Во второй половине 2020 Укрзализныця начала снижать тарифы на грузоперевозки. На момент решения компания контролировала пятую часть рынка. Благодаря удешевлению перевозок она смогла вернуть часть клиентов. Но в декабре депутаты группы "Довира" заявили, что снижение тарифов вредит конкуренции на рынке.
Их неожиданно поддержал Набсовет, пишет в Facebook создатель проекта Politicus Vulgaris Сергей Лямец.
"Самое интересное - не позиция контролируемых олигархами депутатов. Самое интересное - реакция наблюдательного совета "Укрзализныци". Набсовет прислушался и поставил все процессы на паузу… Такое впечатление, что гигантские зарплаты набсовета парализуют активность", – сообщает он.
Лямец пояснил, что у частных перевозчиков есть вагонный парк, и "Укрзализныця" спокойно сдавала позиции".По его мнению, набсовет "Укрзализныци" должен поддерживать прибыльную работу компании, жесткие трансформации, ведь доля компании на рынке грузоперевозок упала до 19%. Остальное разделили частные перевозчики, которые годами ввозили из России б/у вагоны.
Он напомнил, что была создана ТСК Верховной Рады по реформе УЗ, которая собралась расследовать причины неудач компании при прежнем руководстве: "Укрзализныця" готовилась массово списать изношенные вагоны. 50% своего парка… Не исключено, что парк частников составлен из бывших вагонов УЗ… в 2020 УЗ владела 84,9 тыс грузовых вагонов, частники - 88,1 тыс. Тогда же произошел и обвал рынка грузоперевозок - доля УЗ сократилась до 19% рынка. Причина в том, что существующие вагоны не использовались полностью. И произошло это как раз за время работы Андрея Рязанцева в УЗ (экс-директор по развитию бизнеса, уволенный в мае 2020). Похоже, что предыдущее руководство "Укрзализныци" сознательно сливало рынок частникам", - пишет Лямец.
Эксперт отметил, что пока Набсовет приостановил реформы, УЗ может лишиться рынка грузоперевозок.Он напомнил, что в январе 2021 началась трансформация УЗ. Из нее выделили оператора инфраструктуры "УЗ Инфра" и грузоперевозок "УЗ Карго". До конца 2021 должны были выделить пассажирскую и производственную вертикали.В 2019 президент подписал указ о реформах, в том числе о начале реструктуризации УЗ. Процесс являлся обязательством Украины по Соглашению об ассоциации, был разработан правительственный план действий. В августе 2020 сменилось правление компании. Возглавил ее Владимир Жмак, грузоперевозками занялся Иракли Езугбая, возглавлявший грузинские железные дороги. Они начали снижать тарифы, чтобы вернуть долю рынка в 40%, менять процедуры. Были запланированы капитальные инвестиции, в том числе в грузовые вагоны: "В закупку и ремонт грузовых вагонов в 2021 запланировали вложить 7 млрд грн. На это купили бы 3000 новых и отремонтировали 20,5 тыс старых вагонов", - напомнил Сергей Лямец.
Он подчеркнул, что клиенты начали возвращаться в компанию. Но из-за обращения депутатов "Довиры" набсовет заблокировал реформы.
"Потерю рынка нужно расследовать, другие вопиющие факты тоже. Но главный вопрос в другом: если парламентская ТСК расследует деятельность предыдущего руководства, зачем набсовет остановил нынешние решения по реформам?", - спрашивает Лямец.