RU  UA  EN

пятница, 3 мая
  • НБУ:USD 39.30
  • НБУ:EUR 41.95
НБУ:USD  39.30
Бизнес

Помочь Вооружённым Силам Украины! Ссылка для переводов

Новости

3 мая

2 мая

Все новости

Развитие транспортной инфраструктуры Украины требует новых подходов - эксперт

Одним из ключевых условий экономического роста Украины является развитие транспортной инфраструктуры, и успех в отрасли будет заметен после принятия ряда реформ.

Об этом пишет в блоге на "Экономической правде" доцент Государственного налогового университета, кандидат юридических наук Андрей Гмырин.

По словам автора, из-за недостаточных инвестиций транспортная инфраструктура находится на уровне удовлетворения базовых потребностей, а качество сервиса, эффективности, влияния на окружающую среду не отвечают современным требованиям. Эксперт ссылается на исследование "Инфраструктурный индекс" Европейской Бизнес Ассоциации. По итогам 2021 интегральный показатель индекса равнялся 2,76 балла из 5 (2,58 балла в 2020). Весной 2018 Кабмин утвердил Национальную транспортную стратегию до 2030 "Drive Ukraine 2030" – о создании новых автобанов, увеличении количества аэропортов, обновлении вагонного парка, тарифах. В апреле 2021 Кабмин утвердил "План мероприятий по реализации Национальной транспортной стратегии Украины на период до 2030".

Автор пишет, что за 3 года объемы инвестиций в дорожное строительство выросли почти в 5 раз: в 2019 - 21,3 млрд грн, в 2021 - 106 млрд, а на 2022 запланированы расходы свыше 140 млрд грн. В 2022 государство планирует привлечь частные капиталы в построение первого концессионного автобана, что стало бы примером государственно-частного партнерства в секторе. В железнодорожной отрасли ситуация хуже, считает Гмырин. В ноябре 2020 "Укрзализныця" начала внедрять проект о допуске частных локомотивов на отдельные маршруты, но государство сумело заключить договор только с одной компанией. В 2021 УЗ договорилась с Alstom об обновлении локомотивов на $1 млрд, производство частично перенесут в Украину. Ученый пишет, что в конце 2021 президент анонсировал начало "Большого строительства" на железной дороге.

Перспективными направлениями эксперт назвал морские перевозки и авиацию. В декабре 2021 имущество "СК "Ольвия" перешло в концессию на 35 лет QTerminals, инвестиции составят 3,4 млрд грн. Такая же судьба ждет Херсонский порт - ожидаются инвестиции в 320 млн грн. Андрей Гмырин указывает, что оба проекта реализуются медленно, инвесторы прекратили в них участие, не решены вопросы о компенсациях инвестиций, отчислениях дивидендов, расчете ставок сборов.

Что касается авиаперевозок - автор вспоминает о соглашении об "Открытом небе", реализация которого должна увеличить количество авиамаршрутов, снизить цены на билеты. Эксперт говорит, что в 2021 государство инвестировало в авиаинфраструктуру 3,4 млрд грн, принята программа по развитию авиастроения на 2021-2030 на 34 млрд грн инвестиций. Однако автор предполагает, что соглашение нанесет удар по украинскому бизнесу вследствие конкуренции с авиакомпаниями ЕС.

Андрей Гмырин предлагает свое видение того, как должно действовать государство для развития транспортной инфраструктуры:

  • В автотранспорте - государству следует вкладывать в развитие дорожной инфраструктуры. Бизнес ждет ряд изменений: закон о создании Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере транспорта; закон о мультимодальных перевозках;
  • В железнодорожных перевозках - следует отойти от кросс-субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, принять Закон о НКРТ, о железнодорожном транспорте, акты о регламентации рынка частной тяги;
  • В морском секторе - методика расчета портовых сборов и порядок компенсации инвестиций в объекты портовой инфраструктуры - акты, принятия которых ждут инвесторы;
  • Для авиации - необходимо ввести программу развития и модернизации аэропортов и акты, регулирующие аспекты, сдерживающие развитие.
  • "Убежден, что транспортная отрасль имеет огромный потенциал развития. Будет ли он реализован, зависит от мудрости, а порой и решительности украинских государственных деятелей – чиновников и парламентариев", — резюмирует Андрей Гмырин.