Политолог рассказал, как монополия компании "Дарница" вредит международному имиджу Украины

На украинском фармацевтическом рынке существует монополия компании «Дарница», которая сдерживает развитие рынка и мешает поступлению иностранных инвестиций.

Такое мнение в своем блоге на сайте «Цензор» высказал политолог Петр Олещук.

В подтверждение своих слов он привел ситуацию с которой столкнулась румынская государственная фармкомпания ANTIBIOTICE.

«В начале года румынская компания заявила о намерении открыть представительство в Молдове и Украине. У соседей офис уже есть. У нас - нет.

Не учли румыны одну деталь - на нашем феодальном рынке есть «священные монополии» почти на все. В частности, в случае медикаментов - это «Дарница» друга генпрокурора и президента Г. Загория (ну и нардепа, конечно)», - пишет Олещук.

В портфеле ANTIBIOTICE есть препараты, которые имеют украинские аналоги. Среди этих аналогов и лекарства, которые производит фармацевтическая компания «Дарница». Так вот, румыны просто не могут получить разрешение на продажу своих лекарств в Украине, которые конкурируют с препаратами «Дарница», говорит Олещук. И это не первый подобный случай.

«Возьмем только события, которые освещала пресса. 2012 год - запрет ряда импортных вакцин, аналоги которых хотел выпускать Загорий. 2013 год - запрет словацкого «Милдроната». Тоже замену должна была «найти» «Дарница». Тот же год - австрийская Megainpharm обвинила «Дарницу» в нарушении прав интеллектуальной собственности на свой препарат. Далее на иностранцев ждали четыре года украинских судов, тех самых, «дружественных» к Администрации Президента и ее друзей. Сейчас украинское подразделение французской фармакомании Sanofi, оштрафованной АМКУ в конце 2017 года на 70 млн грн, жалуется на особое внимание «конкурентного ведомства» именно к иностранному бизнесу.

Я не удивлюсь, если теперь уже румыны не могут получить какую-то бумажку, чтобы зайти в Украину», - сетует Олещук.

По ситуации на украинском рынке лекарственных препаратов развернутое расследование сделали журналисты европейского издания Jurnal.md. Они уделили внимание политическим связям владельца «Дарницы» Глеба Загория. А также добавили еще несколько примеров, как «Дарница» «решает» дела на украинском фармацевтическом рынке. В частности, журналисты вспомнили попытки «Дарницы» отсудить у другой фармкомпании «Фармак» ее историческое право на использование названия «Корвалол» при производстве своих препаратов.

«Фармак» требует от суда права на выпуск «Corvalol», который был разработан и внедрен почти 60 лет назад. Глеб Загорий начал производить аналог, добавив название своей компании к этому товарному знаку. Судьи позволяют такие трюки с торговыми марками. Между тем «Корвалол-Дарница» занял половину рынка», - рассказывают журналисты Jurnal.md.

«А это не только проблема отдельных иностранных производителей. Это: 1) вопрос феодального контроля «рынка» в Украине, где нельзя просто так зайти «чужому» и все разделено; 2) вопросы прав граждан на выбор того товара, который нужен им, и создание условий для конкуренции; 3) вопрос отношения к Украине как к нормальной, или не нормальной стране.

На примере одной сферы вопрос выходит на международную арену. Пока достаточно осторожно, но что будет дальше?», - заключает Олещук.