24 ноября Новоград-Волынский топливный терминал, что на Житомирщине, посетило руководство района. Их заинтересовал палаточный лагерь, разбитый накануне активистами общественного движения «Визволення». Активисты рассказали, что останавливают контрабандные поставки в Украину российского топлива. По их мнению, незаконными поставками руководит Виктор Медведчук.
Активисты задерживают выезжающие с территории терминала бензовозы для проверки наличия документов, подтверждающих уплату всех необходимых при импортировании дизтоплива налогов и сборов.
По словам их лидеров – народных депутатов от «Самопомощи», государство теряет 170 млн долларов в год от контрабандного ввоза российского топлива на территорию Украины. «Пусть теперь эти деньги получит государственный бюджет Украины в виде налогов и сборов», – говорят они и добавляют, что незаконное обогащение Медведчука на этом участке закончилось.
Среди активистов – участники Майдана, демобилизованные воины АТО и бывшие сотрудники спецподразделения фискальной службы «Фантом».
Новоград-Волынский топливный терминал – основная «точка раздачи» дизельного топлива, поступающего по нефтепродуктопроводу «Самара-Западное направление». Сам нефтепродуктопровод был построен еще при СССР и, согласно действующего на момент раздела общесоюзного имущества законодательства, должен был достаться государству Украина. РФ была с этим не согласна, и трубопровод в течение 20 лет оставался спорным активом, но при этом эксплуатировался дочерним предприятием российской «Транснефти».
Однако в 2011 году Украина отстояла свое право собственности в суде. Это решение Хозяйственного суда Ровенской области от 22 марта 2011 года по иску Генерального прокурора Украины было окончательно подтверждено Высшим хозяйственным судом Украины 17 марта 2015 года.
28 мая 2015 года был издан Указ Президента Украины №298/2015, которым он ввел в действие Решение СНБО от 6 мая 2015 года, касающееся энергетической безопасности государства. Президент Украины поручил Кабинету Министров Украины безотлагательно определить центральный орган исполнительной власти, ответственный за сохранение и эксплуатацию данного нефтепродуктопровода для обеспечения защиты экономических интересов государства.
Тем не менее, судебное решение, определившее право собственности за Украиной, было отменено судьей Хозяйственного суда Ровенской области Ярославой Гудзенко, которая удовлетворила заявление российской стороны о пересмотре дела. Отменив прежнее решение и открыв новое производство, судья назначила техническую экспертизу.
Пока длилась экспертиза (почти два года), российская «Транснефть» успела продать украинский стратегический объект швейцарской фирме InternationalTradingPartnersAG, главой которой является некий Анатолий Шефер, гражданин ФРГ. Упоминание о компании International Trading Partners AG можно найти в едином государственном реестре судебных решений, она была фигурантом уголовного производства Государственной фискальной службы. Компанию уличили в проведении бестоварных операций. На ее счета украинские бизнес-структуры переводили деньги за товары, которые в Украину так и не поступили. Украинские компании, пользовавшиеся услугами International Trading Partners AG, принадлежат людям, связанным с Виктором Медведчуком (Вячеславу Черепаню, Яну Марченко и братьям Тарасу и Богдану Козакам).
На данный момент нефтепродуктопровод эксплуатирует компания - Proton Energy Group S.A., владельцем которой является бизнес-партнер Медведчука Ниссан Моисеев. Данная компания – единственный контрактодержатель поставок в Украину дизельного топлива по нефтепродуктопроводу. Учитывая, что, как минимум, 25% топлива поступает в Украину по трубе, можно сказать, что Моисеев и Медведчук контролируют не менее четверти рынка. Пострадали не только конкуренты-импортеры, которые ввозят нефтепродукты наземным и водным транспортом, что значительно дороже, но и государство, ведь на данный момент фискальные органы не в состоянии контролировать поставки по трубопроводу.
Движение «Визволення» в своем обращении к руководителям Фискальной службы и Антикоррупционного бюро требует принять меры по предотвращению контрабанды топлива, начать расследование против организаторов «схемы», а также вернуть трубу в госсобственность Украины, наказав причастных к ее приватизации структурами Медведчука.