В условиях, когда государственные монополии существенно повышают тарифы на энергию и перевозку, думать о будущем очень трудно, ведь бизнес теряет основные экспортные рынки и перешел в режим выживания.
Об этом рассказал глава офиса генерального директора Группы Метинвест Александр Водовиз на конференции «Украина и мир впереди», организованной NV при поддержке The Economist.
По словам Водовиза, Метинвест уже столкнулся со значительным ростом операционных расходов и снижением конкурентоспособности, что привело к остановке Ингулецкого горно-обогатительного комбината. Поэтому сейчас стратегия группы заключается в сохранении коллектива и поддержке текущих операций. А дополнительный рост тарифов только ослабит позиции бизнеса.
«Сегодня у нас остановленный ИнГОК, это 4 тысячи людей без работы, для которых мы пытаемся сделать все возможное — трудоустроить на других активах, помочь. Две причины остановки актива – высокие тарифы на электроэнергию и на перевозку по железной дороге. Мы не достреливаем по себестоимости наших якорных рынков. И сейчас мы видим, что «Укрзализныця» хочет снова повысить тарифы на 37%. Предлагается почти четырехкратное повышение тарифа на транспортировку газа, а тариф на передачу электричества уже повысили на 30%. В таких условиях думать о будущем развитии очень тяжело. Мы включили режим выживания и стараемся как-то сохранить то, что есть», — сказал он.
Глава офиса гендиректора Метинвеста добавил, что регуляторные органы и государственные компании должны построить диалог с бизнесом относительно тарифной политики. Ведь бизнес является основным потребителем этих компаний, и их решения будут влиять на деятельность предприятий и показатели украинской экономики.
«Да, Укрзализныця имеет свои расходы, многое сделала, помогла с эвакуацией. Но нужно тоже смотреть вперед. «УЗ» последние два года прибыльная, а у нас есть убытки. У них за 2024 год около 6 миллиардов кэша, а у нас нет кэша. Они не хотят реструктуризировать свои обязательства, а частному бизнесу нужно это делать по бондам и т.д. И, главное, у нас сейчас с государственными монополистами нет дискуссии — ни с НКРЭКУ, ни с УЗ, вот в чем беда», — отметил он.
Ранее ОП Укрметаллургпром (УМП) также призвало премьер-министра Дениса Шмыгаля и министра по восстановлению Алексея Кулебу не повышать тариф на грузовые перевозки Укрзализныци: там отметили, что Министерство развития общин и территорий Украины проводит кулуарные обсуждения с УЗ без участия бизнес-сообщества, тем самым иногда последствия повышения тарифов для экономики Украины будут катастрофические, и угрожают Украине остановкой стратегических компаний и значительным сокращением валютной выручки.