой план выхода Великобритании из ЕС в начале февраля. Он как раз и включает три основные составляющие жесткого Brexit, которые мы упомянули выше. Лондон хотел бы обсуждать, параллельно с условиями выхода, и будущий статус Британии в европейских соглашениях, в первую очередь торговых. Тогда как европейская сторона переговоров настаивает на том, что сперва нужно разобраться с тем, какими будут условия Brexit. Британцы считают, что в таком случае они рискуют попасть в невыгодное положение, ведь после улаживания условий выхода могут потерять рычаги влияния, когда дело дойдет до вопросов торговли. Но Еврокомиссия и Европарламент твердо стоят на своем. В частности потому, что переговоры о торговле нереально провести в двухлетний срок. То есть еще до начала переговоров стороны не могут договориться о главном: какими будут сами переговоры — последовательными или параллельными.

Особняком стоит и вопрос денег: ранее британские СМИ со ссылкой на источники сообщили, что Лондону придется заплатить ЕС примерно 50-60 млрд фунтов, чтобы выполнить бюджетные обязательства перед объединением, например оплатить пенсии еврочиновникам. Недавно спикер Еврокомиссии Маргаритис Схинас описал эту ситуацию забавной аналогией: "Это как будто ты пришел в паб с 27 друзьями и сказал, что ты выставляешь всем по пиву. Потому ты не можешь просто взять и уйти посреди вечеринки. Ты должен заплатить за то пиво, которым угощал".

На Альбионе явно не настроены платить столь огромную сумму. На прошлой неделе президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер подтвердил, что цифра, которая просочилась в СМИ, "примерно такая". Лондон называет сумму в 20 млрд. Британский министр по делам выхода из ЕС Дэвид Дэвис, переговорщик от Лондона 30 марта заявил, что он не ожидал, что стране придется заплатить Евросоюзу 50 млрд фунтов (62 млрд евро) в процессе Brexit. И хотя он назвал Великобританию законопослушной страной, которая "выполнит свои обязательства", по его убеждению, время больших выплат Евросоюзу прошло. Тереза Мэй хочет говорить о деньгах уже в самом конце переговорного процесса.

"Подумайте о таких же разногласиях по поводу пенсий, зданий и даже активов Европейского инвестиционного банка, и вот рецепт на месяцы споров, а затем – согласования суммы, где-то на отметке между 0 и 60 млрд евро", – метко написал в своей статье Brexit-редактор The Guardian Дэн Робертс.

Еще один спорный вопрос — гражданство. Европейская сторона в лице переговорщика от Еврокомиссии Мишеля Барнье (помимо него есть переговорщик от Европарламента Ги Верховстадт и от Совета ЕС — Дидье Сеус) настаивает, что на раннем этапе нужно обсудить и судьбу примерно 3 млн граждан ЕС, которые проживают на Островах. Лондон отказывается гарантировать им права постоянного проживания, прежде чем получит аналогичные заверения Брюсселя о своих гражданах на континенте. В начале марта палата лордов проголосовала за предоставление гарантий прав граждан стран Евросоюза, тем самым отступив от линии, взятой правительством. Более того, тогда члены верхней палаты парламента потребовали для законодателей права внести изменения в конечный вариант сделки о выходе, но правительство отказалось. В вопросе мигрантов оно также осталось при своем мнении. Однако здесь согласие, похоже, будет найти все-таки легче, чем в некоторых других вопросах: Великобритания вряд ли откажется предоставлять гражданам стран ЕС легальный статус по новому законодательству.

Проглядывается компромисс и в вопросе Европейского суда. Хотя пока британцы настаивают, что собираются выйти из-под юрисдикции Европейского суда в рамках Brexit. Но трудно себе представить, что Британия сумеет подписать с ЕС какую-либо торговую сделку, не согласившись с полномочиями наднационального судебного органа.

Трудности может создать вопрос пограничного контроля между Северной Ирландией, провинцией Великобритании, и Республикой Ирландия. Выход Британии из ЕС, особенно если произойдет выход из единого рынка и таможенного союза, будет требовать более жесткого контроля над границей, что может подогреть противоречия между сторонниками и противниками идеи единой Ирландии в ирлансдкой части Королевства, повысить террористическую угрозу. С 1923 года между Республикой Ирландия и Соединенным Королевством действует единое миграционное пространство. Поскольку все стороны хотели бы избежать рисков и не навредить мирному процессу (согласно Белфастскому соглашению 1997 года), существует вариант с методами технологического миграционного контроля без пограничных пунктов. Однако трудно сказать, предотвратит ли он политический кризис в Северной Ирландии или даже кризис безопасности.

Торговля и еще раз торговля

Как все дороги ведут в Рим, так и главные аспекты Brexit — таможенный контроль, иммиграция и границы — подводят стороны к обсуждению торговли. С тем лишь отличием, что ЕС предпочел бы говорить с Лондоном о торговых отношениях уже после того, как попрощается с Британией как членом ЕС. А не пытаться объять необъятное, как это делает Мэй. Евросоюз категорически отказывается отступать от принципа, согласно которому доступ к единому рынку означает обязательство обеспечить свободное перемещение людей. В противном случае преференции для Великобритании могут быть не поняты другими членами ЕС. А это может вызвать цепную реакцию.

После подписания соглашения об условиях выхода Великобритании из ЕС оно должно быть ратифицировано всеми парламентами стран-членов, включительно с британским, а также Европарламентом. Только потом, скорее всего, можно будет приступить к обсуждению новых параметров торговых отношений между Британией и Евросоюзом. Путь к подписанию соглашений, как спрогнозировал экс-посол страны в Брюсселе Айван Роджерс, может занять до десяти лет. Мэй, однако, продолжает уверять, что процесс будет быстрым и безболезненным, поскольку страны ЕС якобы выстроятся в очередь, чтобы договориться с Лондоном о свободной торговле. Вероятно, как минимум на время этого переходного постбрекзитного периода единый рынок останется под контролем Европейского суда.

Дэн Робертс из The Guardian (и не только он) допускает, что значительные противоречия могут привести даже к тому, что сделка между ЕС и Британией провалиться. Поскольку, если кому и придется отступать, так это британцам, а нет гарантий, что они на это пойдут. К тому же, в отличие от соглашения о выходе Великобритании из ЕС, торговую сделку должны будут одобрить не только все национальные парламенты, но и некоторые региональные. "Это станет огромным препятствием для надежд Британии на щедрое торговое соглашение. Участники переговоров будут бороться с этим любой ценой", — уверен Робертс.

Два года, а что потом?

Как сказал в комментарии "Апострофу" юрист-международник Александр Мережко, прогнозировать результаты переговоров о Brexit очень сложно, поскольку прецедентов раньше не было, и конкретного механизма выхода страны из Евросоюза попросту не существует. Более того, если переговоры зайдут в тупик, существует и вероятность, что Великобритания не сможет покинуть ЕС.

"Ставится своего рода эксперимент. Кто будет уступать? Сейчас, как я это вижу, происходит нарастание давления внутри самой Великобритании на то, чтобы все таки она осталась в Евросоюзе. С одной стороны, эта попытка провести референдум в Шотландии — это очень опасно для Великобритании. Во-вторых, начинается какое-то движение молодежи, местных, можно сказать, интеллектуалов, которые стремятся, чтобы Великобритания осталась в ЕС. Ну и все-таки бизнес играет большую роль. У меня нет полной уверенности, что Британия выйдет. За два года еще очень многое может произойти — процесс серьезный переговоров только начинается. И то, как ведут себя обе стороны, иногда напоминает игру в покер: они начинают блефовать", — полагает Мережко.

"Переговоры только начинаются, и уже сейчас есть заметные пункты, относительно которых будут вестись самый большие дискуссии. Очевидно, что результат переговоров сложно предсказать", — согласился директор Института евроатлантического сотрудничества Александр Сушко. — Британия хочет сохранить за собой максимальное количество преимуществ. А ЕС, в свою очередь, хочет получить максимальную компенсацию за потери, которые вызваны выходом Великобритании, и также создать показательный пример, чтобы не было мотивации у других стран выходить".

По словам Сушко, существуют разночтения положений Лиссабонского договора по поводу того, что должно произойти, если стороны после двух лет переговоров не придут к компромиссу: "Очевидно, что такую вероятность [что Великобритания окажется неспособной покинуть ЕС], нельзя полностью исключать. Она будет нависать над ЕС и Британией в ближайшие два года".

Читайте также

Новое правительство в Великобритании будет позиционировать себя "надежной рукой" - британский профессор Саймон Мабон

Изменения в правительстве Великобритании не должны кардинально отразиться на ситуации с Украиной

Европа хочет заплатить украинцам за границей: а как же те, кто живет под бомбами

Принцип справедливости будет нарушен, если беженцам заплатят за возвращение в Украину, а те, кто никуда не выезжал, ничего не получат